Наталья Короткова: На Украине есть Поместная Церковь – Украинская Православная церковь
Во время выступления в Верховной Раде Порошенко заявил, что Украина якобы имеет право на Поместную Церковь и для решения этого вопроса он обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею. Это очередная политическая манипуляция церковной сферой и откровенный блэф – считает религиовед
Во время выступления в Верховной Раде Порошенко заявил, что Украина якобы имеет право на Поместную Церковь и для решения этого вопроса он обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею.
Это очередная политическая манипуляция церковной сферой и откровенный блэф – считает религиовед Наталья Короткова. Подобные обращения по церковным вопросам высших органов власти являются прямым вмешательством государства в религиозную сферу, что запрещено и международными конвенциями, и Конституцией Украины. «Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства» (ст. 35 Конституции).
В любом государстве, которое претендует на звание правового, подобные обращения, прежде всего, подрывают авторитет самих этих органов власти. Но киевский режим, видимо, очень далек от того, чтобы действовать в правовом поле. Порошенко, делая подобные заявления, исходит не из права, а из целесообразности. Кстати, мы уже проходили это в 1920-х годах, тогда коммунистический режим тоже исходил из революционной целесообразности, осуществляя страшные гонения на церковь. Это вовсю используется Порошенко и сейчас, несмотря ни на какую декоммунизацию.
Следующий момент в речи Порошенко, да и во всех усилиях по созданию Поместной Церкви, – это констатация того, что таковой церкви на Украине якобы не существует. Ее еще, оказывается, по словам Порошенко, только предстоит создать. Это очередная дезинформация граждан Украины. На самом деле Поместная Церковь на Украине есть – это Украинская Православная Церковь, признанная Вселенским Православием.
Третий момент, который объясняет, почему Порошенко начал эту кампанию с Поместной Церковью. Грядут выборы, и громкий проект создания «Поместной Церкви», о котором будут трубить где только можно, по сути, является отвлекающим маневром, который позволит без лишнего шума проводить в жизнь непопулярные политические решения.
И наконец, самое главное препятствие автокефалии – то, что на данном историческом этапе с этим не согласна сама Украинская Православная Церковь. Русская Православная Церковь с этим тоже не согласна, но украинские власти ее мнение в расчет не берут. Это считается у них дурным тоном. Но и Константинопольская Церковь с этим тоже не согласна, и вот почему.
И Патриарх Варфоломей, и константинопольские иерархи неоднократно заявляли, что УПЦ состоит в каноническом единстве с РПЦ. Слова о том, что Константинополь – Церковь-мать для УПЦ, означают лишь то, что Православие на Русь пришло из Византии, а не то, что Вселенский Патриарх имеет в отношении УПЦ какие-то канонические права. Константинополь поддержит какие-либо действия в отношении УПЦ, только если по этому вопросу будет согласие как Московского Патриархата, так и Киевской митрополии. Делать что-либо наперекор РПЦ Патриарх Варфоломей не станет.
Что касается киевских раскольников Филарета, с пеной у рта заявляющих о том, что УПЦ КП – самая что ни на есть Поместная Церковь, только пока еще не признанная, то во Вселенской Патриархии, в отличие от украинской власти, церковные каноны знают прекрасно. И прекрасно понимают, что филаретовцы – это безблагодатные самозванцы, которые своими кощунственными «богослужениями» возводят хулу на Церковь. И сделать что-либо для их признания означает подтолкнуть к раскольническим действиям всех желающих. В том числе и среди своего собственного епископата и духовенства. К тому же, ни одна Поместная Православная Церковь такой автокефалии не признает. Неканоничность ее очевидна для Патриарха Варфоломея.
Но, несмотря на эти очевидные факты, киевскому режиму нужна именно государственная «Церковь» (конечно, неофициально). И главное назначение этой «Церкви» – быть одним из символов «состоявшегося» государственного проекта «Украина». Не зря же Порошенко постоянно повторяет, что Украина так же имеет право на Поместную Церковь, как и другие государства: Сербия, Болгария, Польша и т.д. Более того, уже вызревает бредовая идея высказанная греко-католическим священником, главным капелланом "Правого сектора" Михаилом Забанджалой о том, что якобы Поместную Церковь на Украине можно создать "на базе украинских традиционных Церквей (УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ), с центром в Киеве и в сопричастии с Римским Апостольским престолом. А это уже настоящая ересь.
Об этом недавно напомнил архиепископ Вроцлавский и Щецинский Георгий. Отвечая на вопрос об инициативе создания на Украине такой «Поместной» Церкви, архиепископ отметил: «Базисом для создания Единой Православной Поместной Церкви не могут быть национальные ценности. Базисом для создания Поместной Церкви является канонический статус. Этот статус подтверждает признание Её другими Православными Церквями. Такую каноничность выражает только Украинская Православная Церковь, Предстоятелем которой, является Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Но также мы должны сказать, что идея, которая продвигается греко-католическим священником, сама по себе ошибочна, пагубна и неосуществима. Там, где присутствует человеческий фактор в принятии решения о создании единой Поместной Церкви, там нет Духа Божьего"».