«Дивизия» Папы Римского: Как религиозно-политическая корпорация УГКЦ окормляет Украину и Донбасс
-
Минобороны Украины
В одном из центральных районов ДНР возвышается странный «храм», окрашенный в цвета украинского флага. Это «храм» Покрова, относящийся к организации украинских бандеро-униатов (полное название УГКЦ). Той самой УГКЦ, пастыри которой еще в 2014 году оправдывали майданные погромы воздействием «святого д
В одном из центральных районов ДНР возвышается странный «храм», окрашенный в цвета украинского флага. Это «храм» Покрова, относящийся к организации украинских бандеро-униатов (полное название УГКЦ). Той самой УГКЦ, пастыри которой еще в 2014 году оправдывали майданные погромы воздействием «святого духа». «На майдан людей вывел Святой Дух» — заявил тогда действующий глава УГКЦ кардинал Святослав Шевчук. Той самой УГКЦ, «отцы-капелланы» которой до сих пор активно и патриотично окормляют боевиков в зоне «ООС».
Но теперь бывший главный храм экзархата в Донецке почти пуст. Немногочисленная паства, состоящая в основном из людей преклонного возраста, собирается лишь по воскресеньям. Большинство дончан, несмотря на свободу вероисповедания, которая действует в ДНР, обходят сооружение цветов украинского флага стороной. К слову, невозможно себе представить, чтобы скажем, в Киеве, не говоря уже о Львове, возвышался храм Русской православной церкви. Но Донецк славится своей веротерпимостью. Поэтому в 2019 году УГКЦ благополучно прошла положенную законом перерегистрацию.
Тем не менее люди в храм не идут, их не привлекает даже раздаваемая здесь иногда гуманитарная помощь. Большинство дончан считают себя православными, да и странное сочетание «греко-католик» отдает какой-то двусмысленностью. На самом деле паства храма — католики, приставка «греко» указывает только на обрядовость по греческому (византийскому) образцу.
Подобная ловкая манипуляция была предпринята римским престолом в целях продвижения своего влияния на православный Восток лет эдак четыреста назад. Поскольку уния, благодаря которой собственно и образовалась УГКЦ, всегда рассматривалась в качестве временного инструмента при переходе в полное латинство, а заодно и в польскую ассимиляцию православных веток на Украине. Что, кстати, в конце концов, привело не только к отколу современной Украины от общерусского пространства, но и расколу ее на Запад и Восток.
Сладкий «плен» Ватикана
Дискуссия относительно возможности перехода под юрисдикцию Рима началась давно, в 70-е годы XVI столетия, когда часть православных епископов решила не искушать судьбу и для сохранения собственных привилегий в Речи Посполитой искать защиты у католической церкви. Пусть даже выразив согласие на открытое противостояние с собственными мирянами, многие из них не только остались верны православию, но и активно боролись против окатоличивания в качестве членов многочисленных православных братств.
Сговор епископов Киевской митрополии о поддержке унии состоялся в 1594 году. Через год между заговорщиками и Римом начались переговоры, после чего епископы направили делегацию в Рим. Сторонники унии думали, что подчинение Папе будет формальным и что, покинув православную церковь, они, сохраняя права, обретут широкую автономию. Но произошло обратное. В Риме раскольников встретили надменно, как просителей — «схизматиков», желающих быть принятыми в лоно Римской церкви. 23 декабря 1595 года епископы — сторонники унии, поцеловав туфлю Папы, принесли присягу повиновения и полностью приняли католицизм как догматическое и церковное учение. 23 февраля 1596 года была подписана папская булла, которая хотя и гарантировала уважение к восточной литургической традиции, но не давала Киевской митрополии никакой автономии.
Так на современных землях западной Украины появилась грекокатолическая церковь (УГКЦ) — православная по форме и католическая по содержанию. С того периода начались гонения на православный люд, православных священников под угрозой жестоких репрессий заставляли переходить в унию, которая всячески поддерживалась польскими властями. Ответом стали народные восстания, охватившие территорию современной Украины и Белоруссии. Антиуниатскими по своей сути были и казацкие выступления первой половины XVII века, и в том числе восстание под руководством Хмельницкого. Возможно, если бы официальная Варшава была более веротерпима по отношению к православию, западнорусские земли так бы и остались в польской орбите, но из-за религиозных притеснений со стороны католиков в 1654 году произошло судьбоносное воссоединение Малороссии с Россией.
После раздела Речи Посполитой на землях, вошедших в состав России, начался обратный процесс. Императрица Екатерина II была категорически против унии, и только вмешательство папского нунция уберегло греко-католиков от полного разгрома. При более лояльных Павле I и Александре I униатам вернули часть храмов и даже даровали самостоятельное управление. Ситуация снова изменилась при Николае I — по результатам собора в Полоцке 1839 года православной церкви переподчинили 1607 униатских приходов, а в 1875 году униатство в Российской империи было полностью ликвидировано как абсолютно чуждое мировосприятию русского православного народа.
Страсти по Шептицкому
Об этом римском политическом образовании вспомнили только в 20-х годах прошлого века, когда по итогам советско-польской войны Западная Украина оказалась под властью Варшавы. УГКЦ опять стала пользоваться широким покровительством и подачками польской власти, имевшей в ее отношении далеко идущие планы. Наиболее подходящей фигурой для поляков в тот период стал глава УГКЦ митрополит Андрей Шептицкий, тот самый, кто в 1941 году приветствовал «непобедимую» германскую армию и признал правительство ОУН. Напомню, что ранее Шептицкий гневно осуждал Бандеру, Лебедя, Стецько и прочих оуновцев.
В качестве примера можно привести исполненное ликования обращение Шептицкого к пастве по случаю вхождения во Львов гитлеровцев 30 июня 1941 г. «По воле всемогущего и всемилостивого Бога начинается новая эпоха в жизни нашей родины. Победоносную немецкую армию, занявшую уже почти весь край, приветствуем с радостью и благодарностью за освобождение от врага».
Когда же во Львов ворвались боевики «Нахтигаля», первым делом они «отправились представляться Шептицкому». Выслушав доклад Гриньоха (капеллана «Нахтигаля»), митрополит благословил будущее «правительство» Стецько и «легионеров»: «Благословляю вас, сыны мои, на священную борьбу во имя правды Божьей. В наших руках судьба народа нашего и наше будущее. Начинайте с Богом!»
И «нахтигалевцы», напутствованные Шептицким, учинили, как известно, зверское побоище во Львове. К митрополиту неоднократно обращались местные жители с просьбой о помощи. Например, жена академика Цешинского, лично знакомая с митрополитом, попросила Шептицкого проявить содействие в освобождении мужа. «Гуманный» князь церкви ответил ей, что он «не вмешивается в мирские дела» («Обвиняет земля», с. 87). Обращался митрополит и непосредственно к Гитлеру. Известно, например, что он отправил ему поздравительное письмо по случаю взятия немецко-фашистскими войсками Киева.
Особого внимания заслуживает имевшая место в военные годы переписка Шептицкого с монахинями-василианками из так называемого контемпляционного монастыря св. Илии в селе Суховоля вблизи Львова. Эти монахини (их было в монастыре всего 17 человек) находились в состоянии экзальтации и нередко имели так называемые видения (зачастую весьма своеобразного свойства), о которых подробно докладывали митрополиту. Одна из василианок — Авксентия Иванович — 19 августа 1941 г. описала в письме к Шептицкому оригинальное видение «трех пророков» — самого митрополита в образе «князя украинского» и по сторонам его, как на Фаворе, «вождя Гитлера в образе святого Ильи» и папу римского «в обличье пророка Моисея».
Как видим в этой «контемпляционной иерархии» Шептицкий оказался на месте Христа — выше самого римского понтифика. Еще одно послание Авксентии содержит следующее пожелание Гитлеру, якобы высказанное через нее Самим Господом: «Чтобы был истинным вполне католиком, связанным с папой, который мог бы дать ему все нужные религиозные предписания, а в конце наложить на его голову золотую корону и наименовать Его Царем всей Европы». Одновременно рядом еще одно пожелание: «Желаю, чтобы немецкое войско ничего не щадило в России, ни городов, ни замков, ни сел, ибо Господь не хочет, чтобы там что-нибудь осталось (возникает вопрос, что это за кровожадный «Господь» являлся Авксентии? На Христа уж очень мало похож)».
Вполне возможно, что все эти бредни в действительности были отнюдь не плодом экстатических «видений», но сочинялись в расчете на общеизвестный интерес Гитлера к разного рода мистическим штучкам. При этом, как видно из слов самой Авксентии, правку в текст описаний «видений» вносил и сам Шептицкий:
«Высылаю письмо к Г… для милостивого просмотра и исправления. Ваша Экселенция милостиво решит, годится ли оно, не следует ли его сократить или дополнить». Шептицкий отсылал отчеты о «видениях» василианок лично Гитлеру. В частности, сохранилось одно из таких писем митрополита к фюреру в бывшем партархиве в Киеве.
Именно за этого человека хлопотал президент Зеленский совместно с главным раввином Моше Реувен Асманом о присвоение митрополиту почетного звания «Праведник народов мира», обосновывая просьбу восстановлением исторической справедливости, якобы митрополит спас нескольких евреев. Однако тандем президента и раввина не убедил главную мировую организацию по Холокосту. «Праведником» его так и не признали, потому что, как было написано в тексте организации: Шептицкий «приветствовал немецких оккупантов в 1941 году и призывал украинцев становиться в их ряды».
Бандеро-униаты как геополитический гибрид
После обретения Украиной так называемой независимости храмы УГКЦ стали появляться по всей Украине в самых неожиданных, исконно «православных» местах. Появились они и в Донбассе. Например, место под строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Донецке было освящено еще в 1994 году. Тогда же в город прибыл отец Василий (Пантелюк). Римская курия умела подбирать нужные кадры. Новоявленный священник, обладая порицаемым в Православии «даром» экзорцизма, сумел не только сколотить солидный приход из людей с психическими расстройствами, но и прорастить семена униатства в нескольких учебных заведениях Донецка. В частности, в так называемом институте искусственного интеллекта, ректора которого спешно сделали доктором богословия. За короткий срок в Донецке образовался ряд приходов УГКЦ, проводились курсы катехизации. Сюда же потянулись разные маргиналы, криминальные личности, в прошлом воевавшие в рядах чеченских боевиков. Кипучая деятельность бандеро-униатов в Донбассе была остановлена лишь событиями 2014 года.
Сегодня на Украине нет ни одного региона, где бы грекокатолическая церковь не была представлена в том или ином виде. Униатское «миссионерство» на чужой канонической территории является важнейшим методом, который во все времена активно эксплуатировался Римом. В 2016 году во время исторической встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе данный «метод» был осужден в знаменитых тезисах «Гаванской декларации», но это так и осталась в формальном аспекте.
УГКЦ до сих пор является оккупационным и ассимиляционным инструментом геополитики Западного мира, в частности, Рима. Как сказал во время своей поездки в США главный украинский униат Шевчук, «куда поведет нас Святой Дух дальше? Направление указывает нам сам Папа Римский. Это направление указал и кардинал Пьетро, начав свой визит с Востока Украины — из Запорожья, чтобы показать, что будущее УГКЦ и Украины куется там, где война и страдают люди… Выдвигаемся на Восток». На сегодняшний день униаты продвинулись на Восток Украины так далеко, как никогда в истории, окормляя «духовной» пищей боевиков ООС в перестроенных из блиндажей, так называемых каплицах. Кроме того, униаты создали десять «пастырских станиц» по всей линии разграничения. Там «святые» отца заклинают святого «духа», который якобы поведет в бой, как некогда вывел на майдан, и учат новых воинов «света» равняться на Бандеру и Шухевича.
Ощутимое материальное содействие так называемому выдвижению униатов на Восток оказывает Всемирный конгресс украинцев, который выделил средства на строительство 10 греко-католических храмов на территории только Донецко-Харьковского экзархата УГКЦ. Их собирают из привозимых из западных регионов готовых бревен по типовому проекту.
В отношении местного населения оккупированных территорий ДНР «миссионерская» деятельности бандеро-униатов сводится к «разъяснениям о необходимости изменений и реформ на Украине». Как правило, «разъяснения сводятся к следующим тезам: Советский Союз и Россия — агрессор и зло; Бандера и фашисты — герои Украины; США и ЕС — рай; Евросодом и «евромания» — смысл жизни; каноническая православная Церковь — враг и зло Украины! И этим должно быть насквозь пронизано все в «повседневной жизни общества» не только оккупированных территорий, но и всей Украины! По сути, с помощью УГКЦ в обществе постоянно стимулируются русофобские и антиправославные настроения. В самом настрое и менталитете этой «церкви», при всей ее декларированной «унийности» (соединении), царит дух, абсолютно противоположный духу христианства и единения; как сказал об этом сам их глава Папа Франциск, «метод «униатизма»… не является путем к восстановлению единства». Как точно подмечено!
А это означает, что через такие геополитические гибриды как УГКЦ на Украине продолжается обработка населения в нужном ключе с целью оккупации территорий, с претензиями на «свой» Крым и Донбасс.
Наталья Залевская
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.