"Мы могли бы взять реванш": Русские против харьковских ультрас в Одессе. Почему проиграли
-
Коллаж: Царьград
Многие задаются вопросом, почему русский город Одесса не восстанет. Однажды это уже было и закончилось трагедией. Об этом вспоминает комендант антимайдана на Куликовом поле Владимир Ермолов, который прошел через тюрьму, угрозы, равнодушие русских чиновников.
Ермолов говорит, что до развала СССР предвзятое отношение к русским было в диковинку даже на Западной Украине. Например, в Черновцах, где он родился и вырос, все говорили на русском языке. Люди праздновали 9 Мая, считали всех нас одним народом и даже не догадывались, что произойдет в будущем.
Ближе к "перестройке" начались проблемы с продуктами, а вместе с ними и разговоры, мол, это все из-за того, что житница Украина кормит Москву.
В это время Владимир уже закончил высшее артиллерийское училище в Сумах и служил в одном из гарнизонов в Архангельской области. Вот там-то действительно ощущалась нехватка продуктов. Недовольная Украина по сравнению с русским севером была страной Эльдорадо. Ермолов, возвращаясь из отпусков, привозил в холодный Архангельск колбасу из Черновцов.
Русским студентам занижали оценки
В 1990-е он вернулся на Украину и служил в дивизии ВДВ, а потом преподавал воздушно-десантную подготовку в Одесском институте сухопутных войск.
После "оранжевой революции" и прихода к власти Ющенко в 2004 году в Одессе началась украинизация. И началась именно с вузов. Если раньше в военный институт поступали в основном одесситы и ребята с восточной Украины, то теперь среди успешно сдавших экзамены стали преобладать абитуриенты с Западной Украины, причем часто из сел,
– вспоминает Ермолов.
По словам Владимира, этим студентам нужно было натягивать оценки. А вскоре начал меняться и преподавательский состав. Стали все больше приглашать идеологически заряженных преподов с запада страны. Они занижали русским оценки за попытку говорить не на мове.
Коллаж: Царьград.
Незаметно стал размываться и состав армии – появлялось все больше и больше западников. Курсанты из условного Ивано-Франковска, окончив училище, тоже всеми силами пытались остаться в Одессе. При Ющенко эти процессы начали развиваться стремительно, при Януковиче затормозились. Ермолов говорит, что при нем вообще стало лучше: начала развиваться промышленность, строились дороги.
Конечно, Януковичем были довольны не все. Но в целом было ощущение, что страна поднимается. Янукович набирал популярность и при этом отказался подписать соглашение с Евросоюзом, намеревался вступить в Таможенный союз ЕврАзЭС,
– вспоминает Ермолов.
Проблема антимайдана
Ну а дальше мы знаем – майдан, переворот, пылающие покрышки и "Беркут", в который летят бутылки с зажигательной смесью. А в это время в центре Одессы разбили палаточный лагерь антимайдана, в котором жили 200 человек, плюс каждый день проводились митинги протеста, собиравшие 10-15 тысяч человек.
Владимир быстро включился в процесс. Написал в чат несколько критических замечаний по организации лагерей. С ним связались и предложили стать комендантом – следить за порядком.
Одной из проблем было то, что антимайдан состоял из нескольких лагерей – помимо Одесской дружины, там находились палатки и других организаций, и они никак не могли между собой договориться. Каждая видела нашу победу безоговорочной и не хотела ею делиться, а в результате мы все проиграли,
– говорит Владимир.
Как такового силового блока не было – всего несколько человек с черенками от лопат, не то что на майдане. Владимир рассказывает, что неоднократно предлагал руководителям идеологического блока создать серьезное боевое крыло, но на него смотрели как на сумасшедшего. Никто не мог поверить, будто в Одессе могут начаться бои. Ему говорили:
А с кем ты тут воевать собрался? У нас нацистов – лишь несколько студентов. Ты с детьми воевать решил? Они и так от нас разбегутся.
По словам Владимира, такую позицию одесскому антимайдану транслировала Москва. На всякий случай напомним, что в то время за украинское направление отвечал Владислав Сурков. А конкретно Одессу, как говорили Владимиру, курировал Борис Грызлов.
Харьковские ультрас приехали громить одесситов
По словам коменданта, очень правильно была выбрана и дата расправы над одесситами – 2 мая 2014-го. Во-первых, начинались длинные выходные, которые выдались солнечными. 1 мая в городе прошел большой митинг сторонников антимайдана, а 2-го все уехали за город – на дачи и шашлыки, так что как обычно много людей было в этот день не собрать.
Коллаж: Царьград.
Во-вторых, 2 мая в городе проходил футбольный матч между местным "Черноморцем" и харьковским "Металлистом". Харьковские ультрас, в составе которых было множество ультраправых, приехали в приморский город на нескольких поездах. У них были четкая задача, план и организация. Все были разбиты на группы и готовы громить одесситов. Для верности убили одного из своих, чтобы появилась сакральная жертва. Русские против харьковских ультрас в Одессе долго не выстояли.
Владимир тогда был дома – лежал с приступом артроза, но, узнав о столкновениях на Куликовом поле, принял обезболивающее и отправился в центр. Когда приехал, все было кончено – догорал Дом профсоюзов.
Этот дым и сегодня часто стоит у Владимира перед глазами. Он объяснил, почему проиграли русские:
Если бы мы тогда не были разобщены, а держались все вместе, то 2 мая не проиграли были. А если бы даже проиграли в тот день, потом позорно не прятались бы по углам и могли бы взять реванш,
– считает Владимир.