Тихон Гончаров: «Минск» будет актуален до перезагрузки курса России на украинском направлении

Автор: Редакция Новоросинформ

Сегодня исполняется пять лет со дня подписания «дорожной карты» Минских соглашений по урегулированию конфликта в Донбассе. 12 февраля 2015 года, в разгар боев за Дебальцево, после многочасовых ночных переговоров президента России Владимира Путина с президентом Франции Франсуа Олландом, канцлером Ге

Сегодня исполняется пять лет со дня подписания «дорожной карты» Минских соглашений по урегулированию конфликта в Донбассе. 12 февраля 2015 года, в разгар боев за Дебальцево, после многочасовых ночных переговоров президента России Владимира Путина с президентом Франции Франсуа Олландом, канцлером Германии Ангелой Меркель и украинским лидером Порошенко, пришедшим к власти в результате государственного переворота, который стал главной причиной развязывания военных действий в русских регионах страны, были подписаны 11 пунктов Минских соглашений (так называемый «Минск-2»), которые должны были быть выполнены до конца 2015 года в согласованной лидерами Нормандской четверки очередности.

С тех пор прошло уже пять лет, на Украине и во Франции сменились президенты, переговорный процесс переходил из тупика в тупик, а в Донбассе продолжали гибнуть сотни ополченцев и мирных граждан ДНР и ЛНР. После прихода к власти президента Зеленского, провозгласившего своей главной целью достижения мира в Донбассе, казалось, у Минских соглашений появились хоть какие-то перспективы, но дальнейшие события и риторика официального Киева эти перспективы вновь приблизили к нулю. Вчера МИД России официально признал, что за пять лет конфликта в Донбассе ни один из пунктов Минских соглашений до сих пор полностью не выполнен.

Чтобы понять, насколько «безальтернативные» Минские соглашение далеки от реализации, разберем их по пунктам.

Пункт 1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня с 00:00 15 февраля 2015 года.

Это, пожалуй, главный пункт соглашений, ради которого они, собственно, и заключались. Несмотря на то, что полноценные военные действия в Донбассе после взятия ополченцами Дебальцево практически не ведутся, обстрелы на линии соприкосновения фиксируются практически ежедневно, при том, что далеко не все обстрелы, по свидетельству военкоров и местных жителей, попадают в официальные сводки. Количество «всеобъемлющих» перемирий, заключавшихся с 2015 года между украинскими войсками и Народной милицией Донбасса, исчисляется десятками. Каждое из них действовало максимум несколько дней, после чего украинская сторона возобновляла обстрелы. И если командование республик Донбасса строго запрещает своим подчиненным открывать огонь, даже в ответ на обстрелы со стороны ВСУ, то украинская сторона периодически демонстративно проводит прицельные обстрелы позиций защитников Донбасса и прифронтовых населенных пунктов.

С начала 2020 года серьезно обострилась ситуация на луганском направлении фронта в районе трассы «Бахмутка», Кировска и близлежащих населенных пунктов. Несколько дней назад ВСУ нанесли прицельный удар по позициям ЛНР в районе Золотого, в результате которого погибли четверо защитников Донбасса, еще четверо получили тяжелые ранения. Вчера жители ЛНР простились с погибшими ополченцами.

Очевидно, что при Зеленском никаких кардинальных изменений на фронте не произошло. Даже широко распиаренное разведение сил в районе Золотого, оказалось ложью. Именно в этом районе демонстративно был нанесен прицельный удар по позициям ЛНР из тяжелой артиллерии.

Пункт 2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга и максимум 140 км друг от друга (для РСЗО «Торнадо-с», «Ураган», «Смерч»).

Этот пункт договоренностей выполнен, но только со стороны Донбасса. Украинская сторона демонстративно игнорирует взятые на себя обязательства. Обстрел Золотого-5 из тяжелого вооружения тому яркий пример. Более того, официальный Киев все чаще говорит о неприемлемости разведения сил в Донбассе. Например, во время встречи лидеров стран нормандской четверки в Париже президент Украины Зеленский категорически отказался разводить войска по всей линии фронта в Донбассе, буквально на днях министр обороны Украины Загороднюк и вовсе заявил, что разведение сил вдоль всей линии соприкосновения противоречит Минским договоренностям.

Пункт 3. Обеспечение мониторинга прекращения огня и отвода вооружения силами ОБСЕ.

Поведение наблюдателей ОБСЕ в ДНР и ЛНР стало уже «притчей во языцех». Создается впечатление, что для сотрудников миссии конфликт в Донбассе – это возможность неплохо заработать и весело провести время в относительно недорогих увеселительных заведениях Донецка и Луганска. Зарплата то у наблюдателей немаленькая даже по европейским меркам – горячая точка как никак. Дошло до того, что похождения ОБСЕшников попадают в новостные сюжеты донбасских телеканалов. Так, во вчерашней программе «Вести недели» на канале «Луганск 24» вышел сюжет об избиении сотрудниками миссии около одного из ресторанов Луганска местного жителя.

В то же время луганские паблики сообщают несколько иную версию инцидента.

Вот и получается, что во время обстрелов украинскими войсками территории ЛНР из запрещенного тяжелого вооружения в районе Золотого, где официально был якобы произведен отвод вооружений со стороны ВСУ, наблюдатели миссии ОБСЕ проводят активный мониторинг луганских кабаков. Очень показательная картина для оценки роли этой организации в урегулировании конфликта в Донбассе.

Пункт 4. В первый день после отвода начать диалог о проведении местных выборов в ДНР И ЛНР в соответствии с украинским законодательством.

Этот пункт изначально вызывал опасения у жителей республик Донбасса, так как связывался с возвращением региона в состав Украины. Понятно, что ни о каких выборах с участием политических сил, развязавших войну против Донбасса, жители ДНР и ЛНР и слышать не хотят. Украина в свою очередь постоянно заявляет о непризнании выборов, проведенных фактическими властями ЛДНР. Заявления о «скором» проведении украинских выборов в Донбассе звучали и продолжают звучать из уст официальных лиц Украины постоянно. Не далее, чем вчера, президент Украины Зеленский заявил о возможности проведения осенью выборов в Донбассе. Неделей ранее председатель Верховной рады Разумков заявил о достаточной законодательной базе для проведения выборов в Донбассе. В то же время в МИД ДНР напомнили Киеву, что внеочередные местные выборы в Донбассе могут состояться только после того, как будут проработаны и согласованы с представителями Республик все правовые аспекты особого статуса на постоянной основе.

То есть этот пункт, как и остальные, касающиеся потенциального возвращения Донбасса в состав Украины, практически невыполним со стороны Украины, хотя бы потому, что, согласно Минским договоренностям, все решения Киева по Донбассу должны быть согласованы с представителями ДНР и ЛНР.

В то же время надо признать, что в Донбассе все эти годы скорее создавалась видимость общественно-политических процессов. Безальтернативные выборы глав республик, заранее согласованные списки депутатов, отсутствие реального диалога власти с народом, невозможность работы независимых СМИ, всякого рода «черные списки», в которые зачастую попадают активисты Русской весны и ополченцы «первой волны», не всегда готовые поддерживать любые действия властей. Все это, конечно, работает скорее против рейтинга властей республик и дает Украине большое пространство для маневров в информационном противостоянии. Если прежние методы управления в ДНР и ЛНР не будут реформированы согласно новым вызовам, это может привести к плачевным результатам идеологического противостояния с Украиной.

Пункт 5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование лиц, участвовавших в событиях на Донбассе.

Этот пункт Минских соглашений, можно сказать, самый невыполнимый для Украины. Пока официальными властями в Киеве не будет пересмотрена оценка событий «майдана», госпереворота и незаконного решения о проведении военной операции против собственных граждан, любые инициативы по амнистии ополченцев и участников донбасского сопротивления обречены на провал. О том, что никакой «всеобщей» амнистии для Донбасса не будет постоянно говорил Порошенко, об этом теперь вещает и «миротворец» Зеленский.

25 января в интервью для израильского телеканала нынешний президент Украины заявил, что «боевики, стрелявшие в украинцев» в Донбассе, должны быть наказаны в судебном порядке. Ранее Зеленский заявил о том, что вопрос амнистии жителям Донбасса можно будет обсуждать только после вхождения боевиков ВСУ в Донецк и Луганск, а также после появления возможности для проведения выборов в регионе.

Тут, в принципе, и обсуждать нечего. Ни о какой амнистии со стороны официального Киева до переформатирования идеологических основ украинской государственности не может быть и речи. Поэтому здесь скорее интересен вопрос потенциальной амнистии и степени ответственности для боевиков ВСУ, участвовавших в военной операции против жителей Донбасса после смены режима в Киеве.

Пункт 6. Обеспечить освобождение всех заложников.

Единственный из пунктов «минска-2», по которому достигнуты реальные результаты, хотя об освобождении всех заложников по-прежнему речь не идет – в украинских тюрьмах продолжают находится сотни и тысячи ополченцев, членов их семей, а также русских активистов Харькова, Одессы, Днепропетровска, Запорожья и других русских городов Украины.

Пункт 7. Обеспечить безопасный доступ гуманитарной помощи.

Один из формальных пунктов соглашений. За прошедшие пять лет Россия отправила в Донбасс уже почти 100 гуманитарных конвоев с тысячами тонн помощи для детей Донбасса, больниц и социальных учреждений. И никакие дополнительные договоренности с Киевом или еще кем-то для оказания этой помощи Москве не потребовались. При этом украинские СМИ продолжают писать о том, что под видом гумконвоев в Донбасс якобы поставляется оружие и боеприпасы, а украинский МИД строчит протесты после прибытия каждого конвоя МЧС РФ в Донецк и Луганск.

Одновременно Украина успешно «осваивает» десятки и сотни миллионов долларов западной помощи на восстановление Донбасса. Только восстанавливаются за счет этой помощи только подконтрольные Киеву районы Донбасса, в том числе те, в которых никаких боевых действий никогда не велось. То есть за счет помощи ЕС украинские власти восстанавливают инфраструктуру, практически полностью развалившуюся за годы «незалежности», строят дороги, школы, детские сады, медпункты и т.д. Что создает для местных жителей видимость «реальных действий» оккупационных украинских властей.

А наиболее пострадавшие от военных действий районы Донбасса никакой помощи со стороны ЕС не получают. Все больницы, школы, мосты и другие социально значимые объекты в ДНР и ЛНР восстанавливаются за счет помощи со стороны России.

Пункт 8. Определение путей полного восстановления социально-экономических связей между Донбассом и Украиной, включая выплаты пенсий и других пособий. Возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины.

За прошедшие пять лет в этом направлении не сделано практически ничего. После установления тотальной экономической блокады, главные предприятия Донбасса были переданы во «временное управление» новым администрациям, «случайно» оказавшимся связанными с украинским олигархатом. В этом смысле, можно сказать, экономические связи частично были восстановлены, что позволило по новым хитрым схемам продавать донецкий и луганский уголь Украине. Но дело в том, что в этих схемах не нашлось места не то, что для развития, а и для поддержания нормального рабочего состояния предприятий, которые использовались «на износ». Ситуация на предприятиях ВТС сегодня, мягко говоря, тяжелая, и без поиска новых решений, прежде всего, в рамках полноценной интеграции с Россией, экономика Донбасса продолжит свою стагнацию.

Что касается выплаты пенсий, то Украина не собиралась, и не собирается выполнять взятые на себя обязательства. Верховная Рада на заседании в среду, 5 февраля, в очередной раз отклонила законопроект о праве на пенсию для жителей Донбасса. Комик Сивохо, назначенный кураторами Украины «добрым полицейским» для Донбасса, демонстративно показал удивление этим решением украинского парламента и пообещал и дальше обещать золотые горы жителям ДНР и ЛНР.

Единственное достижение Зеленского по этому пункту – это частичное восстановление разрушенного украинскими войсками в 2014 году моста в районе Станицы Луганской. Но и тут украинские власти хорошо показали свою сущность: освоив миллионы долларов помощи от ЕС, они специально восстановили только узкую полосу моста, «чтобы танки не проехали».

Одновременно Киев все больше ужесточает условия получения пенсий для тех пенсионеров Донбасса, которые умудрились их переоформить на территории Украины, ежемесячно вынуждены пересекать линию соприкосновения и проходить унизительную процедуру идентификации.

Но число пенсионеров, заинтересованных в получении украинской пенсии уже снижается – жители Донбасса активно получают российские паспорта, да и пенсии в республиках начали постепенно расти, приближаясь к украинским.

Пункт 9. Восстановление полного контроля над госграницей правительством Украины во всей зоне конфликта, которое должно завершиться до конца 2015 года при условии проведения конституционной реформы, обеспечивающей децентрализацию ДНР и ЛНР.

Пункт 10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники и наемников с территории Украины под контролем ОБСЕ.

Пункт 11. Проведение конституционной реформы со вступлением в силу до конца 2015 года новой конституции, предполагающей децентрализацию Луганской и Донецкой областей, а также принятие специального законодательства об их особом статусе.

Вокруг последних трех пунктов «Минска-2» строятся все переговорные конструкции вокруг Донбасса. Украина и Донбасс трактуют их по-разному, что делает их выполнение практически невозможным. Отсюда и постоянные торги со стороны Киева – то по вопросу очередности выполнения пунктов соглашений, то и вовсе по их отмене либо тщательному редактированию. Но так как Москва, по крайней мере пока, выступает категорически против пересмотра, либо редактирования Минских соглашений, то Зеленскому и компании приходится делать «хорошую мину при плохой игре», довольствуясь пустопорожними заявлениями о намерениях.

В частности, президент Украины в недавнем интервью изданию «Интерфакс-Украина» заявил, что при личной встрече в Париже ему показалось, что президент России Владимир Путин понимает, что «войну на Донбассе нужно закончить». При этом выразил свои мысли Зеленский достаточно неуверенно и сбивчиво.

«Я уверен, что он меня понял, очень прозрачно понял. Кажется, что если такой контакт, глаза в глаза, ты сразу понимаешь, кто перед тобой, что за человек. Несмотря на все данные разведки. Мне кажется, что он меня понял. И он понимает, что надо закончить эту войну», — сказал Зеленский, добавив, что российская сторона якобы готова «думать» над уточнением текста Минских договоренностей.

Подобными заявлениями Зеленский очевидно пытается выиграть время и отвлечь внимание от невыполнения взятых на себя в Париже обязательств. Но если внутри Украины подобное поведение может найти у кого-то понимание, то ни в Москве, ни в Париже, ни в Берлине бесконечно терпеть «веселых ребят» из Киева вряд ли будут. 11 февраля МИД России сообщил об угрозе срыва апрельской встречи «нормандского формата» по вине украинской стороны. Вчера канцлер Германии Ангела Меркель позвонила Зеленскому по вопросу урегулирования в Донбассе. В сообщении пресс-службы федерального правительства Германии говорится, что канцлер и президент Зеленский обменялись мнениями о ситуации с безопасностью в Донбассе и отметили необходимость выполнения Минских соглашений, а также выводов нормандского саммита, который прошел 9 декабря 2019 года в Париже. Любопытно, что в версии разговора Зеленского и Меркель, которую опубликовала пресс-служба администрации украинского президента, тема необходимости выполнения Минских соглашений была опущена и даже не упоминалась. Все это говорит о том, что Минские соглашения находятся в очередном тупике, и сегодняшняя очередная встреча Контактной группы ни к каким прорывам не приведет.

Необходимо отметить, что сегодня ситуация в Донбассе несколько иная, чем даже год назад. Жители республик массово получают российские паспорта. А это в свою очередь может быть предвестником каких-то новых решений по Донбассу со стороны Москвы. Злые языки говорят, что таким образом Россия может предоставить возможность покинуть территорию ДНР и ЛНР всем своим сторонникам в случае возвращения региона в состав Украины. Но мне кажется такой вариант ничтожно маловероятным. Сегодня для России нет ни одного плюса в возвращении Донбасса в состав Украины. Тут я абсолютно согласен с политологом, президентом российского Института национальной стратегии Михаилом Ремизовым, который в интервью «Литературной газете» еще в 2019 году заявил, что единственным приемлемым вариантом для России является признание республик Донбасса с дальнейшей их интеграцией в состав РФ. При этом он заявил, что «варианта Донбасса как пророссийского троянского коня в составе Украины не существует».

«В том числе и потому, что там, на Донбассе, не останется ничего пророссийского. Часть людей, которая держалась пророссийской позиции, будет закопана в ближайших лесах и степях. Актив вынужден просто бежать. Все остальные будут деморализованы. Начнут ненавидеть Россию не меньше, чем Киев. Хотя и по другим причинам. Это будет удар по репутации не Кремля, а исторической России», — отметил политолог.

Ранее Ремизов заявил, что возвращение Донбасса в состав Украины на приемлемых для Москвы и донбасских республик невозможно. «И чем дальше, тем больше очевидно, что Россия стоит перед выбором — либо сдать свои позиции, согласиться с «передачей» Донбасса в состав Украины с полной потерей влияния на них, либо признать республики. Причём это может быть сделано либо поэтапно, либо одним решительным действием».

Есть у Минских соглашений и еще одно важное назначение – это ширма для геополитического противостояния на украинском направлении. Если для Киева «Минск» является выгодным предметом торга с Москвой и Западом, то для России Минские соглашения являются инструментом для влияния на внутриукраинскую политику. А в сложившихся после провала 2014 года условиях подобных инструментов осталось не так много. То есть под прикрытием «Минска» Россия и запад вполне могут выстраивать новые стратегии на украинском направлении. Зеленский – это как раз часть новой стратегии западных кураторов: русофобия с человеческим лицом вместо агрессивного нацизма эпохи Порошенко. Раздача паспортов жителям Донбасса – это частичный ответ Москвы. Вполне возможно, что уже в этом году мы увидим и другие кардинальные действия со стороны российского руководства. Не случайно тема Украины стала одной из доминирующий на традиционной большой пресс-конференции президента России Владимира Путина, который как раз обозначил цели на украинском направлении.

Пока же можно констатировать, что невыполнимые Минские соглашения будут существовать ровно столько, сколько будет необходимо России для перезагрузки курса на украинском направлении. Конечно, контроль над Донбассом не может быть главной целью Москвы. Рано или поздно нужно будет возвращать Киев и остальные русские земли, но это не означает, что Россия будет готова сдать Донбасс Украине в обмен на очередные обещания. Донецк и Луганск могут в будущем объединиться с Украиной, но только в составе России. Других приемлемых для Донбасса вариантов восстановления единства просто не существует.

Тихон Гончаров, специально для ИА «Новороссия».

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров