Умберто Эко и его "Имя Розы" в литобзоре Новороссии

  • Умберто Эко и его Имя Розы в литобзоре Новороссии
    Фото: globallookpress.com / Christian Kruppa/face to face
Автор: Павел Кухмиров

Название этой книги практически наверняка слышал каждый из вас. Это книга, имеющая статус абсолютно культовой, считающаяся одним из главных литературных произведений конца XX века, включённая в список 100 величайших детективных романов всех времён и народов. Книга, от которой мороз по коже.

Подступался я к этой книге долго. Она довольно велика по объёму и написана архаичным языком. Автор, опубликовавший роман в 1980 году, сделал это намеренно, так как повествование в ней ведётся от имени средневекового монаха, на склоне лет записывающего воспоминания о жуткой истории, свидетелем которой он стал за несколько десятилетий до этого. Примерный сюжет этой книги знают очень многие, в основном за счёт кинематографа. Однако замечу, что ни одна из экранизаций (ни великолепная с Шоном Коннери, ни отвратительная с Рупертом Эвереттом) не раскрывает его полностью, и во время чтения вас ждут большие сюрпризы. А говорить я буду о другом: о вещах, которые не передаются кинематографом, сколь бы талантливо ни подавался материал.

Прежде всего, стиль книги выдержан безукоризненно. Композиционно она выстроена, как классические романы таких авторов, как Диккенс. Повествование оформляется и подаётся стилистически безукоризненно. Местами создаётся полное впечатление, что с тобой говорит человек из начала XIV века - эпохи, когда средневековая Европа была охвачена бесконечно длящейся смутой, кишела зловещими религиозными сектами, была терзаема нескончаемой борьбой между гвельфами и гибеллинами, зализывала раны после более чем столетней войны с ересью катаров. И в эту атмосферу ты не просто погружаешься - ты начинаешь в ней жить. У тебя перед глазами распахивается огромная панорама того времени.

Перед тобой словно в ярком калейдоскопе проносятся события, личности, идеи. То, что сейчас уже забыто всеми, кроме историков и тех, кому интересно то далёкое время, когда высокое средневековье уже готово было перерасти в ренессанс. Разбираться в этой картине бывает откровенно не просто: книга написана очень образованным человеком для очень образованных людей, и лично мне, местами, образования откровенно не хватало, чтобы понять целую кучу намёков, ассоциаций и аллюзий, данных в ней. К примеру, я понимал, что Эко кого-то откровенно стебёт - возможно неких древних схоластов. Но, увы, на моём нынешнем уровне это так и осталось всего лишь догадками. Тем не менее, впечатления это не портило. А портило другое: постмодернист Эко временами слишком увлекался формами, лишёнными содержания - голой эстетикой, ни о чём не говорящей по существу. Но таких моментов в тексте мало.

Однако всё сказанное выше - это всего лишь огромный фон для происходящих событий. В ходе которых главные герои - учёный францисканский монах и его ученик - внезапно оказываются в гуще событий очень сильно напоминающих сюжет книги Апокалипсиса. Образы самих героев также отрисованы, как на средневековой гравюре - чётко и безукоризненно. Один - бывший великий инквизитор, в прошлом романтик и идеалист, а в настоящем разочаровавшийся прагматик и циничный пофигист. Другой - молодой монах из семьи германских феодалов, для которого мир делится на чёрное и белое, и который по ходу повествования начинает понимать, насколько серым он может быть.

Им предстоит негласно расследовать серию жутких убийств, произошедших в замкнутом сообществе средневекового монастыря братьев бенедиктинцев. И от того, что начинает происходить дальше, повествование буквально пропитывается самым настоящим экзистенциальным ужасом. Который нарастает очень медленно, очень незаметно и ты этого даже не ощущаешь, пока вдруг внезапно не оказываешься в каком-то мрачном подземелье с горгульями и древними костями. А ещё с чудовищами, которых порождает сон разума.

А в конце перед тобой ставят вопрос о цене познания. О том, как её порой приходится платить. И ты просто перестаёшь понимать, где на самом деле зло. И где на самом деле дьявол. Причём, если для автора ответ на эти вопросы был очевиден, то лично для меня - нет. Потому, что при всей моей симпатии к главному герою, который по духу мне очень близок, после их финального диалога с главным антагонистом (а диалог этот сам по сете вскрывает такие глубокие темы, что голова кружится), лично у меня осталось куда больше вопросов, чем ответов. Ведь по большому счёту за те сорок лет, что прошли с момента написания книги, точка зрения главного героя победила в нашем мире. И глядя на это хочется спросить: "Ну, и кто в итоге оказался прав?".

Но на такие вопросы предстоит ответить вам самим, коли уж вы решите прочитать "Имя розы". Когда вы сами, наконец, узнаете, что же именно обнаружили отец Вильгельм Баскервильский и его ученик Атсон из Мелька в древнем аббатстве, имени которого время не сохранило.

Приятного чтения.

Павел Кухмиров

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Чисто дагестанское убийство. Ислам Ханипаев в литобзоре "Новороссии"

Человек против зверя, герой против общества: Джек Лондон в литобзоре Новороссии

"Норвежский лес" Харуки Мураками – литобзор "Новороссии"

Подписывайтесь на канал "Новороссия" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Новости партнеров