Возмездие вместо возмещения: План Порошенко в зеркальном отражении
Петр Порошенко намерен создать при правительстве орган, при помощи которого будет произведена оценка разрушений в Донбассе, ставших результатом военных действий. Возместить нанесенный ущерб глава украинского государства планирует обязать Россию, которая, по его мнению, несет ответственность за уничт
Второй вариант, думаю, можно отбросить сразу, поскольку пробить оборону ЛДНР вооруженные силы Украины не в состоянии уже 4 года. С первым тоже не все хорошо. Едва ли республиканские власти откликнутся на просьбу Украинского правительства, даже если на секунду представить, что таковая последует. В Донецке и Луганске не подвергают сомнению тот факт, что поскольку Украина развязала войну, то она и виновна как в разрушениях, так и в гибели тысяч неповинных ни в чем людей. А пускать к себе домой преступника, чтобы он подсчитал, сколько он добра уничтожил, а потом еще и обвинил в собственных деяниях Россию — это абсурд и ахинея.
Так что у Порошенко нет ни малейшей возможности осуществить задуманное, о чем он знает лучше кого бы то ни было. Более того, эту идею невозможно продать населению Донбасса, ибо оно, население, во всех своих бедах винит только Киев, хотя и не рассчитывает добиться от него компенсации хоть когда-нибудь. Сомнительно, чтобы и на Западе заинтересовались новой инициативой украинского президента в виду ее полной бесперспективности.
Для чего же понадобился этот экзотический, неисполнимый план, который, как и многие начинания, первого лица останется жить исключительно на бумаге? Ну, может быть, через некоторое время нам предстоит узнать, что сумма предполагаемого ущерба по предварительным оценкам составила немыслимое количество миллиардов.
Думаю, что у Петра Алексеевича цели вполне определенные. Он имеет в виду внутреннюю аудиторию, настроенную предельно антироссийски. Ему надо продемонстрировать, что он продолжает атаковать Москву со всех сторон, ни давая ей ни мгновения продыха и что у затеваемых им тяжб есть хорошие судебные перспективы, хотя их нет совсем.
Какая международная инстанция примет иск от Украины к России, если Россия никем пока не признана государством, которое прямо участвует в военном конфликте? Да, Москву упрекают в косвенной поддержке сепаратистов, в поставке им вооружений и боеприпасов, в отправке в Донбасс инструкторов и кураторов. Но от этого очень далеко до обвинений, что Россия принимает участие в войне.
На этом можно было бы и закончить разговор. Пусть Порошенко развлекается, как умеет, придумывая проекты один нелепее другого и убеждая в их выполнимости собственное население. Однако он невольно затронул тему, которая, думаю, небезразлична как жителям Донбасса, так и сочувствующим им гражданам России.
Действительно, кто-то должен ответить за весь тот ужас, что пришлось пережить людям, проживающим в двух народных республиках. В списке виновников Порошенко занимает второе после Турчинова или даже первое место, но есть и другие лица, которые, поддержав государственный переворот в Киеве, косвенно несут последствия и за все роковые последствия захвата власти, в том числе, и за гибель тысяч невинных душ и разруху из-за продолжающихся свыше 4 лет обстрелов.
Полагаю, что иск к главам государств, гарантировавших безопасность Януковича и поставивших свои подписи под соответствующим документом, за неисполнение взятых на себя обязанностей вполне возможен, хотя понятно, что удовлетворен он не будет. Но такая правовая новелла, если она будет должным образом оформлена в России, в состоянии, по крайней мере, зафиксировать в общественном сознании Запада имена политиков, которые сделали войну возможной.
Владимир Путин часто говорит о западных партнерах, которые его обманули.
Обман — вещь доказуемая в суде. Вот и следует ее доказывать с документами в руках. То, что, скорее всего, из этого ничего не получится, совершенно очевидно. Но процесс с напоминанием конкретных обстоятельств подписания соглашения и именами подписантов стал бы хорошим прецедентом, позволившим создать площадку, которая станет своего рода столбом позора для тех, кто привел к власти на Украине людей, развязавших кровавую войну в Донбассе.