ООН резко раскритиковала Украину за репрессии, жуткие пытки и казни
Управление верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) подвергло резкой критике ситуацию с соблюдением прав человека на Украине. Крайне неприятные для украинского режима выводы опубликованы в новом докладе Мониторинговой миссии, сообщает издание «Страна». Сотрудники миссии ООН в процессе раб
Управление верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) подвергло резкой критике ситуацию с соблюдением прав человека на Украине. Крайне неприятные для украинского режима выводы опубликованы в новом докладе Мониторинговой миссии, сообщает издание «Страна».
Сотрудники миссии ООН в процессе работы над докладом, который охватывает период с февраля по май 2017 года, взяли интервью у 252 свидетелей и жертв преступлений.
Дела Майдана и 2 мая: никакого прогресса
В Докладе раскритикована бездеятельность украинских властей в отношении расследования столкновений на майдане и трагедии 2 мая 2014 года в Одессе. Спустя три года после актов насилия в Киеве и Одессе, в которых погибли по меньшей мере 169 человек, никто не был привлечен к ответственности за эти смерти. В отношении «дела 2 мая» в Докладе сказано: «Действия, предпринимаемые до сих пор, выглядят избирательными и свидетельствуют о возможной предвзятости».
В ООН отмечают, что единственный обвиняемый по делу 2 мая «майдановец», в отличие от «куликовцев», находится на свободе, а суд в его отношении даже не начался. Также остаются на свободе должностные лица, подозреваемые в совершении правонарушений 2 мая 2014-го года, в частности, чиновники областного управления Госслужбы по чрезвычайным ситуациям. Их обвиняют в неоказании помощи людям, заблокированным в горящем Доме профсоюзов.
Жертвы конфликта в Донбассе: 10 тысяч убитых, 24 тысячи раненых
За период с середины апреля 2014 г. по 15 мая 2017 г. миссия УВКПЧ зафиксировала 34 056 жертв конфликта на Донбассе. Сюда входят жертвы среди гражданского населения, украинских боевиков и ополченцев Донбасса. Эта цифра включает 10 090 убитых (из них 2 777 — гражданское население) и 23 966 раненых.
В Докладе оговорено, что эти данные являются неполными в связи с недостаточным охватом некоторых географических районов и периодов времени, а также в связи с недостаточным освещением ситуации. Это особенно касается информации о количестве раненых. То есть, жертв конфликта на самом деле больше.
Среди гражданского населения за период с 16 февраля по 15 мая 2017 г. УВКПЧ зафиксировало 193 жертвы, в том числе 36 убитых и 157 раненых (42 процента жертв было обусловлено обстрелами). Это на 48 процентов больше по сравнению с предыдущим отчетным периодом:
Как видим, больше всего жертв (86 человек, в том числе 3 убитых и 4 раненых детей) – на счету у мин, «растяжек» и прочих «пережитков войны. Почти столько же (82 человека) погибли и ранены в результате обстрелов.
География мест, где погибли или получили ранения мирные люди, показана на включенной в Доклад карте. На ней видно, что больше всего жертв в районе Донецка:
В течение всего периода конфликта, с 14 апреля 2014 г. по 15 мая 2017 г., УВКПЧ зафиксировало не менее убитых 2 479 гражданских лиц: 1 367 мужчин, 826 женщин, 90 мальчиков и 47 девочек, а также 149 взрослых, чей пол не был установлен. Кроме того, в результате авиакатастрофы МН-17 17 июля 2014 года погибло 298 гражданских лиц, включая 80 детей. Число раненых в связи с конфликтом среди гражданского населения оценивается на уровне 7000- 9000 человек.
Внесудебные казни
УВКПЧ описывает случаи внесудебных казней и других убийств, «предположительно», как сказано в Докладе, совершенных украинскими силами.
10 марта тело человека, пропавшего в Авдеевке 3 марта 2017 г., было обнаружено недалеко от Красногоровки Ясиноватского района. Сотрудник СБУ, подозреваемый в совершении преступления, был взят под стражу в марте, но выпущен под залог. Досудебное расследование продолжается, однако существуют опасения по поводу безопасности родственников и свидетелей.
В другом случае, который описывается в Докладе, человек обнаружил 23 сентября 2016 г., что его дом в Песчаном был разграблен и подожжен, а его родственник, который жил там, отсутствовал. Полиция обнаружила тело родственника, погребенное в соседнем лесу, со следами четырех пулевых ранений.
Из 11 членов Вооруженных сил Украины, подозреваемых в причастности к этому преступлению, только пять находятся под следствием, и только одному из них было предъявлено обвинение в совершении убийства.
Расследование подобных случаев также подверглось критике в Докладе. Приветствуя усилия Правительства по расследованию недавних случаев внесудебных казней и других убийств, УВКПЧ «выразило озабоченность» тем фактом, что руководители, которые, возможно, заказали или скрыли преступления, не предстали перед судом.
В качестве примера в Докладе приведено расследование, которое касается пыток Александра Агафонова во время содержания под стражей в СБУ и его последующей смерти в полицейском участке в Изюме в 2014 г.
Также приведен случай двух членов Вооруженных сил Украины, подозреваемых в убийстве двух женщин в Луганском 14 июня 2015 г. Действия командиров не были расследованы. Подсудимые были оправданы 3 февраля 2017 г., несмотря на убедительные доказательства, представленные в суде. Родственники жертв и прокурор подали апелляцию. Приговор был отменен 11 апреля 2017 г. и дело передали обратно в суд первой инстанции.
Пытки и жестокое обращение
Большую часть Доклада занимает описание случаев, когда украинские правоохранительные органы допускали пытки и жестокое обращение с задержанными.
Так, в апреле 2017 г. двое мужчин были задержаны полицией в Бахмуте и увезены в неизвестное место за пределами города. Одного из них держали в течение двух, а другого трех дней без связи с внешним миром и по отдельности подвергали пыткам во время допросов об их участии в ополчении Донбасса в 2014 г.
Оба были жестоко избиты и один был подвергнут электрошоку в области половых органов. Обе жертвы были переведены в следственный изолятор и обвиняются в участии в ополчении.
Что касается СБУ, то УВКПЧ зафиксировало новые данные от жертв и свидетелей, которые говорят о систематическом применении пыток и жестокого обращения с лицами, задержанными в связи с конфликтом, со стороны сотрудников СБУ с целью получения признания.
В течение отчетного периода, УВКПЧ задокументировало пять случаев, связанных с девятью лицами, которые подвергались пыткам в помещениях СБУ в Харькове в 2015 — 2016 годах.
29 апреля 2015 года активист анти-Майдана был задержан 15 неизвестными вооруженными людьми, которые отвезли его в здание Харьковского СБУ, где он был избит бейсбольной битой и подвергнут имитации утопления. Также преступники сняли с него штаны и поджигали его ягодицы зажигалкой, требуя, чтобы он признался в хранении оружия. В результате жертва страдает от постоянной хромоты.
Ещё одного человека задержали и избили в его квартире сотрудники СБУ «Альфа» в ночь на 30 мая 2015 г., после чего его доставили в здание СБУ в Харькове, где он в наручниках был брошен на пол, и сотрудники нанесли ему ряд ударов руками и ногами. Во время допроса жертва подвергалась пытке «ласточка»: стоя за ним лица, совершавшие насилие поднимали его руки за спиной, вызывая сильную боль в суставах.
Другая жертва была доставлена в здание Харьковского СБУ 29 мая 2015 г., после задержания на блокпосте. Сотрудники били его руками и ногами, требуя, чтобы он признался в террористической деятельности.
Все три жертвы были переданы в СИЗО в Харькове, где они оставались по состоянию на 15 мая 2017 г.
УВКПЧ проверяет сообщения о применении в отношении задержанных пыток с элементами сексуального насилия со стороны сотрудников СБУ. Например, УВКПЧ проинтервьюировало двух мужчин, задержанных СБУ в апреле 2015 г. по обвинениям, связанным с конфликтом. Один из них был остановлен на дороге неизвестными вооруженными людьми, которые надели ему наручники, пакет на голову и привезли в Харьковское СБУ. Его допрашивали требуя признаний в том, что он был членом «харьковских партизан». Его били ногами в живот и наносили удары по голове. Один из офицеров СБУ схватил и скрутил гениталии жертвы. Во время этих пыток, которые продолжались около часа, офицеры постоянно угрожали его семье.
Другой мужчина был задержан сотрудниками СБУ в доме своего друга, где его сначала били в пах, а потом начали допрашивать. Сотрудники СБУ надели ему противогаз на голову и закрыли трубку для вдоха-выдоха, чтобы вызвать удушье, угрожая ему дополнительным физическим насилием. Когда сотрудники СБУ пригрозили сообщить адрес его девушки «Правому сектору», сказав, что они «сделают с ней что угодно», жертва согласилась «сотрудничать» и всё подписать.
По состоянию на 15 мая 2017 г., обе жертвы по-прежнему содержались под стражей.
Аналогичным образом, мужчина, задержанный в своем доме в январе 2015 г., был доставлен в СБУ в Волновахе, где его привязали к радиатору и наносили удары ногами и руками по телу и голове, в результате чего он несколько раз терял сознание. Виновники заставили его подписать «признание», угрожая тем, что они изнасилуют его жену, разрежут её на куски и заставят его их съесть.
Пытки участников незаконных формирований
В докладе указываются и пытки ополченцев ДНР и ЛНР, которые в Докладе называются «вооруженными группами».
УВКПЧ зафиксировало, что 8 октября 2016 г. ополченец был захвачен Вооруженными силами Украины близ села Водяное. Несмотря на то, что он получил огнестрельное ранение, медицинскую помощь ему не оказали. Он был доставлен в Мариупольское СБУ, где его допрашивали о военных позициях вооруженных групп. Его избивали ногами, пока он не упал на землю, после чего ему надели на голову полиэтиленовый пакет и закрепили скотчем, что вызывало удушье. Лица, совершавшие эти действия угрожали нанести вред его семье, а его самого отправить расчищать минное поле. По состоянию на 15 мая, жертва оставалась в заключении.
Аналогичным образом, другой ополченец был задержан в апреле 2015 г. и доставлен в СБУ в Мариуполе. Его допрашивали в течении 5 дней, били по всему телу, подвергали воздействию электрического шока, утоплению и угрожали казнью. После этого задержанный был переведен в СИЗО в Старобельске, где он оставался по состоянию на 15 мая.
В декабре 2016 г. в Золотом-4 был задержан бывший ополченец. Ему стреляли в ногу, после чего его руки были связаны скотчем, а голова замотана. Пока он лежал на земле, сотрудники ударили его по лицу прикладом пистолета и рассекли губу. Затем его посадили в автомобиль, допрашивали и били руками и ногами. Через несколько часов его привезли в Северодонецкое СБУ, где его подвергли дальнейшему допросу. Следователь представил ему его «показания», заставив подписать, не читая. Впоследствии ему разрешили встретиться с адвокатом и доставили в больницу. По состоянию на 15 мая, жертва оставалась в СИЗО в Старобельске.
24 июня 2016 г., членами Вооруженных сил Украины был задержан ополченец ЛНР. Он был ранен во время задержания и после этого доставлен в СБУ в Старобельске, где трое сотрудников СБУ допрашивали и избивали его в течение четырех часов, пока он не подписал «признание», написанное одним из сотрудников. Затем он был доставлен в больницу и привязан к кровати. Один из сотрудников, которые охраняли его, направил ему лампу в глаза и оставлял её включённой в течение двух дней. После того, как его освободили из больницы, пострадавший был передан в Северодонецкое СБУ, где он впервые получил возможность встретиться с адвокатом. По состоянию на 15 мая, он оставался в следственном изоляторе в Старобельске.
УВКПЧ также задокументировало, по крайней мере, семь случаев, когда жертвы были произвольно задержаны вооруженными людьми и подвергнуты жестокому обращению в районе Мариуполя. Это произошло на территориях, контролируемых украинским правительством. Через некоторое время задержанные были переданы в правоохранительные органы и против них было возбуждено уголовное дело по обвинению в членстве в «террористической организации Донецкая народная республика».
В одном из случаев потерпевший сообщил, что через три дня после ареста украинскими солдатами он предстал перед следователем СБУ, а затем впервые встретился с адвокатом. Несмотря на явные телесные признаки физического насилия, ни следователь, ни адвокат не отреагировали должным образом. Под давлением пыток и угрозы смерти, жертва подписала документ, содержащий признательные показания.
Расследования пыток не ведутся
УВКПЧ считает неэффективными расследования сообщений о пытках и жестоком обращении, переданных жертвами в правоохранительные органы или суды. По информации СБУ, случаи в июне и декабре 2016 г. описанные выше были рассмотрены, однако ни следственный судья, ни областная СБУ не нашли оснований для начала официального расследования.
Также было проведено три расследования и 14 проверок относительно возможных нарушений прав человека в зданиях СБУ Харьковской области, однако никаких незаконных действий не было выявлено.
Кроме того, не было никакого прогресса в расследовании Военной прокуратуры по 13 инцидентам, в которых предположительно имело место произвольное задержание и жестокое обращение со стороны сотрудников СБУ в Одессе и Запорожье. Жертвы до сих пор не допрошены прокурором.
В общем, украинские правоохранительные органы и органы безопасности часто отвергают жалобы задержанных лиц на нарушения прав человека. Подобная защитная тактика может привести к системному отказу от надлежащего расследования таких утверждений. Такое отношение в значительной степени способствует формированию недоверия со стороны потерпевших к национальным механизмам возмещения, что побуждает их воздерживаться от подачи жалоб.
УВКПЧ отслеживает, по меньшей мере, 12 отдельных случаев, в которых жертвы подали заявления по факту применения пыток и жестокого обращения. По этим случаям произошли неоправданные задержки при внесении заявлений в Единый реестр и начале следственных действий.
Состояние людей, подвергшихся пыткам и жестокому обращению, часто ухудшалось из-за неспособности медицинского персонала пенитенциарных учреждений надлежащим образом документировать травмы жертв. УВКПЧ напоминает, что правительство несет ответственность за расследование утверждений о серьёзных нарушениях прав человека, включая пытки, жестокое обращение и произвольные задержания.
Размещение военных возле гражданских объектов
В течение отчетного периода УВКПЧ продолжало отмечать размещение Вооруженных сил Украины и вооруженных групп в населенных пунктах и их окрестностях без принятия необходимых мер предосторожности. Этим нарушаются нормы международного гуманитарного права: согласно статье 13 (1) Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям, Гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. Это включает в себя обязательство каждой стороны конфликта избегать, насколько это возможно, расположения военных объектов внутри или вблизи густонаселенных территорий.
Во многих городах и сёлах на территории, контролируемой украинским правительством, УВКПЧ зарегистрировало военное использование гражданских жилых объектов Вооруженными силами Украины. Использование гражданских объектов военными УВКПЧ наблюдало в Песках, Бахмутке, Новосёловке Второй, Авдеевке, Золотом-4, Клиновом, Ротах, Новозвановке, Видроджени, Троицком, Новолуганском, Торецке, Луганском, Счастье и Первомайском в Ясиноватском районе.
В Новолуганском военные заняли многоэтажный дом вблизи школы, а в Торецке военная база была расположена в коммунальном здании, находящемся недалеко от городской больницы. В Новотроицке украинские военные заняли бывшую школу-интернат, находящуюся в непосредственной близости от работающего детского сада, и пустующее здание местной больницы.
По словам жителей, использование жилых кварталов Вооруженными силами Украины часто приводило к последующим обстрелам этих районов. Такие факты зафиксированы в Луганском, Возрождении, Невельском, Каменке и Красногоровке.
Растущее отчаяние и тающая надежда
УВКПЧ в Докладе констатирует, что существует немного фактов, свидетельствующих о серьёзном намерении реализации Минских соглашений в ближайшем будущем. «Обязательства» о прекращении огня, которые повторялись до и в течение отчетного периода, оказываются поверхностными и недолговечными.
Гражданское население по обе стороны от линии соприкосновения продолжает страдать от последствий этих нарушений. Оставаясь жизнестойким, население выражают растущее чувство отчаяния и тающую надежду на возвращение к нормальной жизни.
Установленные украинским правительством ограничения ещё более усугубили бедствия около трёх миллионов людей, проживающих на территории, контролируемой властями ЛНР и ДНР.
«Эти необоснованные препятствия могут восприниматься как наказание за то, что они не уехали оттуда», — отмечается в документе.
УВКПЧ подчеркивает, что единственным надёжным путём для мирного разрешения конфликта в Донбассе и будущего развития Украины является полное и решительное выполнение Минских соглашений. Однако негативные тенденции, наряду с сокращающимся пространством для деятельности гуманитарных организаций, делают перспективу будущего примирения весьма неопределённой.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш ранее заявил, что обеспокоен ухудшением ситуации с безопасностью на Донбассе и считает, что разрешить конфликт можно только путем выполнения Минских соглашений.
Напомним, что Совет Безопасности ООН в среду, 6 июня, принял заявление, в котором осудил нарушения режима прекращения огня в Донбассе.
Ранее сообщалось, резолюцию по Украине подготовили для Совбеза ООН Франция и Германия.
МИД России приветствовал принятие Советом безопасности ООН заявления по ситуации в Донбассе и назвал этот шаг «важным сигналом для Киева».
В марте ООН также выпустила доклад о пытках и похищениях людей силовиками на Украине.