Карательная идеология в погонах
На прошлой неделе командующий Операцией объединённых сил генерал Сергей Наев пообещал, что он «уволит или посадит» некоторых директоров и учителей школ на подконтрольной украинским силовикам части Донбасса . По его мнению, педагоги частенько дезинформируют школьников в учебных заведениях, рассказыва
Похоже, что такие попытки обречены на неудачу. У нас есть для исследования опыт Советского Союза, где альтернативная точка зрения тоже была изгнана из публичного пространства — из сферы образования, СМИ, науки. Получилось ли таким образом нейтрализовать критический по отношению к политике советского государства настрой? Ничего из этой затеи не вышло. Просто все крамольные разговоры и суждения перебрались на кухню, где в течение нескольких десятков лет вели свою разрушительную работу, подтачивая основы веры в коммунистическую доктрину.
Если сплюсовать все советские кухни, то на выходе мы получим гигантское пространство в миллионы квадратных метров. Будучи неподконтрольным власти, оно рождало концепты, которые, в конечном счете, и стали роковым обстоятельством в момент распада СССР, когда общему государству требовалась поддержка граждан, а выяснилось, что граждане уже давно связывают свои надежды с другими общественным строем и политической системой. Именно на кухне сформировался образ идеального Запада, который способен предложить людям триста сортов колбасы, джинсы «Lee», жвачку, собственный автомобиль и вообще все, что являлось мечтой советского человека, жившего в мире тотального дефицита.
Людям с политическими запросами Запад казался миром, где права и свободы человека обеспечены наилучшим образом, где конкуренция является источником постоянного экономического роста и совершенствования технологий. Общим кухонным местом было утверждение, что мы безнадежно отстали от капиталистических стран и наша судьба — догоняющее развитие.
На кухнях вибрировала эта космическая тоска по качественному потреблению, советский человек мечтал хотя бы на мгновение заглянуть за «железный занавес» и прикоснуться к миру сияющего благополучия. Уверенность наших людей в том, что западное изобилие доступно всем без исключения, не знала границ. В результате кухня одержала победу над идеологией всеобщего равенства, которая послужила основой для создания и 70-летнего существования государства рабочих и крестьян.
И проблемой стала именно кухня, которая в период гласности обрела право на высказывание и тут же заговорила мощно и убежденно о том, о чем запрещали вести беседы в публичном пространстве.
Именно поэтому, попытки подкрутить гайки на обручах, которыми украинская власть пытается удержать разбредающееся в разные стороны общественное сознание — это дорога в никуда. Альтернативному мнению напротив следует давать возможность артикулировать себя свободно в публичном пространстве для того, чтобы иметь возможность выхолостить его с помощью контраргументов, лишить убедительности, то есть параллельную и враждебную государству реальность, формируемую на кухнях, необходимо сбивать на взлете. Тот же Наев мог бы потребовать от учителей совершенно другого — чтобы они разъясняли детям необходимость силового воздействия на сепаратистские территории, которые необходимо вернуть в состав Украины.
Но видимо доказательная база в пользу монструозной государственности, которая многим казалась безупречной во времена Майдана, сейчас утратила всякую силу, и идеологам украинского проекта не остается ничего другого, кроме как бороться с недоброхотами и критиками с помощью угроз и запретов. В СССР была необходимая для такой борьбы репрессивная система, действовавшая на всех этажах общественной системы. Но даже она не сумела дотянуться до кухонь, которые, получив право голоса, немало способствовали развалу государству.
Нынешняя клочковатая, способная действовать лишь точено карательная украинская машинерия, наверно, способна напугать учителей, но ресурсами для сколько-нибудь массовой кампании террора она не располагает. Поэтому открытые угрозы, к которым прибегают официальные лица, являются, с одной стороны, усилением давления на общество, но с другой — это очевидный признак выпадения из государственного арсенала средств регуляции общественного настроя такого важного инструмента как умения убеждать граждан в разумности происходящего.
Андрей Бабицкий