Русская весна началась ещё в 1991-м, или Как Кравчуку так и не удалось переломить Донбасс через колено

Автор: Редакция Новоросинформ

Ровно 30 лет назад, 17 марта 1991 года, в СССР был проведён первый референдум всесоюзного масштаба, вопрос на котором звучал так: «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой

Ровно 30 лет назад, 17 марта 1991 года, в СССР был проведён первый референдум всесоюзного масштаба, вопрос на котором звучал так: «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Более 76% опрошенных, в том числе свыше 70% на Украине, ответили на вопрос утвердительно. Результаты референдума по республикам в отдельности выглядят следующим образом:

Несмотря на однозначные итоги всенародного голосования, спустя девять месяцев Советский Союз перестал существовать.

Стоит напомнить, что мины под единое государство были заложены ещё в 1990-м, когда Верховный совет РСФСР первым среди депутатских сборищ союзных республик провозгласил независимость от остальных русских территорий Советского Союза. Потом уже аналогичные декларации о суверенитете принимали УССР и другие союзные республики. Сегодня по довольно злой иронии судьбы в этот день празднуется День России.

После «парада суверенитетов» подготовка к референдуму была проигнорирована на наиболее склонных к сепаратизму территориях Союза: власти Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии, Армении и Эстонии отказались проводить голосование в своих республиках.

При этом в этих шести республиках власти отдельных районов провели референдум при поддержке Москвы. В частности, референдум был проведён в Приднестровье и Гагаузии, входивших в Молдавскую ССР, а также в Абхазии и Южной Осетии, находившихся в составе Грузинской ССР.

Прямо в день референдума, 17 марта, грузинские воинские подразделения устроили штурм южноосетинской столицы Цхинвала, но помешать голосованию не смогли. Во всех вышеперечисленных регионах проголосовали около 2 млн человек, 90% из которых высказались за сохранение Союза. А в Южной Осетии из 44 тысяч против сохранения СССР проголосовали всего девять человек.

Последующие годы показали, что эти территории не только не забыли итогов мартовского референдума, а готовы были встать на защиту единства с Россией с оружием в руках. Теперь же «мировая общественность» именует их, как и республики Донбасса, «сепаратистами».

Второй украинский референдум

События стали развиваться стремительно с началом путча в августе 1991 года. Парламент УССР в срочном порядке принял «Акт о независимости» Украины. И пока в Москве были заняты внутренней борьбой между Борисом Ельциным и Михаилом Горбачёвым, население Украины обрабатывали в лучших политтехнологических традициях того времени. Практически в каждый почтовый ящик ежедневно сыпались груды листовок с обоснованием выгод от разрыва с остальной Россией. Вот пример пропаганды, обрушившейся на жителей Украины.

В итоге эта пропаганда сработала — на референдуме 1 декабря 1991 года народ с радостью проголосовал за независимость Украины. Конечно, результаты голосования были значительно «приукрашены». Лично слышал от одного старого номенклатурщика, который был среди организаторов голосования по Луганской области, что реальная поддержка «Акта о независимости» составляла около 60%, но свыше поступила команда «сделать 80–90%». Очевидно, что подобный «подсчёт» голосов применялся и на всеукраинском уровне.

Партийную элиту в те годы не интересовало будущее страны, желание разбогатеть на грабеже народного хозяйства затмило всё. СССР прекратил своё существование не потому, что так захотел народ (народ 17 марта высказался как раз за Союз), а потому, что так захотели элиты. Люди и структуры, которые призваны были охранять Союз, как раз и находились в авангарде его распада — комсомольские секретари, силовики (особенно КГБ). Директора предприятий в большинстве своём хотели поскорее приступить к личному обогащению и к дележу общенародной собственности.

Простой народ совсем не рассчитывал на полный развал страны. О том, как голосовавшие за независимость жители Киева видели будущее Украины, прекрасно свидетельствует видеофрагмент опроса агентства «Новости» на улицах столицы ещё советской Украины в декабре 1991 года.

Роль Кравчука

8 марта в эфире телеканала «Украина 24» первый президент Украины Леонид Кравчук, ныне возглавляющий делегацию Украины на минских переговорах по Донбассу, признался, что председатели республик, входивших в СССР, обсуждали возможность сохранения Советского Союза незадолго до его развала.

По его словам, СССР мог стать конфедеративным государством. Именно такую возможность незадолго до подписания Беловежских соглашений обсуждали главы советских республик в подмосковной резиденции Ново-Огарёво.

«Борис Ельцин посоветовался со многими руководителями республик, я помню, мы с ним сидели вдвоём и обсуждали эту тему. Он обратился ко мне с предложением заменить федерацию конфедерацией. Началось обсуждение, какой может быть конфедерация на территории СССР, и пришли к выводу: давайте обсудим эту тему с Горбачёвым. Сели за стол, Ельцин говорит: «Михаил Сергеевич, у нас не клеится, мы не можем договориться, потому что начались большие движения в республиках, люди хотят больше прав, свобод, независимости. Давайте подумаем, как реформировать страну из федерации в конфедерацию». Горбачев говорит: «А образец конфедерации можете предложить?» Ельцин говорит: «Конечно, Швейцария. Сегодня вы президент, через год Леонид Макарович, ещё через год я». Горбачёв  задумался и говорит: «Нет, нет, нет, так нельзя, должен быть один президент», — вспомнил Леонид Кравчук.

Первый президент Украины отметил, что Горбачёв любым способом пытался сохранить власть, поэтому он и инициировал всенародный референдум о сохранении СССР.

Но верить Кравчуку на слово вряд ли можно. Он зарекомендовал себя самым настоящим лжецом. В 1991 году перед референдумом о независимости Украины Кравчук обратился к «русским соотечественникам», клятвенно обещая сохранение русского языка, братских отношений с Россией и недопущение насильственной украинизации.

«Дорогие русские братья и сёстры, живущие на Украине! Я обращаюсь к вам в тяжёлое для нашей республики время. Только сообща мы сможем выбраться из засосавшей нас трясины, создать общество на основе гуманизма, демократии и социальной справедливости. Украина твёрдо встала на путь независимости. На её землях, наряду с другими народами, полноправными хозяевами являются двенадцать миллионов русских. Ни в коем случае не будет допускаться искусственная украинизация русских. Любые попытки дискриминации по национальному признаку будут решительно пресекаться», — говорилось в обращении Кравчука.

На деле же после «мутного» референдума Кравчук сразу начал политику насильственной украинизации. Именно его «реформы» в образовании и общественно-политической сфере заложили фундамент воспитания поколения русофобов, ставшего наряду со старыми комсомольскими элитами главным двигателем антирусского госпереворота 2014 года.

Референдум в Донбассе

После первых лет правления Кравчука с его попытками переломить русских через колено Донбасс в 1994 году провёл референдум, на котором 90% жителей Донецкой и Луганской областей проголосовали за федерализацию, русский язык и евразийскую интеграцию.

27 марта 1994 года состоялись выборы в Верховную раду Украины. Но в Донецкой и Луганской областях параллельно с ними прошёл референдум, в ходе которого предстояло определить отношение Донбасса к статусу русского языка, государственному устройству Украины и евразийской интеграции. На вопрос «Согласны ли вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила функционирование русского языка в качестве государственного языка Украины наряду с украинским языком?» ответили «Да» в Луганской области 90,38%, в Донецкой 87,16%. «Согласны ли вы с тем, чтобы на территории области языком работы, делопроизводства и документации, а также образования и науки был русский язык наряду с украинским языком?» В Луганской — 90,91%, в Донецкой — 87,9%. «Вы за подписание Устава СНГ, полноправное участие Украины в Экономическом союзе, в Межпарламентской ассамблее стран СНГ?» Соответственно, 90,74% и 88,72%. Ну и на донецкий вопрос «Согласны ли вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила федеративно-земельное устройство Украины?» ответили «Да» 79,69%.

«Нацисты бились в истерике, в Донецке начался даже суд против облсовета, но так и утонул в юридическом крючкотворстве. И, кстати, когда говорят, что никаких последствий у референдума не было, это не так. Ровно через семь месяцев, сославшись на эти результаты, Луганский областной совет первым на Украине принял решение о русско-украинском двуязычии на областном уровне. Донецк дозрел до аналогичного только в 1997-м. Подтянулись и другие горсоветы. И пошла вторая волна таких решений», — поделился воспоминаниями в интервью ИА «Новороссия» луганский историк Юлий Федоровский.

Тогда украинская власть демонстративно наплевала на мнение жителей Донбасса. Ни одно из решений референдума не было отражено в принятой спустя два с половиной года «ночной» Конституции. Спустя 20 лет для отстаивания своих прав Донбассу пришлось взять в руки оружие.

Крымский референдум прошёл почти в тот же день

Робкая попытка повернуть с прозападного политического пути, сделанная «донецкими» при президенте Викторе Януковиче, обернулась его бегством, госпереворотом и установлением русофобской диктатуры. Русские регионы Украины, естественно, мятежников не поддержали. По всему юго-востоку страны начались стихийные многотысячные митинги, имевшие большой потенциал.

В Крыму Россия отреагировала молниеносно. Были приняты все необходимые меры для обеспечения проведения референдума, по итогам которого Крым вернулся в состав России. Символично, что референдум состоялся 16 марта 2014 года, почти день в день с референдумом 1991 года о сохранении СССР. Таким образом, через 23 года историческая справедливость начала восстанавливаться.

По пути Крыма были готовы идти и другие регионы юга России. Но по ряду причин проект восстановления большой Новороссии был отложен. Референдумы о самоопределении были проведены только в Донбассе.

Я был в Крыму сразу после проведения референдума, видел настроение людей, общался с представителями власти. На торжествах по случаю возвращения Крыма в Россию меня не покидало ощущение, что в Донбассе событие подобного масштаба вызвало бы ещё больший ажиотаж. Надеюсь, что в обозримом будущем мы сможем это проверить.

30 лет назад состоялся референдум о сохранении СССР. Семь лет назад прошёл референдум в Крыму, ознаменовавший начало собирания русских земель. Донбасс семь лет воюет за право вернуться в Россию. Остальные регионы исторического юга России пока находятся под внешним управлением наших геополитических противников. Тем не менее история показывает, что Россия, преодолев очередную смуту, возвращает свои земли. Уверен, что с Божией помощью так будет и в этот раз.

Автор: Тихон Гончаров

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров