Майдана не будет. Три сценария Порошенко
За три недели до второго тура выборов все прогнозы свелись к двум вариантам. Первый и основной, однозначно отдает победу Зеленскому, как кандидату, набравшему превосходящее большинство в первом туре. Второй, непопулярный — декларирует «победу» второго кандидата — действующего президента, «главнокома
За три недели до второго тура выборов все прогнозы свелись к двум вариантам. Первый и основной, однозначно отдает победу Зеленскому, как кандидату, набравшему превосходящее большинство в первом туре.
Второй, непопулярный — декларирует «победу» второго кандидата — действующего президента, «главнокомандувача» Порошенко.
При чтении версий по этим прогнозам, от комментариев в социальных сетях, до серьезных, основанных на электоральной социологии, статей политологов и политтехнологов, складывается ощущение простого и понятного сценария дальнейшего развития ситуации на Украине.
Зеленский, триумфатор первого тура, легко обходит Порошенко во втором, получает большинство голосов и под фанфары страна реализует запрос «на новое лицо в политике» и «новую жизнь». Начинается прекрасная новая эпоха, в которой нет войны, налаживаются отношения с Россией, экономика поднимается с колен, Украину берут в ЕС и НАТО, ну и в целом, «все меняется».
Автор этих строк ранее прогнозировал «победу Порошенко над Зеленским во втором туре, при видимой, демонстративно тяжелой конкурентной борьбе. Шоколадный президент легитимизирует себя на второй срок, начинает готовить варианты отступления «на политическую пенсию».
Порошенко очевидно рассчитывает, что последовательное выполнение всех требований американцев, позволит ему сохранить награбленное, свободу и жизнь и уйти в тень. Ну или хотя бы в сторону.
Также очевидно, что при проигрыше он просто не сможет сохранить вышеперечисленное, так как вчерашние товарищи и коллеги по коррупционному цеху разорвут его и его активы в клочья, вплоть до физического устранения.
Конечно, он готовит варианты эвакуации и сейчас, надеясь, как бывший министр финансов — Колобов, укрыться от возмездия в Испании. Есть и другие варианты. Но он и его окружение прекрасно понимают, что шансы на подобное бегство в случае поражения 21 апреля — значительно ниже чем у Януковича, прорывающегося на кортеже в Крым. А «гвынтокрылам», которые могут спасти, лететь просто неоткуда. Это понимание, во многом и мотивирует их на победу любой ценой.
Несмотря на обилие версий о сценариях победы Зеленского, его договоренностей с Тимошенко и другими проигравшими, убедительнейшей картины голосования по регионам и других доказательств, я по-прежнему склонен считать, что шансы Порошенко крайне высоки, и он действует в рамках ранее продуманной стратегии.
Эта стратегия включает в себя и работу с Зеленским как с техническим кандидатом. Спойлером, который должен размыть электорат настоящего оппонента — Тимошенко (сделано) и выполнить свою миссию проиграв во втором туре, продолжив свою политическую карьеру в парламенте — Верховной Раде.
Важные обстоятельства, которые могут помешать Порошенко закрепиться у власти и сфальсифицировать второй тур есть. Их тоже необходимо учитывать.
Как я писал ранее, у фаворита президентской гонки (а в ее начале это был вовсе не актер и комик Зеленский) был только один шанс — найти доказательную базу, компромат, который сделает невозможной поддержку действующего президента американцами.
Адресат компромата очень важен. И это люди принимающие решения — американские граждане из различных ведомств, политических партий и иных институций.
Граждан Украины все 5 лет «каденции» Порошенко заваливали различными доказательствами преступлений президента. Бизнес в России, различные «договорняки», панамские бумаги, офшорные счета и слепой траст, Роттердам+, продажа гос.активов и участие в коррупционных сделках, невыполненные обещания, кумовство и быстрое увеличение капитала при стремительно нищающей стране — было все.
Эффекта все это не принесло ни малейшего, лишь наоборот, укрепило позиции Порошенко.
Важным также является и то обстоятельство, что все, без исключения важные политические события, включая выборы на Украине сопровождались массовыми выступлениями — «майданом».
Принято считать «Майданами» только два: 2004 и 2014, однако всего за последние 29 лет Украина пережила 12 «майданов» различного уровня успешности, разными целями и наполненности активистами. Три из них закончились полным успехом. Четыре не дали никакого результата. Практически все «майданы», в той или иной степени вели к ухудшению ситуации в стране.
Безотносительно итогов второго тура президентских выборов, уже сейчас можно сделать вывод, что никто из акторов этого действа не будет опротестовывать его результаты силой, поскольку не имеет достаточных финансовых и силовых возможностей.
А если и имеет — не сможет согласовать его с главным актором — Вашингтоном, и получить мандат на протест, вроде того, какой был получен Гуайдо в Венесуэле.
Об этом свидетельствует и поспешный отказ от пересмотров итогов первого тура со стороны Тимошенко, и ряд других заявлений со стороны «неудачников» и силовиков.
Итак, каким образом Порошенко и его команда совершит невозможное? Сократит и преодолеет двукратный разрыв в голосах, показанный в первом туре?
Я вижу несколько возможных вариантов развития событий и постараюсь кратко их изложить.
СЦЕНАРИЙ ПЕРВЫЙ. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ.
Первый тур президентских выборов стал полигоном испытания как новых, революционных так и старых, проверенных временем методов фальсификации выборов. Манипулировать голосами и пытаться влиять на результат через вбросы, голосующих покойников, «карусели», порчу бюллетеней, подкуп избирателей и членов УИКов, прямое и непрямое силовое давление пытались все участники электорального процесса.
Зарегистрировано несколько тысяч количество нарушений. Возбуждены десятки уголовных дел. Как это повлияло на признание результата? Никак не повлияло.
Наблюдатели ОБСЕ, представители западных стран, включая первых лиц признали выборы честными и состоявшимся. А нарушения вынесены за скобки как допустимые обстоятельства электорального процесса.
Пальму первенства в этом соревновании «за честные выборы» уверенно держат сторонники и активисты Порошенко, не только увеличив явку и его личный результат по голосам, но и выполнив необходимую задачу — не пропустив во второй тур самого опасного оппонента — Тимошенко.
То есть, и электорат, и наблюдатели и т.н. мировое сообщество, несмотря на огромное количество доказательств массовых фальсификаций по всей территории страны, признали абсолютно нелегитимные выборы состоявшимися. То есть — приняли правила игры Петра Порошенко и согласились с шулерской раздачей.
Означает ли это, что политтехнологи, агитаторы и соучастники фальсификаций Порошенко сменят тактику во втором туре, испугавшись непризнания результатов со стороны «западных партнеров»?
Конечно нет, — они удесятерят усилия, поскольку получили полную верификацию своих действий со стороны «независимых честных наблюдателей», под чьим взором прошел первый тур.
«Мы сломали русский план на первый тур, сломаем и на второй» — сказал Порошенко. Я думаю он намерен действовать в прежней логике.
Именно поэтому я считаю, что во втором туре шансы Порошенко по-прежнему высоки. Для второго тура не нужно рисовать 50+ процентов для победы. Достаточно просто уменьшить количество голосов оппонента, нарисовать административным ресурсом необходимую явку и убедительный процент победы. Технологии уже отработаны в первом туре.
А наблюдатели признают выборы состоявшимися.
Я намеренно оставляю за скобками очевидные факторы — и сложность повторной мобилизации протестного электората для Зеленского, и контроль зарубежного голосования и различных информационных баз, и подавляющий перевес Порошенко в медийном, силовом и административных ресурсах. Это важно, но не является ключевым обстоятельством для второго тура.
Я считаю этот сценарий наиболее вероятным. Как я писал ранее, его реализацию может нарушить лишь фактор «компромата».
В этом случае выборы не будут признаны ни наблюдателями, ни, как следствие мировым сообществом, и тогда ситуация начнет развиваться совсем иначе. Порошенко придется уйти. Бежать.
В мировой практике неоднократно были случаи, когда на выборах побеждают спойлеры (технические кандидаты).
Есть ли к этому предпосылки? Безусловно есть. Это расследование обстоятельств вмешательства со стороны украинских политических и бизнес-элит в американские дела во время президентских выборов 2016 года на стороне Клинтон — например, последствия дела Пола Манафорта. Возможный «Укрогейт», к которому открыло дорогу поражения демократов и спец. прокурора Роберта Мюллера в попытке доказать «русский след Трампа», начинает активно обсуждаться и совершенно точно будет иметь последствия. Вопрос только в том — какие и когда. До выборов на Украине времени немного. Маловероятно, что концепция поддержки «антиРоссии» успеет так стремительно измениться.
Хотя, повторюсь, в случае получения прямых доказательств участия Порошенко — приведет к трагическим для него последствиям.
СЦЕНАРИЙ ВТОРОЙ. ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
В случае, если «главнокомандувач» понимает безвыходность ситуации для себя — существует еще один «законный», легальный инструмент временного прекращения действия электоральных прав граждан. По закону, принятому осенью 2018 года (ранее известному как «закону о реинтеграции Донбасса), в случае угроз безопасности в стране — Порошенко своим указом, без согласования с Верховной радой может ввести военное положение в любых областях Украины. Порошенко уже с успехом опробовал этот инструмент в конце 2018. Все работает, механизм отлажен.
Основания к введению военного положения могут быть самыми абсурдными — это и очередная «морская провокация», и ухудшение обстановки на линии соприкосновения в Донбассе. Стоит также напомнить, что под сукном до поры, до времени лежит уголовное дело против Савченко и Рубана, в котором раскрыт заговор по убийству всего высшего руководства страны. В этом деле может внезапно случиться «прорыв», появятся новые фигуранты.
Введение военного положения ведет к переносу или отмене выборов. Пойдет ли Порошенко на этот шаг? Вполне может, оказавшись в безвыходной ситуации. Для сохранения власти, которая является его гарантией личной неприкосновенности и сохранения богатства.
Я считаю этот сценарий вполне вероятным, хотя и менее чем первый.
СЦЕНАРИЙ ТРЕТИЙ. ОТСТРАНЕНИЕ ОППОНЕНТА.
Все люди чувствуют страх. Все люди чувствуют боль. Все люди смертны. Эти простые истины понятны и вполне очевиден контекст их применения к победителю первого тура. Все-таки его оппонент обладает колоссальным силовым ресурсом, и в случае сложной ситуации с подтасовкой может пойти и по силовому пути, а Зеленский внезапно передумает и снимет свою кандидатуру.
Этот сценарий допустим, но маловероятен.
Остаются еще варианты непризнания итогов, судов, попыток устроить новый майдан, но все они на мой взгляд имеют вероятность величиной со статистическую погрешность.
Это украинская политика, тут в принципе возможно все.
В конце концов, многие граждане Украины достойны своего президента. И, судя по результатам опросов по ключевым вопросам, например, о принадлежности Крыма, будут достойны и в дальнейшем.
Могу ли я ошибаться? Конечно могу. Остается фактор американцев, фактор «черного лебедя», о котором писал Нассим Талеб. В конце концов это украинская политика — территория, на которой возможно все.
Единственный вопрос, который меня беспокоит в связи с этим веселым электоральным карнавалом — это вероятность признания результатов выборов со стороны Российской Федерации. Я считаю, что это не должно произойти при любом из победивших кандидатов. Любом.
Впрочем, мы скоро все увидим. Осталось недолго.
Александр Асафов
Политолог