Отставки, аресты и задержания в высших эшелонах власти. Проблема гораздо глубже, чем то, что вываливается на поверхность

  • Отставки, аресты и задержания в высших эшелонах власти. Проблема гораздо глубже, чем то, что вываливается на поверхность
    Фото: globallookpress.com/Nikolay Gyngazov
Автор: Александр Иващенко

Очевидно, что власть никогда не была единым целым. Разные группы влияния готовы вцепиться друг другу в глотку, чтобы обрушить конкурентов. Методы разные – от подстав до откровенного саботажа. В последнее время противоречия резко возросли и обострились.

Особенно наглядно это наблюдается в последние дни. В начале недели был отправлен в отставку командующий 58-й армией, генерал-майор Иван Попов, аудиозапись к подчиненным которого в публичное поле выложил депутат Госдумы Андрей Гурулёв. Далее при получении взятки был задержан заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин. Наконец, в пятницу произошло еще одно громкое задержание отставного полковника ФСБ Михаила Полякова, которого связывают с вымогательством через подконтрольные ему телеграм-каналы.

Эти события происходят на фоне разбирательств, которые длятся уже три недели с момента мятежа, предпринятого ЧВК "Вагнер" по главе с его руководителем Евгением Пригожиным. Это событие произвело тектонические сдвиги в российской власти, которая не прошла проверку монолитности, а то, что мы видим сейчас, слабо представляется попыткой наведения порядка, поскольку корень проблемы находится сильно глубже. Такое мнение в беседе с Новороссией высказал экономический эксперт Василий Колташов.

"Министерство науки и высшего образования с момента начала специального военной операции как-то странным образом не проявляет готовности направить большое количество специалистов для работы с нашими мобилизованными и контрактниками. В частности, для агитационной работы и для выработки пропагандистских материалов. 

Ну, например, почему бы психологам не рассказать про психологию фашизма, не помочь разработать военным агитационные материалы, с которыми они смогут выступать перед мобилизованными солдатами армии России, объясняя, чем ужасен фашизм и какое деформирующее воздействие на психику производит нацистская идеология? Как американцы ее воспроизводили на Украине, как нужно общаться с пленными и что нужно понимать, пытаясь убедить противника сдаться, и как это вытекает из тех или иных психологических механизмов. 

Насколько я вижу, такие политологи и психологи просто не вовлечены. Известные медийные политические эксперты выступают на телевидении и в других медиа, некоторые ездят общаться с мобилизованными. Я знаю таких, но их немного. Также в разъяснение ситуации должным образом не вовлечены экономисты. Экономисты должны играть очень важную роль в процессе и должны объяснить, что Запад делает на Украине. Они должны участвовать в подготовке агитационных материалов и должны объяснять нашим солдатам, каковы экономические мотивы этой войны. В том числе почему Соединённые Штаты не должны закрепиться на Украине и почему мы должны защититься. Кроме того, важно понимать, что нас ждёт в случае поражения или успеха. Важно объяснять, как меняется экономическая политика в России, социальная политика связанная с экономикой. 

Социологии тоже могли бы проявить себя. Они могли бы рассказать про то, как выстроена социальная структура на Украине, как меняется там настроение и почему.  Где и как дальше будут изменяться события, в целом понимаение действий противника и его социальной структуры. Нужно понимать взаимосвязи, которые существуют между представителями разных регионов и социальных групп на Украине, а также в войсках", — описал негативную тенденцию Василий Колташов.

"Этого тоже нет, и никому это не нужно, — продолжает спикер. — Когда наши активные военно-политические деятели, вовлечённые в специально военную операцию (не обязательно на командных комиссарских, а эмиссарских должностях, выполняя разные миссии, связанные, например, с правительством или администрацией президента), обращаются в эти наши структуры, верхние этажи министерства науки и высшего образования, те говорят, что у них "свои дела" и "свои программы". "Нам это не нужно", — говорят они. 

"Но, с другой стороны, вы представляете в случае успешного мятежа “Вагнера” кого бы поддерживали эти структуры? Ну Минцфиры, например, начало бы поддерживать Microsoft. Почему? Да потому что система науки и высшего образования идеологически находится под властью американцев. Там господствует американская неолиберальная идеология. Там всячески поощрялись люди, которые её придерживаются.

Они получали возможность быть в гуманитарной сфере, чаще всего член-корами академии наук, они получали премии, их монографии издавались и продвигались. Не тех, кто считал, что Россия не должна погибнуть. Нет, эти люди как раз не очень интересны. Такие пробивались скорее вопреки обстоятельствам.

Попытка мятежа, а по сути вооружённого государственного переворота показала, что система исполнительной власти в России не едина. Она противоречива, и те, кто предпринял эту попытку, те знали, что смогут найти широкую опору даже в нынешних правительственных и подправительственных структурах. Они это знали и понимали", — высказал свое мнение собеседник агентства.

Эксперт отмечает, что по сути сейчас Россия ведет войну одной лишь рукой, а другие части организма заняты чем-то совершенно другим. И, в общем-то, они настроены на то, чтобы Россия не победила. Им не нужна эта победа. И эти моменты как раз и раскрываются. Поэтому и вопрос коррупции сегодня очень важен, но это только одна сторона этой проблемы. Потому что на самом деле у нас существует ещё и вредительство.

"Вот оно у нас нас цветет полным цветом. И что касается истории Паршина, то если всерьез поставить вопрос, а где отечественная операционная система для школ, для вузов, для корпораций, для всевозможных правительственных структур всех уровней, для использования в общественном пространстве, для того чтобы разрабатывались другие программы на её базе, а не на базе Microsoft? Если задать этот вопрос, то с очень многих людей можно будет за него спросить. 

Фактически это вредительство, и это первый вопрос, который должен был быть поставлен во всей этой теме цифровизации. Национальная операционная система — это первое, что должно быть. И этого нет. Называются какие-то дублирующие друг друга мессенджеры, другие программы, которые в принципе можно было бы не создавать. Но все отчитываются, происходит очковтирательство, что наверняка сопряжено с множеством хищений и откатов. Но при этом не решаются стратегические задачи", — подчеркнул экономист.

Спикер подмечает, что Россия по-прежнему находится под контролем американской корпорации Microsoft, и все ей подыгрывают кругом. И то, что в этой ситуации всего один человек арестован, вот это действительно удивительно. И удивительно, что никаких изменений нет.

"За 2022 и за первую половину 2023 года выяснилось, что победить в СВО, опираясь только на одну руку, не получится. Нужно побеждать по-настоящему, Россия должна быть сама изменена, она должна стать более эффективной и более сильной. И только потом мы сможем одержать победу и одерживать ещё много побед. 

Но кто-то этого не хочет. И, как я говорил еще в первый день мятежа, думаю, что мы имеем дело с обширным заговором, в который в разной форме вовлечено огромное количество людей или поддерживающих его. И это не “турбопатриоты”, которые призывают отстать от Пригожина, мотивируя это тем, что "он взял Бахмут". Эти люди — совершенно другая публика, и идеологически эта публика, конечно, полностью с Соединенными Штатами", — резюмировал Василий Колташов.

Подготовил Александр ИВАЩЕНКО

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров