Парадокс военного времени: в ДНР сняли фильм об "Азове"*

  • Парадокс военного времени: в ДНР сняли фильм об Азове*
    Фото: скриншот фильма "Допустимые потери"
Автор: Редакция Новоросинформ

Киноиндустрия в Донецкой Народной Республике развивается, как бы парадоксально это ни звучало. Фильмы снимаются и выходят в прокат. Правда, пока короткометражные, и посмотреть их можно только на интернет-ресурсах.

Тематика – военная. Порой в картине идет мощным лейтмотивом психологическая составляющая, как в сериале "Мобилизация", вышедшем недавно в прокат. Но бывают и настоящие блокбастеры, несмотря на неполный метр. К числу таковых можно смело отнести "Допустимые потери" режиссера Алексея Сергеева.

25 мая премьера этой ленты состоялась в военно-историческом музее на Поклонной горе в Москве. А уже через пару дней фильм появился в Сети. Конечно, мы не упустили возможность посмотреть этот маленький, не побоюсь громкого слова, шедевр.

Земля, пропитанная кровью

Так можно охарактеризовать место, где проходили съемки "Допустимых потерь". Актерам, режиссеру и техническому составу пришлось нелегко в развалинах Волновахской больницы, где весной 2022 года шли ожесточенные бои. Место, пропитанное болью, кровью, место, где ломались человеческие судьбы и рушилась жизнь, стало съемочной площадкой. Вот какие впечатления от пребывания там у исполнителя одной из ролей Ивана Бессмолого, изложенные актером на своей странице в соцсети:

"Этот фильм для нас стал настоящим вызовом. Съемки проходили в больнице, освобожденной от боевиков ВФУ (вооруженных формирований Украины – прим. Новороссии) буквально за несколько недель до нашего приезда. Неделю команда жила и работала на площадке среди разбитых танковыми выстрелами стен, сотен стреляных гильз, выгоревших кабинетов и засохшей крови. Постпродакшн проходил в обстановке постоянных обстрелов города, когда перемещаться в студию звукозаписи было крайне рискованно".

Вероятно, сама атмосфера помогла актерам максимально точно вжиться в образы и показать в кадре не красивую художественную картинку, как в голливудских боевиках, а почти документальный ужас тех недавних событий.

Охотники на людей

Авторами сценария стали Алексей Сергеев и Дмитрий Дезорцев. В основу сюжета они положили шокирующие реальные события, происходившие в Волновахе, когда неонацисты из "Азова"* (запрещенная в РФ террористическая организация) отлавливали гражданское население, в основном женщин, детей и стариков, а затем грузили их в автобусы и вывозили за пределы города.

Нет, это была не эвакуация, а самая циничная провокация! Транспорт с якобы беженцами расстреливали сами фашисты, выдавая произошедшее за действия военных РФ и ДНР.

Кто-то верил, что "захысныки" действительно вывезут их в тыловые районы на территорию, подконтрольную Украине. Кто-то прятался в подвалах и развалинах. И на них нацисты вели настоящую охоту, как на героиню фильма, спасающуюся вместе с маленькой дочкой от преследования вооруженных боевиков.

Сценарий фильма, длящегося чуть больше двадцати минут, написан с большим профессионализмом. Хотя главными в сюжетной линии стали не методики, которым обычно обучают студентов сценарного отделения профильных вузов, а само отношение авторов к происходящему. Они писали о том, что свежо в воспоминаниях, что болит и еще долго будет кровоточить.

Несмотря на более чем скромное техническое оснащение, фильм получился зрелищным. Происходящее на экране держит в напряжении от первого до последнего кадра. Смотрится буквально на одном дыхании.

Соответствующую атмосферу создает и музыкальное сопровождение, автором которого выступил донецкий композитор и дирижер Данил Милка. Написанный им саундтрек усиливает визуальное впечатление и помогает еще глубже погрузиться в атмосферу экранных событий.

Знакомые лица

Актеры, задействованные в фильме, жителям ДНР знакомы хорошо. Кто-то знает их по работам в МДТ им. М. М. Бровуна и в Донецком РАМТ. Кому-то уже запали в душу и сыгранные ими роли в кино.

Центральный образ матери, спасающей свою малышку от "эвакуации" в один конец, создала актриса РАМТ Анастасия Казиева. Недавно мы могли видеть ее в одной из главных ролей в мини-сериале "Мобилизация", где она сыграла медсестру Карину. Там был в большей степени лирический образ на фоне каких-то житейских ситуаций, а начавшаяся СВО проходила скорее фоном, хоть и стала немаловажной в жизни героини.

В "Допустимых потерях" безымянная молодая женщина оказывается в экстремальной ситуации, когда приходится идти на все, чтобы спасти жизнь себе и, главное, своей маленькой дочери. Она как будто воплотила все основные черты жителей Донбасса, готовых бороться до последнего, способных бросить вызов самой смерти.

Героиней Анастасии движет в первую очередь любовь к ребенку. Как любая мать, она будет защищать свою дочь всеми возможными и невозможными методами. Если надо, то пойдет с осколком стекла против вооруженного автоматом боевика, а будучи загнанной в угол, пролезет в любую, самую узкую щель.

Очень сильная актерская работа, сделанная буквально на оголенном нерве. Достойной партнершей для Анастасии стала и маленькая актриса Василиса Акулова, сыгравшая дочку героини.

"Злодеи" из Муздрамы

Актерам донецкой Муздрамы Михаилу Бовдую и Ивану Бессмолому выпала интересная задача – создать негативных персонажей. О таком многие труженики сцены и экрана могут только мечтать. Как обычно говорят сами артисты, если герой – злодей, то там есть что играть, можно искать и экспериментировать. Вот и Михаилу с Иваном, можно сказать, улыбнулось творческое везение и выпало сыграть боевиков "Азова"*.

Роль нациста с позывным Санта и, как выясняется в финале, фамилией Мороз досталась Михаилу Бовдую. К работе над образом он подошел основательно, – видимо, смотрел всевозможные видео с плененными азовцами и сумел досконально перенять их повадки, их манеру поведения и даже говор.

Нет, Санта не украиноговорящий. Он изъясняется на великом и могучем русском, лишь немного характерно "гэкая". Если бы не это, то можно было бы подумать, что боевик – наемник из числа нацистов других государств.

По характеру Санта – трус. Воевать с детьми и женщинами – это его призвание. Но даже когда представительница прекрасного пола оказывается вооружена острым осколком стекла, она для него уже опасный противник. Налицо и садистские наклонности нациста. Страшно смотреть, как он поигрывает огромным армейским ножом, представляя, что будет делать со своими жертвами. А когда он ломает топором запертую дверь, за которой прячется преследуемая им женщина с маленькой дочкой, то напоминает маньяка.

Очень достоверно показано и то, как в финале кровавый Санта, еще недавно называвший убиваемое гражданское население "допустимыми потерями", превращается… В кого бы вы думали? Правильно, в "служащего тылового обеспечения", которого чуть ли не силой отправили служить в "Азов"*, где он мечтал быть поваром! Но коварные сослуживцы дали "бедолаге" в руки автомат, из которого он "не расстрелял даже один магазин".

Что стало с украиноговорящим напарником Санты с позывным Зига (Иван Бессмолый), не показано. Но, как бы парадоксально ни звучало, этот боевик проявляет задатки человечности. В отличие от садиста Санты, он не мечтает пытать и убивать, просто стремится выполнить приказы командира, приказавшего доставить живым мирное население. Зига даже не снимает балаклаву, что символизирует безликость большинства нацистов, зазомбированных идейными вдохновителями.

Счастливый финал

Героине фильма удается спастись вместе с дочкой. В самый критический момент, когда кровавый Санта ломает топором дверь, оказывается, что из этой комнаты есть еще один выход и там давно организовали засаду воины подразделения ДНР. Счастливый финал усиливает веру в победу.

Хочется, чтобы эта короткометражка была доснята до полного метра. Зрителей заинтриговал сюжет. Было бы интересно увидеть предысторию погони, узнать, как жили герои до показанных в ленте событий. Но как сказал один из актеров "Допустимых потерь" Иван Бессмолый, "Режиссер, может, и не против полного метра, но вы же понимаете, что на это нужны бюджет, техническое оснащение и прочее…"

Хочется верить, что этот проект заинтересует инвесторов и через какое-то время мы увидим полнометражный фильм "Допустимые потери".

Фильм смотрела Ольга Стретта

* запрещенная в РФ террористическая организация

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Стивен Сигал работает над документальным фильмом о СВО

Война, любовь и либералы: каким будет первый художественный фильм о СВО

Пригожин анонсировал выход фильма "Лучшие в аду"

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров