Олег Неменский: Имитация закона
Главарь нацистской организации С14* Сергей Мазур, подозреваемый в погроме табора цыган на Лысой горе в Киеве, приговорен к двум месяцам домашнего ареста. Такое решение вынесла судья Голосеевского суда Чередниченко. Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Нем
Главарь нацистской организации С14* Сергей Мазур, подозреваемый в погроме табора цыган на Лысой горе в Киеве, приговорен к двум месяцам домашнего ареста. Такое решение вынесла судья Голосеевского суда Чередниченко.
Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский рассказал о нынешнем значении националистического движения на Украине, об отношении Запада к радикальным украинским группировкам и о том, можно ли воспринимать приговор как часть определенной тенденции.
«В настоящее время на Украине радикальные националистические группировки все время пытаются так или иначе выдавить из политического поля, потому что их боятся — и нынешняя власть, и основные политические силы.
В последнее время часто появляются заявления западных украинских партнеров, вроде высказываний Волкера, о том, что лидеры политического мейнстрима должны отказаться от ультраправой идеологии и группировок. Это означает, что для них буйство украинского национализма является очень неудобным фактом, но именно в информационном плане. То есть, получается, что Украина, как подопечное государство, тем самым показывает, что Запад не очень справляется со своими функциями, и внешнее управление не удается.
Но с другой стороны, те же самые радикальные националисты очень удобны как оправдание того, почему вопросы дальнейшей интеграции Украины с Западом, с Европой не стоят в актуальной повестке дня. Всегда можно сослаться, что государство, в котором есть разгул радикального национализма не может претендовать на дальнейший интеграционный проект.
Националисты представляют большую опасность не своей популярностью, ведь электоральный вес у них очень небольшой, недостаточный даже для прохождения в парламент. Вопрос в том, что они вполне могут захватить власть через военный переворот и открыто на это ориентированы. Такой сценарий вполне реализуем на современной Украине. До ближайших выборов этого не произойдет, но после — вполне возможно.
Так что, с одной стороны, власть их подкармливает, чтобы иметь на них некоторое влияние. Но с другой стороны, сама же их боится, потому что они опасны, можно сказать, что для всей украинской государственности. И уж точно – для тех политиков, которые сейчас находятся у власти или претендуют на приход к власти через выборы.
Радикальные националистические группировки убрали с фронта еще в 2014 году, иногда они туда частично возвращаются, потом их опять убирают – это не свидетельствует о каком-то значимом процессе. Они сыграли свою роль в 2014 году, когда наладить действия армейских структур было очень сложно. Но с тех пор их там стараются держать подальше от фронта, потому как они не контролируемы, и фактически не подчиняются никакому командованию. Плюс к тому, получение ими боевого опыта считается нецелесообразным.
Тогда, в 2014 году, была надежда у нынешней власти, что всех этих радикалов с Майдана просто перебьют на фронте, и проблема будет решена. Да, по некоторым подсчетам, около 80 процентов тех радикалов, что были на Майдане, перебить удалось. Но от этого их меньше не стало, наоборот их все больше и больше. И теперь у них появилось оружие, появилось новое финансирование, новые условия для деятельности. Надо сказать, самих этих националистов не столько волнует фронт, сколько участие в разделе имущества и власти на местах.
Цыганские погромы – это то, что с одной стороны закономерно вытекает из идеологии националистов, с другой стороны — это сильно расстраивает украинскую власть, которая лишний раз выглядит неудобно перед международным сообществом. Поэтому она пытается воздействовать на них, чтобы ограничить их активность в этой сфере. Слишком жестко воздействовать она не может, так как это для нее чревато. Попытки приструнить есть, но они не будут очень жесткими. Те же самые зачинщики всех этих погромов и участники — никаких суровых наказаний не получат. Скорее делается видимость, что и к ним пытаются применить закон».