Они заработают миллиарды на блокировке Telegram: Государство теряет деньги и людей
-
Коллаж "Новороссии"
Блокировки Роскомнадзора открывают огромные финансовые возможности для IT-компаний. И ничего хорошего для государства это не сулит. Власти сильно рискуют.
Главный вопрос последних дней – заблокируют в России Telegram или нет. Так, издание "BAZA", сославшись на инсайдеров сразу из нескольких ведомств, сообщило, что, по их данным, полная блокировка "телеги" грядет 1 апреля.
Официальные же заявления "с верхов" поступают крайне противоречивые. Например, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев сказал, что Роскомнадзор продолжает замедлять Telegram из-за того, что владельцы мессенджера проигнорировали около 150 000 запросов на удаление противоправного контента. Одновременно глава комитета Госдумы по информполитике Сергей Боярский высказался о том, что компания начала контактировать с Роскомнадзором и активизировала удаление незаконных каналов и постов, но "для снятия претензий мессенджеру необходимо сделать еще несколько шагов".
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, не мешает ли ведению правительственного тг-канала замедление мессенджера, сообщил корреспонденту кремлевского пула Александру Юнашеву, что Кремль "не испытывает трудности": "У нас есть канал в Max. И остается канал в Telegram".
Юнашев пишет:
На вопрос, пользуются ли в пресс-службе прокси и VPN, Песков усмехнулся: "Кто-то где-то... Понимаете, у нас много соотечественников за рубежом. Много иностранцев интересуются президентской повесткой. И в наших интересах эту повестку доводить до них".
Коллаж "Новороссии"
Однако аналитический тг-канал "Win-Win" отмечает, что самые загадочные высказывания относительно судьбы Telegram всё же принадлежат Максуту Шадаеву. На недавнем заседании комитета Госдумы по информполитике министр сообщил, что мессенджер пока не будет ограничиваться в зоне СВО, выразив надежду, что "за какое-то время наши военные смогут перестроиться и перейти на российские сервисы". Однако на этом же совещании отметил:
Множество фактов указывает на то, что к перепискам (наших военных в ТГ – ред.) имеют доступ иностранные спецслужбы. Они используют эти данные в рамках ведения боевых действий против ВС РФ.
Авторы канала "Win-Win" растерянно пишут:
Он же только что сказал, что западные спецслужбы имеют доступ к перепискам. То есть… пусть западные спецслужбы читают только бойцов на ЛБС?
Блогер и бывший спецназовец Александр Арутюнов ("Разведос") заработал множество "лайков" от подписчиков, представив в своем блоге саркастичную компиляцию всех прозвучавших заявлений:
Мы не будем замедлять то, что не используется, ибо "представить это себе трудно и невозможно". И пусть нас дальше читают иностранные спецслужбы. Но хотелось бы, чтобы военнослужащие перешли на "отечественные платформы", используя устройства с расширенными мультимедийными возможностями, которые им использовать запрещено.
Звучит, действительно, впечатляюще.
Они заработают миллиарды
О том, что произойдет и кто получит выгоду, если Telegram всё же исчезнет из списков "разрешенного" Роскомнадзором, исчерпывающе написал Артемий Сыч – один из создателей канала "Обыкновенный царизм", экс-главный редактор русского медиа "Искра". Он убежден, что усилия Роскомнадзора обречены на неуспех с точки зрения "чистой математики", и приводит свои расчеты согласно среднему количеству российских пользователей Telegram, Instagram* и YouTube:
Телеграм – 90 млн человек. Инстаграм* – 15 млн человек спустя три года блокировки. Ютуб – 65 млн человек спустя 1,5 года замедления. Итого рынок запрещённого ВПН составляет в России от 65 млн человек с тенденцией в рост. Смело можно утверждать, что в 2026 году ВПНом пользуется половина населения страны. Подписка на ВПН в среднем стоит 200-300 рублей ежемесячно. То есть выручка ВПН-сервисов составляет 16 млрд 250 млн ежемесячно. Это 195 млрд в год.
Коллаж "Новороссии"
Артемий Сыч напоминает, что в 2024 году на блокировку обхода блокировок РКН получил всего лишь 50 млрд рублей сроком на пять лет. Эту сумму ВПН-сервисы зарабатывают каждые четыре месяца, давно став крупнейшей IT-индустрией России. Поэтому блокировки Роскомнадзора лишь усилят их эффективность. Сыч пишет:
Когда ты часть рынка с годовым оборотом в 200 млрд рублей, у тебя в любом случае будут челленджи (испытания – ред.). И у тебя в любом случае есть материальный стимул с ними справиться. А россияне вместо финансирования сотрудничества с государством финансируют противостояние с ним.
Публицист подчеркивает: у проблемы нет решения в том же векторе. Государство не сможет финансово соперничать с индустрией ВПН-сервисов, в 40 раз увеличив бюджет контролирующего органа. Но даже если каким-то чудом Роскомнадзор получит такие деньги, нельзя не учитывать главное: пользователи Рунета будут покупать ВПН и за 1000 руб. Сыч резюмирует: сегодня у России политическая проблема, которую пытаются решить техническими методами.
Похожий исход полной блокировки "телеги" видит публицист и блогер, создатель школы операторов fpv-дронов "Соколы Хоруса" Александр Картавых. Он обратил внимание на парадоксальный результат: в дни "замедления" просмотры его блога в Telegram… повысились!
Половина, а то и две трети экономически активных граждан будет выдавлена в "интернеты по ВПН", что автоматически дает им доступ ко всему экстремистскому контенту и его производителям. Когда в дни "замедления" у меня просмотры не упали, а повысились, я понял, что власть действительно где-то ловко сама себя обманула.
Коллаж "Новороссии"
Так государство теряет деньги и людей. Картавых отмечает и еще один факт: у людей старшего возрастного сегмента из-за сложностей с "замедлениями" стало весьма распространенным желание вообще уйти из мессенджеров и соцсетей как таковых. Он пишет:
Это довольно популярная мысль: если интернет не будет нормальным, то он не нужен, лучше книжки читать. Так что, даже оставшись на "поляне" в полном одиночестве, МАХу ещё нужно будет выиграть в тяжелой конкурентной борьбе с …пустотой. С тем, что люди вернутся на сайты и форумы, явочным порядком закончив для себя эпоху соцсетей. Или вообще из Сети уйдут.
Что делать авторам и аудитории?
Военно-аналитический центр "Рыбарь", рассмотрев множество версий о будущем мессенджера в России, резюмирует: в ближайшее время непременно появятся технические решения, позволяющие обходить ограничения, как это уже было в 2018 году. Но и борьба с методами маскировки трафика и обхода блокировок в России будет только усиливаться.
Причём Роскомнадзор, скорее всего, пойдёт дальше, чем Китай со своим "великим фаерволом", где тот же протокол VLESS спокойно работает.
Аналитики центра советуют авторам и аудитории Telegram ждать, пока до нужного функционала дорастет отечественный МАХ, который сейчас в спешном порядке "допиливают". Одновременно они отмечают: МАХ – ситуативное решение для личных переписок и бытовой связи. Полноценной альтернативы привычной "синей связи" он не даст, так как разрыв с Telegram слишком велик. "Рыбарь" с очевидной надеждой высказывает свой прогноз:
Почему на Украине возможно ограничивать доступ к каналам с владельцами российских сим-карт, а в России – нет? Почему по запросу европейских и украинских властей инфополе могут "стерилизовать", а у нас – нет? Вероятно, именно такие механизмы и могут стать предметом торга. Если Telegram согласится на более гибкое взаимодействие, возможно, снизится и порог блокировок, и часть требований.
*Деятельность Instagram в России признана экстремистской и запрещена.
