Тихон Гончаров: Украинизация сознания или возрождение единства Руси – какой путь выберет УПЦ?
Каждый третий четверг мая на Украине отмечается «день вышиванки». Вышитая рубаха – традиционный костюм восточных славян, ставший одним из символов создания отдельной от русской украинской национальной культуры и активного ее насаждения в юго-западных землях Руси. Кстати, при советской власти, котор
Каждый третий четверг мая на Украине отмечается «день вышиванки». Вышитая рубаха – традиционный костюм восточных славян, ставший одним из символов создания отдельной от русской украинской национальной культуры и активного ее насаждения в юго-западных землях Руси.
Кстати, при советской власти, которая в определенные десятилетия в деле насильственной украинизации преуспела больше всех мазепинцев и бандеровцев вместе взятых, вышиванка тоже активно насаждалась как символ Украины, пусть и советской. Покрасоваться в вышиванке любил даже генсек КПСС Никита Хрущев.
Именно в годы СССР вышиванки и шаровары стали активно насаждаться в качестве чуть ли не единственных атрибутов культуры на Украине. Сотни «образцовых, народных, передовых» ансамблей выплясывали гопака на всех массовых мероприятиях, приучая пролетариев Новороссии и Донбасса к «своей» национальной культуре.
Отказавшись от советского наследия во многих сферах жизни, власти независимой Украины возвели гопак, шаровары и вышиванку в настоящий культ. Многочисленные смотры народной самодеятельности, творческие отчеты коллективов Украины превратились в соревнования по количеству шаровар и вышиванок на сцене. Особенно усердствовали в этом чиновники от культуры русских регионов Украины. Фактически, это была одна из сторон украинизации сознания. Но, в отличие от советской, украинизация времен Кравчука и Кучмы носила скорее рекомендательный характер, и отсутствие жестких репрессивных мер не позволило достичь желаемых результатов.
Новый виток культа вышиванок мы увидели после первого госпереворота на Украине — в 2004 году при Ющенко. Логичным продолжением этого стала и новейшая кампания по украинизации сознания, развернутая преступной хунтой после свержения президента Януковича в 2014 году. При Порошенко параллельно с убийством русских граждан Украины в Донбассе в украинских СМИ и госучреждениях насаждался образ вышиванки как непременного атрибута «свидомости». Особенно выслуживались перед властями и нацистскими группировками чиновники оккупированной ВСУ части Донбасса. Например, в школах Северодонецка и других русскоязычных городов, находящихся под контролем Украины, не только убрали все классы с русским языком обучения, а и обязали первоклассников непременно одевать вышиванки 1 сентября. А Северодонецкий симфонический оркестр гастролирует по западным регионам Украины вышиванках под видом луганского.
При этом в республиках Донбасса, как известно, никаких ограничительных мер в отношении украинского языка и культуры нет. За пять лет полного равноправия украинский язык фактически вернулся к своему изначальному смыслу – региональному наречию русского языка. Решения советов ЛНР и ДНР оставить единственный государственный язык в республиках просто отразили сложившуюся ситуацию. Единственная сфера, где украинский язык по-прежнему актуален – это народная культура и фольклор. В Луганском академическом украинском театре спокойно идут спектакли как на украинском, так и на русском, а иногда и двуязычные. В концертах творческих коллективов звучат как русские, так и украинские песни. Все это справедливо воспринимается как одна культура. То есть в условиях отсутствия насильственной украинизации и антирусской культурной политики вышиванки и мова не вызывают никакого отторжения.
Но вернемся на Украину, где к пропаганде вышиванок и настоящего украинского патриотизма подключилась каноническая церковь. 21 мая на Youtube-канале Одесской епархии УПЦ появился видеоролик «День Вишиванки та справжні патріоти», в котором протодиакон Андрей Пальчук в вышиванке с эмблемой «украинского» футбольного клуба «Шахтер» из «нашего украинского Донецка» рассказывает о вышиванке как национальной одежде и настоящем смысле патриотизма. По задумке авторов ролика, идея «за все хорошее против всего плохого» должна стать альтернативой «агрессивному патриотизму», сеющему вражду и рознь. При этом и протодиакон Алексей, выполняющий роль главного пиарщика Одесской епархии в Youtube, и поучаствовавший в записи видео отец Иоанн несколько раз демонстративно подчеркнули свою украинскую идентичность, как бы выписывая себе индульгенцию перед украинскими нацистами, обвиняющими УПЦ в распространении идеологии Русского мира.
После просмотра этого ролика в душе остается неприятный осадок, особенно если вспомнить, что до 2014 года Одесская епархия считалась одним из главных оплотов идей единства Русской церкви на Украине. Бывший секретарь Одесской епархии протоиерей Андрей Новиков после трагедии 2 мая и последовавших за ней репрессий в отношении оставшихся в городе русских активистов был вынужден уехать в Россию. С тех пор некогда один из самых прорусских архиереев УПЦ митрополит Одесский Агафангел стал практически незаметен в медийном поле, а новые имиджмейкеры Одесского епархиального управления делают акцент на украинском патриотизме и деидеологизации Православия. Это хорошо видно по епархиальному Youtube-каналу.
Публицист Алексей Топоров, комментируя «патриотический» ролик православных одесситов, провел параллели с ситуацией в Черногории, где православные не стесняются называть себя сербами и не поднимают на щит искусственную черногорскую идентичность.
«Наглядный итог вычленения УПЦ МП из Русской церкви на видео ниже. В некогда русском городе Одесса уже и в церковных пределах закрепляют иную идентичность, которая никогда в тех краях не доминировала: тут тебе и вышиванка, и «Шахтар», и «наш украинский Донецк». Полный постмодерн.
И смотришь на Черногорию. Отдельная страна, но там не стали создавать Черногорскую православную церковь Белградского патриархата. И потому сейчас протесты против дискриминации Церкви, а этот процесс аналогичен тому, что наблюдался при афере с созданием ПЦУ в Украине, в Черногории проходят подчеркнуто под сербскими триколорами. И, что характерно, протестующих там море, хватило духа у людей. Ну а на Украине? Да вышиванки там, «Шахтар» и «наш украинский Донецк»», — написал Топоров на своей странице в Facebook.
Трудно не согласиться с подобной оценкой. На фоне беспрецедентных протестов православных в Черногории ситуация на Украине выглядит по-другому. И этому есть объяснение. Несмотря на уход к раскольникам наиболее одиозных представителей украинского епископата и священства, в лоне УПЦ сохраняется немало патриотов «незалежной Украины», готовых поддерживать и военную операцию против народа Донбасса, и любые инициативы светских властей, и дальнейшее дистанцирование УПЦ от остальной Русской церкви. Но считать, что подобную позицию поддерживает большинство украинских епископов, священников и мирян, конечно же, нельзя. Более того, в последнее время мы стали свидетелями очень важных событий в церковной жизни на Украине. Отчасти это вызвано тем, что мягкотелая соглашательская политика не принесла ожидаемых результатов для канонической УПЦ.
Несмотря на то, что на Украине сменился президент, репрессии против православных не только не прекратились, а в последнее время приняли совершенно дикие формы. Режим Зеленского по подсказке кураторов вновь активизировал поддержку раскольников и даже предложил представителям «ПЦУ» и униатов войти в переговорную группу по Донбассу. Кто-то может подумать, что это просто совпадение или обычное затягивание времени со стороны Киева, но это не так. На то есть достаточно весомые причины.
Вспомним, что еще зимой двукратный олимпийский чемпион и чемпион мира украинский боксер Василий Ломаченко подвергся резкой критике со стороны «патриотов»-русофобов после того, как опубликовал в своем аккаунте Instagram православный видеоролик, в котором были использованы кадры учений российских военных. Особый визг бандеровцев был вызван тем обстоятельством, что в конце видео появляется титр «Благодарим за помощь в съемках Вежливых людей».
В апреле, после того, как жертвами очередного обстрела со стороны ВСУ в ДНР стали близкие родственники сотрудников Горловского епархиального управления УПЦ, митрополит Горловский и Славянский Митрофан записал видеообращение к президенту Зеленскому, в котором поставил перед ним ряд неудобных вопросов по поводу войны в Донбассе.
Дальше – больше. В условиях, когда любые мирные инициативы со стороны светских украинских властей заранее обречены на провал из-за полного отсутствия восприятия позиций жителей Донбасса, УПЦ предложила то, вокруг чего может начаться реальный диалог о мире. Российско-украинский православный фильм «Здравствуй, брат, Христос Воскресе!» с участием украинских чемпионов по боксу Александра Усика и Василия Ломаченко произвел в информационном поле Украины эффект разорвавшейся бомбы.
Съемки фильма проходили как на Украине, так и в России. Принял участие в фильме и предстоятель УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, выступивший с проникновенной проповедью про единство разделенных границами русских православных братьев. Приведем еще раз очень важную и знаковую цитату владыки Онуфрия:
«Господь хочет, чтобы мы любили друг друга. Чтобы мы терпели и уважали друг друга, и я желаю, чтобы любовь человека к Богу и любовь между людьми была везде, на всем земном шаре, но особенно она должна быть между нами, русскими людьми, которые произошли из киевской купели, из Древней Руси, которые сегодня расселись по разным частям земного шара. Но мы с этой купели произошли. Мы должны любить друг друга, мы же едины по крови, едины по вере. Поэтому пусть каждый из нас посмотрит сам в себя и задаст вопрос – хочешь ли ты блага для своей земли, для своего народа? Если хочешь, тогда люби Бога, живи в мире с Богом и живите в мире один с другим».
По большому счету этот фильм показал единственный путь к миру в Донбассе и прекращению вражды между Киевом и Москвой. А участие в фильме знаменитых спортсменов помогает показать этот путь украинской молодежи, которая за последние годы попала под мощнейшее информационное влияние русофобских сил. Посыл этого фильма и призыв митрополита Онуфрия должен быть максимально поддержан здравыми силами не только на Украине, но и в остальной России. Именно дух единства православных братьев разделенной границами Руси может стать основой для будущего примирения и возрождения нашего Отечества.
Этого очень сильно боятся «смотрящие» за Украиной. Поэтому мы сегодня наблюдаем и очередное обострение военной ситуации в Донбассе, и демонстративное забалтывание мирных переговоров с украинской стороны, и провокационные инициативы Киева по привлечению к переговорам по Донбассу представителей церковных раскольников и украинских граждан, сбежавших в 2014 году из ДНР и ЛНР и горячо поддержавших военную операцию против своих земляков.
От того, насколько призыв митрополита Онуфрия будет поддержан всей полнотой Русской Православной Церкви, будет зависеть не только прекращение войны в Донбассе, а и сохранение единства УПЦ с Московским патриархатом и даже сохранение шансов на возвращение Украины в лоно Русской цивилизации. Конкретные шаги по активизации интеграционных процессов и более тесному взаимодействию между РПЦ и УПЦ уже обсуждаются православными экспертами. Об этом мы поговорим в следующий раз.
Тихон Гончаров, специально для ИА «Новороссия».