Семён Кузьменко: Американская мечта и украинская действительность
На Украине то и дело возникают коррупционные скандалы, связанные с "Укразализныцей". Украинская железная дорога стала способом заработка для личных карманов, но не государства. Экс-министр транспорта ДНР Семён Кузьменко рассказал ИА "Новороссия" о перспективах работы железных до
На Украине то и дело возникают коррупционные скандалы, связанные с "Укразализныцей". Украинская железная дорога стала способом заработка для личных карманов, но не государства. Экс-министр транспорта ДНР Семён Кузьменко рассказал ИА "Новороссия" о перспективах работы железных дорог Украины, и оценил возможность полной остановки или приватизации предприятия.
"Масса коррупционных скандалов в "Укрзализныце" привели к тому, что на это обратили внимание. США активно пытаются на Украине вводить какие-то изменения, в частности в борьбе с коррупцией, и выделяют на это десятки миллионов долларов. Одним из методов была новая процедура государственной закупки. Но тут американские мечты столкнулись с суровой украинской действительностью: на Украине уже сформировался свой вид ведения бизнеса и государственного строительства. Так украинские власти заблокировали новый процесс закупок топлива. На топливе это никак не отражается: "Укрзализныця" как получала его, так и будет получать. Но то, что активно сейчас муссируется в СМИ, что закупки будут производиться непосредственно у производителя, будут внедряться открытые, прозрачные методы – это всё глупости. Так было уже несколько раз, но заканчивалось всё тем, что менялись "хозяева" определённых денежных потоков.
В целом, перспективы у украинской железной дороги довольно печальные. Россия является наследницей советских железных дорог, и будь то локомотивы, вагоны или пути – всё имеет советские корни. На данный момент в Российской Федерации успешно заканчивается техническое переоснащение железных дорог: обновлён парк, внедряются новые системы управления. На Украине в виду агрессивной политики было разрушено множество связей с РФ: теперь "Укрзализныця" отстает на 15 лет по оснащению от РЖД. Например, в России полностью заменен локомотивный парк: были выделены государственные средства на разработку новых локомотивов и они уже начинают работать. На Украине отсутствует серьезный план по железным дорогам, и государство уже не сможет оплатить разработку новых локомотивов. При этом переключиться на какого-то европейского производителя они тоже не смогут, потому что всё осталось советское: отличается даже ширина колеи.
Полностью прекратить работу "Укрзализныця" не может. Это ломает большую систему. Но на Украине отсутствует системный подход к решению проблем железной дороги. Мы просто видим как между собой дерутся люди за определенные денежные потоки. В определенный момент "Укрзализныцю" могут приватизировать. Это то, о чем я говорил выше. Самое сложное будет касаться локомотивного хозяйства: когда государство не хочет вкладываться в эту отрасль, руководители промышленных предприятий вынуждены заниматься этим сами. Мы уже видели это на примере "ДТЭК", "Метинвеста": у них появлялся собственный локомотивный парк. При том, что тяга – это основная монополия государства. Предприятия просто купили списанные локомотивы, провели их через капитальный ремонт и пользовались, когда "Укрзализныця" не могла удовлетворить их потребности. И когда она не сможет им ничем помочь, промышленники выступят с инициативой самим решать свои задачи. Без серьезного развития железнодорожной отрасли на Украине к этому и придут.
Или, например, в Прибалтике создали ряд отдельных предприятий для железнодорожных перевозок различных типов: в итоге они были убыточными и все обанкротились. Украина сейчас становится на эту же ступень.
Дело не в том, что на Украине нет специалистов, которые могли обновить железную дорогу. Нет государственной политики: любая программа для обновления железных дорог требует 10-15 лет, а на Украине власть меняется каждые пять лет, причем с ней кардинально меняются и приоритеты. Потому и программы разрабатываются всего лишь на 5 лет, за которые в корне изменить ситуацию невозможно. Украинская железная дорога всё это время жила на вложения 1970-х-80-х годов, а результаты того, что с ней происходит при независимости, мы видим как раз сейчас".