Признание «ПЦУ»: Греки отложили вопрос на неопределенный срок
28 августа закончилось очередное заседание Священного синода Элладской православной церкви, на котором в числе прочих был рассмотрен и вопрос признания раскольничьей группировки «Православная церковь Украины» (ПЦУ). По итогам заседания Синода украинские СМИ поспешили сообщить о «частичном признании
28 августа закончилось очередное заседание Священного синода Элладской православной церкви, на котором в числе прочих был рассмотрен и вопрос признания раскольничьей группировки «Православная церковь Украины» (ПЦУ). По итогам заседания Синода украинские СМИ поспешили сообщить о «частичном признании ПЦУ», отмечая, что окончательное решение вопроса Синод делегировал предстоятелю ЭПЦ Блаженнейшему Иерониму.
«Синод решил предоставить полномочия предстоятелю Элладской церкви (архиепископу Иерониму) в дальнейшем заниматься вопросом признания Церкви Украины», — сказано в сообщении украинского издания «Новое время».
Но на самом деле никакого частичного признания не было. В итоговом пресс-релизе Синода ЭПЦ от 28 августа вопросу Украины уделен один абзац:
«После докладов Синодальных комитетов по догматическим и правовым вопросам и межправославным и межхристианским отношениям по украинскому вопросу, ПСС (Постоянный Священный Синод — прим.ред.) признает каноническое право Вселенского Патриарха на предоставление Автокефалии, а также привилегию Предстоятеля Элладской Церкви для дальнейшего решения вопроса о признании Церкви Украины».
Как отмечает украинский Союз православных журналистов, своим решением члены греческого Синода попробовали переложить ответственность за решение вопроса «ПЦУ» лично на своего Предстоятеля.
«Мы совместно признали привилегию архиепископа заняться этим вопросом самостоятельно», — приводит слова одного из участников заседания Синода греческое агентство «Ромфея».
При этом сам предстоятель ЭПЦ Блаженнейший Иероним с этим не согласился и заявил: «Я не могу взять на себя такую ответственность, я возьму ее на себя вместе с епископатом».
«Ромфея» обращает внимание, что вопрос о признании «ПЦУ» не включен в повестку дня Архиерейского Собора ЭПЦ, который должен пройти в октябре, несмотря на то, что Синод ЭПЦ мог официально изменить эту повестку и внести туда соответствующий вопрос. Источники агентства отмечают, что в октябре Иероним может предложить Архиерейскому Собору рассмотреть вопрос «ПЦУ» вне официальной повестки, но никакой конкретной информации по этому вопросу нет.
«Таким образом греки разыграли нехитрую комбинацию для внешних сил. Вместо того, чтобы принять решение об изменении повестки дня октябрьского Архиерейского Собора и включить туда «украинский вопрос», они предоставили право решать Предстоятелю, а Предстоятель отказался от этого права в пользу Архиерейского Собора. Но опять же, без включения в повестку дня», — говорится в публикации Союза православных журналистов.
Что касается признания «канонического права Вселенского патриарха на предоставление автокефалии», то тут тоже радость украинских СМИ преждевременна, так как само по себе право предоставлять автокефалию в своих церковных структурах у Стамбульского патриарха пока никто не отбирал. И в итоговом документе использованы обтекаемые формулировки, которые можно трактовать в зависимости от ситуации и адресата этих трактовок.
Таким образом Синод ЭПЦ, с одной стороны находясь под сильным давлением Фанара, а с другой – не желая нарушать каноны, принял промежуточное решение, которое откладывает вопрос признания «ПЦУ» в долгий ящик.
Источник РИА Новости в свою очередь подтвердил, что в докладах Синодальных комитетов по догматическим и правовым вопросам были высказаны «серьезные возражения по вопросу, надо ли признавать (ПЦУ – прим.ред.). То есть Синодальные комитеты не только высказали свое отрицательное отношение к идее признания украинских раскольников, но и привели весомые аргументы для обоснования своего мнения.
Можно констатировать, что сообщения украинских СМИ о подвижках в деле признания «ПЦУ» Элладской церковью не имеют под собой особых оснований. Спокойно восприняли итоги Синода ЭПЦ и в канонической Украинской православной церкви.
«Текст решения Синода стал основанием для некоторых информационных агентств сказать о том, что Элладская Церковь признала каноничным способ предоставления автокефалии ПЦУ, что является перекручиванием самого текста. Дело в том, что Элладская Православная Церковь признала именно право Константинополя давать автокефалию. Подобные фразы были также в письме Архиепископа Анастасия, Предстоятеля Албанской Церкви, и в письме Синода Кипрской Православной Церкви. Но они не касаются признания самой Церкви», — заявил заместитель главы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич.
«В Элладской Церкви четко понимают, где раскол, а где нет, что Константинопольский патриарх Варфоломей совершил ошибку. Вместе с тем, на них оказывается давление, и они не хотят вступить в открытую конфронтацию с Константинопольским патриархатом. Но они не могут изменить истине и назвать что-то, что является очевидно неправильным, – правильным, не могут назвать черное белым», — отметил он.
Отец Николай подчеркнул, что в УПЦ решение Элладской Церкви «считают взвешенным и в целом оценивают позитивно».
В Киевской митрополии надеются, что Элладская Церковь выстоит, а «украинский вопрос», который угрожает единству православия, вынесут на всеправославное обсуждение.
Тихон Гончаров, специально для ИА «Новороссия».