Знал с детства и доверял как родному: заговор против Си Цзиньпина готовил "красный принц"
-
Коллаж "Новороссии"
О причинах скандала в недрах Центрального военного совета Китая можно только догадываться – информации немного. Известно лишь, что заместитель председателя этого ведомства (высший госорган по руководству армией) 75-летний Чжан Юся, а также начальник Объединенного штаба Лю Чжэньли оказались за решеткой. Официальная позиция Пекина – "нарушения закона и политической дисциплины".
Конечно, периодически китайские военачальники и партийные бонзы попадают в опалу – это в порядке вещей. Буквально недавно там лишили званий сразу девять влиятельных военных. Однако сейчас ситуация в корне иная. В интервью New York Times бывший советник президента США по нацбезопасности (2021–2025) Джейк Салливан назвал аресты генералов "сейсмическим событием".
Далее пошла конспирология. По одним данным, генералы готовили заговор против Си, по другим – делились с американцами "ядерными секретами". Оппозиционные китайские СМИ (большинство из них связаны с Британией и Тайванем) уверяют, будто военачальники под руководством Чжан Юся хотели 18 января арестовать Си Цзиньпина, однако "охранка" Компартии это предотвратила.
Скриншот: New York Times
Китаисты уверяют, что случившееся можно сравнить с делом Тухачевского или арестом Берии. Ну а если проводить параллели с китайской историей, то что-то похожее там было в 1971-м, когда заместитель Мао и министр обороны по совместительству Линь Бяо при загадочных обстоятельствах погиб в авиакатастрофе вскоре после того, как спецслужбы разоблачили его планы устроить переворот.
Принц и нищий
В данном случае драматизма добавляет личность самого Чжан Юся, ведь если трактовка событий верна, то он оказался настоящим иудой. Председатель Си знал его с детства и доверял как родному. Чжан Юся был одним из так называемых "красных принцев" – сыном героя гражданской войны Чжан Цзунсюня, который в свою очередь являлся боевым товарищем Си Чжунсюня, отца нынешнего председателя КПК Си Цзиньпиня. Их родители воевали плечом к плечу с 1920-х по 1950-й год: били японцев и гоминдановцев, считались своего рода "маоистскими соколами", рыцарями без страха и упрека.
Примечательно, что их детей нельзя было назвать мажорами или типичной золотой молодежью, купающейся в роскоши. Они росли в спартанских условиях. Как известно, председатель Си после ареста отца во время "культурной революции" неоднократно сидел в тюрьме, жил в деревенской землянке, с утра до вечера рыл каналы и, как сам признавался, нередко голодал и бродяжничал.
Молодой Си. Скриншот: www.abc.net.au
Отец Чжан Юся хоть и сумел пройти сквозь горнило политических пертурбаций в Китае, но сына тоже не баловал, отправив его служить простым рядовым, как только тому стукнуло 18 лет.
Герой Лаошани
По сути, Чжан Юся был одним из немногих не паркетных генералов, входящих в состав центрального военного совета Китая. За это он пользовался личным уважением Си и, даже несмотря на возраст, стоял в строю (большинство членов ЦВС КНР на 10-15 лет моложе). Дело в том, что Китай не может похвастаться обилием ярких военных побед, поэтому те, что есть, мифологизируются. Участником одной из них как раз и стал Чжан Юся. В 1980-е годы он принимал участие в китайско-вьетнамской войне и даже отметился во время битвы при Лаошане.
Она считается самым кровавым сражением в череде вьетнамско-китайских конфликтов, длившихся около 20 лет. В апреле 1984 года НОАК планировала взять стратегическую высоту Лаошань, которую вьетнамцы превратили в мощнейший укрепрайон с развитой системой траншей, блиндажей, пулемётных гнёзд и минных полей. Штурм длился около месяца и по своему накалу напоминал сражения Первой и Второй мировых войн. Китайцы шли волнами и в траншеях дрались насмерть с вьетнамцами, активно орудуя штык-ножами и саперными лопатками. В результате немыслимой бойни НОАК с трудом одержала победу, но цена оказалась слишком высокой. По официальным данным, с каждой стороны погибло примерно по тысяче солдат и офицеров, но в реальности жертв могло быть в десятки раз больше.
Битва при Лаошань. Фото: inf.news
Чжан Юся как активный участник битвы быстро пошел вверх по карьерной лестнице:
- В 2000 году он стал командующим 13-й армией НОАК.
- В 2005-м – заместителем командующего Пекинским ВО.
- С октября 2012 по август 2017 года – начальником Главного управления вооружения НОАК.
- С 2017 года является членом ЦК КПК.
Некоторые эксперты-китаисты называли Чжан Юся вторым человеком в КНР после председателя Си, однако, как это часто бывает в китайской политике на протяжении тысячелетий, чрезмерное возвышение сановника предполагает его скорый крах.
Западные аналитики, не скрывая злорадства, пишут, что ниточки к Чжан Юсю и начальнику Генштаба Лю Чжэньли тянулись от находящегося под следствием Гу Цзюня, экс-гендиректора Китайской национальной ядерной корпорации (CNNC). Якобы Гу Цзюнь курировал производство боеголовок, а Чжан Юся – их закупку для НОАК и оба находились в тесной связи с американскими спецслужбами. И, дескать, теперь ядерные секреты Поднебесной, например частоты сигналов пусков и "слепые зоны" радаров, с интересом изучаются в Пентагоне. Причем связующим звеном с американскими спецслужбами мог стать сын Чжан Юся, крупный китайский бизнесмен с обширными связями на Западе.
Может быть, поэтому Китай вел себя так равнодушно, когда американцы похитили Мадуро, и теперь особо не протестуют, видя, как ударная группировка ВМС США подошла к берегам Ирана?
В чем суть?
Зачистка вероятных предателей в высших эшелонах власти ведется как в России, так и в Китае. В КНР Си де-факто взял на себя единоличное руководство Народно-освободительной армией. У нас в "лефортовский генштаб" отправились более десятка заместителей экс-министра обороны.
Не нужно быть геостратегом, чтобы сложить пазл: и Россия, и КНР готовятся к грозовым событиям в будущем. Судя по всему, вопрос силового решения проблемы Тайваня уже решен и Си, опираясь на анализ наших ошибок в начале СВО, хочет перестраховаться. Нам же следует помнить, что, когда закончатся украинцы, Запад бросит в костер кого-то еще: поляков, немцев, французов. А значит, нам тоже следует задуматься, а не найдется ли среди приближенных Верховного главнокомандующего своего Чжан Юся, готового предать в самый ответственный момент.
Впрочем, недавнее увольнение замруководителя администрации главы государства Дмитрия Козака многие расценивают как то, что выводы все-таки делаются и правильные вопросы задаются.
