Уроки столетия 1917-2017: Чем ночь темней — тем звезды ярче
Очерки о шести подвижниках веры — кандидатах на возможное прославление в лике новых Святых — Новомучеников и Исповедников Луганских ХХ века 1776 Новых мучеников и исповедников за Христа и веру православную, невинно пострадавших и убиенных в ХХ веке на Руси, были обретены и канонизированы Церковь
Очерки о шести подвижниках веры — кандидатах на возможное прославление в лике новых Святых — Новомучеников и Исповедников Луганских ХХ века
1776 Новых мучеников и исповедников за Христа и веру православную, невинно пострадавших и убиенных в ХХ веке на Руси, были обретены и канонизированы Церковью в лике святых за последние лет 25-30. Как яркие звёзды на небосводе и надёжные маяки во мраке ночи засверкали эти души на нашем жизненном пути. На непростом переломе тысячелетий. Это — РУБИКОН. Новейшей истории.
И потому вновь alea iacta est!
Задумаемся над таким историческим фактом и сопоставим. Всего 5 святых обрела Русская Церковь за почти 200-летний период Синодального правления с реформ Петра, обезглавившего её, и лишив патриаршьего управления. 8 святых угодников Божиих в эпоху правления Николая II — последнюю в царской России и накануне восстановления патриаршества. И… 1776 (тысяча семьсот семьдесят шесть!) святых за последнюю лишь четверть века! И это только за эпоху гонений. То есть, каких святых! Жертвовавших во свидетельство истинности своей веры и своего Бога по репрессивному насилию государственного беззакония и общего воинствующего безбожия самое бесценное, что имели — свою собственную жизнь! И что?! До кого доходит свет этих ярких светил духовных?! И кому вообще нужен, кем востребован ныне на Руси идеал и опыт живой христианской святости? Не запредельно далёких святых из тумана седых веков и народов заморских, а вот, наших фактически современников, и кровных соплеменников! Реальный опыт жизни в Духе и спасения душ которых, могут нам поведать даже ныне здравствующие ещё, живые очевидцы и собеседники тех подвижников и страдальцев за веру.
А особенно там, в той земле, где густой мрак ночи вновь достигает своего очередного предела. В новой-старой междоусобной рубке и волне гражданской войны, которая, как оказалось, вовсе и не закончилась за эти 100 лет! В сознании и подсознании (в головах и сердцах) нескольких поколений людей на русской земле. А только лишь, пройдя сквозь своеобразные мутации внутренних брожений и смены влияния внешних факторов и соблазнов, будоражит человеческие страсти и немощи с новой нарастающей силой. И меняя лишь на ходу противоборствующие знамёна классовой идеологической подоплёки почина безумного самоубийства братьев — на национальные и бессознательно цивилизационные. Под очертания границ текущего расклада сил и геополитических карт в новом мировом порядке и в утряске глобального мира. Под закономерный Итог. Где Украине и Донбассу отводится ключевая и незавидная роль. На текущее время. В виде тратила для завала входа/выхода, и … узких врат «игольного ушка«. Из пещеры гефсиманской Русской Голгофы-ХХ.
Можем ли мы в таком раскладе САМИ, без помощи неба и Бога, и без заступничества Его святых, к чему прибегали девять веков наши славные и мудрые предки, до того как их потомки в начале ХХ века решили выгнать Христа с Богородицей из общего дома Святой Руси, — вообще найти выход из этого замкнутого круга и мрака взаимной ненависти и затянувшейся войны всех против всех?
Ну, не просто ж так, «по забаве» попустил Господь в прошлом веке столько крови мученической христианской пролиться реками в нашем Отечестве. И не может забыть теперь о нас совсем на небе этот полк святых душ, угодивших Ему своей верностью до смерти. Никак не может.
Так может, пробил час оторваться от залипаний в плоскостях горизонтальных и буйства разноцветных идеологий, и взглянуть на Небо от всей души и по-честному. С вниманьем глубоким сердечным и взором острым и цепким. И попытаться обрести путеводные звёзды общего спасенья нашего, начиная с Вифлеемской звезды пришествия в мир Спасителя. И новые звёзды тех, кто невероятно сильное дерзновение и особый «карт-бланш» посредничества имеет нынче у Бога просить и умолять за неразумных и беспамятных, но родных, заблудших и немощных потомков на земле. Их же посреднической кровью загодя удобрённой.
И если все светильники таких примеров новых святых были уже, фактически по всей русской земле извлечены по велению Евангелия из под спуда (официально канонизированы Церковью), но так и не были зажжены до сих пор при полных чашах очищенного елея, — то есть, НЕ прославлены реальной народной памятью, молитвами и почитанием — то где же ещё можно найти сейчас такое ключевое звено/огниво, и такое чудо возжжения этого мощного РУССКОГО СВЕТА Христова, кроме как не в ПОСЛЕДНЕМ пазле восстановления всей исторической картины нашей Родины за столетнее отступление от Бога — в многострадальном, но Богом водимом — Донбассе! В просыпающейся и пробуждающей всю Русь, — Православной Вандее ХХI века! От которой, как по цепочке или по принципу домино, воссиять тогда смогут и все, не зажженные благодатью, соборы новых русских святых. По регионам.
Неспроста и промыслительно в этом смысле, быть может, за все эти 25-30 лет, в Донбассе подвижники подобные так и не были практически обретены ещё вовсе! Даже в не зажженном виде. Хотя они ЕСТЬ! И были. На самом деле. Под тем же спудом.
Мудрый и непобедимый Полководец, Царь царствующих и Господь господствующих знает — на какой момент «Х» в решающем сражении нужно приберечь переломный и победоносный спецрезерв ПРИМИРЕНИЯ в Боге.
Очерк первый: Крепкий Вергунский орешек (Казин Иван Андреевич)
В селе Малая Вергунка, расположенном на северо-восточной окраине Луганска, в начале ХХ века служил простым сельским священником Иван Андреевич Казин.
Родом отец Иоанн был из Латвии. Был женат и имел троих сыновей. В анкете арестованного также указывается, что по происхождению был «сын крестьянина бедняка» и по образованию окончил «учительскую семинарию«. Год рождения арестанта — 1870. Примечательный раздел анкеты говорит особым образом о социальном положении ДО революции и ПОСЛЕ. Воистину именно роковой 1917 год огненным плугом вспорол почву единой русской истории, и по наваждению вражьему выстроил мощную стену, разделив её цельность и преемственность, как и сам народ и души людей единой Империи, на ДО и ПОСЛЕ. До революции отец Иоанн указывается в анкете как «священник — имел 25 десятин земли«, а после неё — просто «священник«. И — «совершает требы на дому«. И не важно, что даже в одном и том же (!) следственном деле арестованный из «сына крестьянина бедняка» в начале «следствия» в обвинительном заключении уже почему-то превращается каким-то чудом как «в прошлом крупный кулак и на сегодняшний день«! Как и не имело значения, что «поп сдавал свою землю в аренду крестьянам«, а после революции лишился её вовсе. Попы, будучи девять веков до этого, плотью от плоти своего родного народа, но заботясь при этом о духовном благе людей, оказались тоже классовыми врагами новой «народной» власти.
В архивно-следственном деле есть очень выразительная и оригинальная Докладная записка уполномоченному НКВД от М. Вергунского поссовета. В которой между строк невежественных поклёпов и невольных свидетельств горькой правды того времени как раз и запечатлелся во многом истинный нравственный образ и явный твёрдый характер исповеднического служения этого пастыря. Его внутренняя сила воли и глубокой веры. Как и дар разума, который остроумным проблеском засвечивался в некоторых ответах пожилого священника (на момент ареста ему было 67 лет, между прочим!), когда он позволял себе острую иронию на нелепые и натянутые нападки.
Чего стоят только вот эти подобные пассажи данного доноса, которые совершенно не требуют в наше время особых пояснений и комментариев. И говорят громче любых оценочных слов сами за себя.
«Совершает религиозные обряды в религиозные праздники, которые носят явно демонстративный характер…», «… массовый выход на кладбища со служением, священие пасок на пасху, священие яблок на спаса. При том на квартире попа сходится масса народа, где он и производит служение. При том _ _ _ (неразборчиво)акт, который был составлен при вызове Казина И.Ф. в поссовет для взятия с него расписки о том, что он от налога освобождён. При том Казин вёл себя крайне вызывающе и от дачи расписки отказался ссылаясь на то, что — «люди составившие конституцию не додумались предусмотреть подобные вещи«. А так же ему было зачитано указание горсовета о воспрещении производить служение массового характера, и не смотря на то действия антисоветского характера продолжаются« (!)
То есть, пусть и на самом нижнем уровне (не имевшим такого опыта в коварстве плетения сетей ложных обвинений, как НКВД-ОГПУ уже в 30-ых) советская власть таким очевидным образом сама вольно-невольно признавала, что «освящать паски на пасху«, или «яблоки на спаса«, или молитвенное «служение массового характера» как «религиозные обряды в религиозные праздники» — это и есть АНТИСОВЕТСКИЕ действия. Вот так ! Ни больше, ни меньше. И откровенней не скажешь.
В 1922 году отец Иоанн, служа ещё в с. Ребриково, арестовывался милицией по обвинению в том, что скрывал в церковном хоре дезертиров Красной армии. Но всего лишь на одни сутки был тот арест.
Ну а протокол допроса, «подведший базу» под обвинительное заключение следствия мог бы вообще стать неким ярким символом выражения всей безумности и бесстыдности эпохи репрессий и гонений на Церковь в ХХ веке, и просто умилить до глубины души. Если бы … Если бы за такими несуразностями обвинений не стояли реально загубленные и покарёженные судьбы живых людей и глубочайшие трагедии невероятных масштабов.
Включавшие в себя ведь ещё немалые круги родственников, близких людей и знакомых пострадавших в годы серьёзных репрессий.
Протокол допроса отца Иоанна фактически вместился меньше чем на 1,5 страницы! И включал в себя всего … 4 вопроса! Причем первые два касались житейского уточнения его социального положения и уплаты налогов.
А вот третий вопрос … Следователь поинтересовался, откуда батюшка взял, «найденную при обыске, написанную на листе бумаги пародию на «интернационал«? На что получил ответ священника, что он «выписал её ещё в 1935-36 г. из какой-то газеты советской (!), название которой уже не помнит«.
После стоит подпись Казина, подтверждающая правильность сказанного.
А на следующей странице ещё один вопрос следователя: «Вы хотите дополнить?» На что старец, похоже получив прозрение памяти от Бога, ответил, что «пародию выписал из книги под названием «Турбины», которую сын брал в библиотеке М.Вергунки в школе, где он учится«. Всё. Вот и весь «допрос» и всё «следствие». И все «доказательства вины».
Таким образом, следователи даже не стали напрягать свои силы и таланты на допросах, чтобы попытаться «расколоть» этот антисоветский элемент. И инкриминировать «антисоветские заговоры», «организацию повстанческих подполий» на старости лет, или подобной биллетристики. Как это нередко встречается в иных архивных документах. Явно уловив в этом старце бессмысленность и бесполезность таких потуг и его крепкий внутренний дух с полной готовностью уже шагнуть навстречу вечности и своему Спасителю и без этого всего. Да ещё в таком почтенном возрасте.
Ну а в обвинительном заключении уже вовсю расстарались красочно описать, как арестованный «на протяжении ряда лет, являясь непримеримым врагом Соввласти, ведёт активную к-р деятельность …», «… продолжая заниматься подпольной церковнической работой при совершении различного рода религиозных обрядов — использывает это для проведения к-р агитации«. «…КАЗИН говорит, что Конституция — это обман, т.к. пишут, что государство к религии отношения не имеет, а в действительности разоряет церкви, на каждом шагу верующих сажают в тюрьмы и издеваются над ними«. «… говорит, что война и падение Соввласти неизбежны, верующие должны быть готовы к войне, и должны знать кого защищать, а защищать по словам КАЗИНА должны тех, которые не будут создавать колхозы и морить народ голодом«.
«Изложенное подтверждается показаниями свидетелей … (ФИО)» Понятно, что лжесвидетелей типичных и замотивированных или затравленных доносчиков.
И дальше постановление «направить дело на рассмотрение Судтройки при УНКВД по Донецкой области«.
Какая же злая ирония и усмешка новой власти, создавшей такой конвейерный маховик репрессий над собственным народом в виде этих пресловутых «троек» для расправ над безвинными страдальцами. То ли насмехаясь над заветом Самого Христа, который велел принимать свидетельства обвинений при двух или трех свидетелях, то ли дьявольская гримаса пародийной злобы на Святую Троицу.
Выписка из протокола № 34 заседания тройки УНКВД сухо «слушала» и «постановила»: «КАЗИНА Ивана Андреевича расстрелять, имущество конфисковать«
Приговор приведён в исполнение 19 октября 1937 года.
Следствие с момента ареста и до дня казни заняло всего одну неделю!
Так ещё одна душа, верная Христу Богу до конца, не сломавшись и не впав ни в самооговор, ни в лжесвидетельства, но за то, твёрдо свидетельствуя о глубине своей веры («уже не я живу, но живёт во мне Христос»), вознеслась к престолу Божиему от нашей родной Луганской земли. Полив её своей мученической кровью в явной надежде новых всходов верных и чистых православных христиан среди поколений будущих потомков. Которые лишь только сейчас по милости Божией получают для себя благодатную возможность не только познать всю полноту правды горьких и трагических страниц нашей непростой истории, но и осмыслить сознательно всю истинную суть и скрытую подоплёку тех мрачных событий, отсекая все плевелы лжи и соблазнов. И извлекая для себя настоящий свет жизни и любви Христовой из тогдашней тьмы бытия. Как и победы Его над смертью Своим Воскресением. Но теперь в лице Своих верных учеников. Новейшей истории.
В анкете отца Иоанна в графе «особые внешние приметы» указывалось: «длинные, седые, поповские волосы, в очках«.
А в «анкете» нашей благодарной памяти Иванов, желающих своё родство в Боге и помнить и восстановить по промыслу Творца, в графе настоящего священника и нашего земляка Иоанна Казина «особые внутренние приметы» теперь навеки будет указано — настоящий Луганский исповедник и новомученик за Христа! И одна из путеводных звёзд возрождения истинного Духа Святого в душах искренних последователей таких угодников — в Донбассе в ХХI веке. Воистину крепкий «Вергунский орешек»!
Продолжение следует…
Материал подготовил Александр Гаврисюк.