Друг, хищник, жертва: Стаи одичавших собак заполонили Донбасс
-
Фото: globallookpress.com/Svetlana Vozmilova
Когда-то процветавшая земля сегодня обезображена хаосом войны. Стаи озлобленных псов оккупировали пустыри, руины домов, забегают на остановки общественного транспорта, пугая прохожих. Как решать проблему одичалых животных? Новороссия пыталась разобраться.
С началом боевых действий в Донбассе число бездомных собак начало расти в геометрической прогрессии. Часть хозяев погибли под обстрелами. Другие просто бросали своих питомцев на произвол, сбегая подальше от конфликта. Звери были вынуждены сбиваться в стаи и выживать. Где-то их прикармливали, где-то гнали. Где-то они стали настоящей угрозой мирной жизни не меньше, чем украинские снаряды.
Если животное попробовало человека - оно должно быть убито
Действующий закон "Об ответственном обращении с животными" не работает даже на материке, тем более на новых территориях, поэтому нуждается в доработке. Такое мнение в разговоре с Новороссией высказал помощник главы ДНР Ростислав Антонов.
Что касается Донецка, у нас есть приют для собак "Пиф". Фактически все делается во многом на энтузиазме, подвижничестве, люди при минимальных ресурсах делают огромную работу, вакцинируют собак, стерилизуют. Понятно, что всех не получается изолировать. Мы ведём с волонтёрами-добровольцами работу по созданию приюта и пункта вакцинации в Энергодаре.
В этом вопросе предстоит большая работа, но вообще проблема безнадзорных собак – это проблема новых территорий, подчеркнул Антонов.
Это колоссальная проблема, потому что они сбиваются в сотни и начинают представлять угрозу. Численность этих животных сейчас никак не регулируется. Вот едешь по дороге, и там сбитые тела этих собак лежат. Видимо, как ни печально, это единственный способ регулирования их численности на сегодняшний день.
Решать эту проблему необходимо на уровне, в том числе, субъектов федерации, считает помощник главы ДНР.
У нас есть закон об отношении к животным, в рамках которого агрессивные собаки должны быть изолированы. Но по факту он не работает, не работает даже на материке, не говоря уже о территории новых субъектов.
Отношение как собакам-людоедам должно быть как к диким животным, считает Антонов.
Если дикое животное попробовало мясо человека, оно должно быть убито. Вот, и никто мне не объяснит, почему это должно быть иначе. Поэтому данный закон нуждается в доработках и изменениях. Сейчас обсуждение этих изменений идёт на федеральном уровне. Посмотрим, как дальше будет.
Собаки-людоеды
Впервые о собаках-людоедах заговорили после освобождения Мариуполя. Город был разрушен практически полностью – страшные, поистине апокалиптические картины, непогребенные тела убитых укронацистами мирных жителей… И собаки. Одичавшие и озверевшие от страха, голода и жажды. Они тщетно искали еду в опустевшем городе. Как бы страшно это ни звучало, единственным источником питания для них стали человеческие останки.
Побывавшие в Мариуполе сразу после освобождения лично видели обглоданные собаками человеческие тела. Особенно животных-людоедов было много в районе Азовстали. Наевшись мертвой человечины, бросались и на живую. Для борьбы с этим злом был только один способ – отстрел.
Жертвами пули становятся и одичавшие, ставшие подобными волкам собаки в районе передовых позиций. Наши военные готовы поделиться последней банкой тушенки с котенком или щенком, деля с ними место в блиндажах, рискуя жизнью, вывозят с передовой раненых питомцев в ветклиники в городе. Но когда появляются "мариупольские людоеды", увы, остановить их может только пуля.
Другая сторона ложной доброты
Как бы это ни звучало, но в росте числа бездомных животных в первую очередь виноваты мы сами, люди. А точнее – безответственные владельцы, не желающие стерилизовать своего питомца. Как часто мы слышали, а то и говорили сами: "Моя кошечка должна познать радость материнства" или "С чего я буду делать евнухом моего пса? Он у меня мужик!".
Но пришла война, и эти "добрые" хозяева побросали своих нестерилизованных животных – вынужденно или нет, теперь неважно. И животные познали страдания, в сто крат более горькие.
Одни умерли от голода, не умея добыть еду самостоятельно. Других разорвали такие же голодные. А третьи начали бесконтрольно плодиться, запустив на руинах бывшей жизни извращенный неестественный отбор.
Поможет ли стерилизация? Этот вопрос часто задают люди, сталкивавшиеся с агрессивными стаями. Да, поможет. Это факт. Ведь часто агрессию проявляют самки, выкармливающие щенков, и самцы, когда стремятся защитить свою территорию и показать свою "крутизну" перед невестами.
В начале войны в Донбассе я сама стала жертвой такой псины. На трамвайной остановке рядом с моим домом появилась беременная собака, довольно агрессивно настроенная. Одни обходили ее стороной и отгоняли камнями. А я пыталась подкармливать будущую маму колбасой. Пришло время, собака рекордно ощенилась – 12 малышей. Подключились волонтеры. Однажды пошел дождь, мамаша спряталась под навесом, оставив слепых детишек в яме под елочкой, заливаемой водой. Когда зоозащитники начали переносить крох под навес, мать вспомнила о свох обязанностях пустила в ход зубы.
Меня она покусала позже, когда я пыталась покормить ее и дотронулась до одного щенка, упавшего от мамкиной титьки.
Если бы она была стерилизована, не было бы всей этой странной истории.
Зоозащитники и "зоошизы"
Помогать бездомным животным стремятся разные люди, и методы у них разные. Зоозащитники терпеливо подбирают выброшенных щенков и котят. Превращают свое жилище в мини-приют, где питомцы проходят карантин в клеточках, в отдельной комнате. Затем их везут в ветклинику на осмотр и обработку от паразитов и глистов. Животные приучаются пользоваться лотком и ходить на поводке, а по возрасту стерилизуются. Затем идет поиск дома, ответственного хозяина. Не так часто, как хотелось бы, но малыши пристраиваются на ПМЖ в семьи, где их будут любить.
Те, кого в народе называют "зоошизами", поступают иначе. Они тащат в свою квартиру всех животных с улицы. Стерилизовать, обрабатывать, лечить, пристраивать даже не думают. В результате жилище превращается в живую свалку, а соседи, если это квартира страдают от удушающей вони, тараканов и круглосуточного лая. Еще хуже, если такие персонажи начинают прикармливать бездомных собак около детских площадок или во дворах многоэтажек. Тогда прогулки с детьми превращаются в сущий ад. Шавок, защищающих "свою" территорию, приходиться отгонять всеми способами – от топота ногами до электрошокеров и баллончиков с перцовым газом. При этом приходится участововать в перепалках с "кормлицами", доходящих до мата и оскорблений.
Отстрел или приюты?
Люди, подвергшиеся нападениям бродячих животных, конечно, требуют возвращения кровавой практики времен СССР, когда бегавших по улицам собак отстреливали. Часто жертвами таких рейдов становились и хозяйские животные, которых владельцы выпускали погулять. К счастью, такой метод стал достоянием истории, и большинство проголосовало за гуманные способы борьбы с бродячими собаками – стерилизацию и строительство приютов.
В Донецке приютов для собак всего два – "Пиф" и "Четыре лапки". Оба переполнены. Каждый день пребывают все новые и новые мохнатые постояльцы – выброшенные, больные, раненые, сбитые машиной. Сотрудники – настоящие подвижники, трудятся сутками, выхаживая каждого, за смешную зарплату, порой покупая на свои средства лекарства, перчатки, пеленки. Да, они получают пожертвования от неравнодушных людей. Но этих средств не хватает. Плюс еще зашкаливающие счета за коммунальные услуги.
Малейшее финансирование от государства изменило бы ситуацию в лучшую сторону. Коммунальные предприятия, как "Животные в городе", занимаются только отловом, стерилизацией и последующим выпуском животных в среду обитания. Цены на эту операцию для хозяйских кошек и собак там и в клинике при приюте "Пиф" значительно ниже, чем в других ветлечебницах.
Сейчас в приюте "Пиф" более 800 собак. Дня не проходит, чтобы не появился новый постоялец. То кто-то подбрасывает под ворота щенков. То привозят и просто оставляют в коробке сбитую машиной собачку, получившую серьезные раны. И сотрудники разгребают все эти проблемы.
Законодательная защита для хвостатых
В июле нынешнего года после долгих дискуссий о том, отстреливать или не отстреливать, вышел закон, запрещающий жестокое обращение с животными - Федеральный закон от 24 июля 2023 года № 377-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Он предусматривает гуманные методы отлова, хорошие условия содержания животных и требования к владельцам. В частности, любой хозяин может заработать штраф за жестокое обращение со своим питомцем до 30 000 рублей. А если здоровью животного будет нанесен значительный вред, то и до 200 000 рублей. Также запрещается самовыгул и выгул без поводка и намордника.
По новым нормам законодательства теперь запрещено и усыпление животных, за исключением тех случаев, когда они страдают от тяжелых недугов. Если же безответственный владелец захочет просто избавиться от надоевшей живой игрушки таким зверским способом, то у него это не получится.
Кто-то скажет, что строительство приютов – дело затратное. Поверьте, не более дорогое, чем финансирование отстрела бродячих животных! Оружие, машины, бензин, зарплата "расстрельной команде" тоже не копеечное дело.
Кто-то еще возмутится: "Как можно думать о животных, когда идет война, гибнут люди?". Гибнут. Гибнут от снарядов и мин. И нужно ли нам, чтобы люди умирали еще от нападения стай бродячих собак? Нет! Это проблема, которую нужно решать. Решать комплексно, так, чтобы мы сами не озверели и не стали более злыми, чем эти животные, зачастую пережившие предательство человека.