Алексей Худяков: Донбасс был и остаётся передовой Русского мира

  • Алексей Худяков: Донбасс был и остаётся передовой Русского мира
    ДАН
Автор: Редакция Новоросинформ

В последние шесть с половиной лет Донбасс переживает не самые свои лучшие годы — война заставила регион застыть и ожидать, когда вновь можно будет показать свой истинный потенциал. Вне зависимости от политических предпочтений сложно поспорить с тем фактом, что Донбасс к моменту развязывания Киевом в

В последние шесть с половиной лет Донбасс переживает не самые свои лучшие годы — война заставила регион застыть и ожидать, когда вновь можно будет показать свой истинный потенциал. Вне зависимости от политических предпочтений сложно поспорить с тем фактом, что Донбасс к моменту развязывания Киевом войны против собственных жителей был самым прогрессивным и быстрорастущим регионом Украины. И речь здесь не только о шахтах, заводах и об экономическом потенциале, но и о людях, населяющих регион.

Так сложилось, что Донбассу исторически пришлось показывать свою значимость и необходимость в послевоенный период. Тогда, более полувека назад донбасский уголь и сталь помогали восстанавливать Советский Союз. С тех пор прошло много лет, и край дал миру бессчётное количество инженеров, учёных, деятелей искусства и спорта.

Ещё несколько лет назад к этому, как и ко многим другим вещам, отношение было во многом «обычное» — всё принималось как данность. Но именно сейчас, когда жизнь в Донбассе приостановилась, быть может, имеет смысл оглянуться и посмотреть на регион в разрезе пережитого опыта и истории. Подобным образом поступил Алексей Худяков, из-под пера которого вышла книга «Сделано в Донбассе». ИА «Новороссия» обратилось к автору проекта с просьбой рассказать о своей книге, а также о перспективах региона.

ИА «Новороссия»: Как появилась идея создания такой энциклопедии?

Алексей Худяков: Я начал ездить в Донецк в далёком 2008 году. И уже тогда меня многие в России спрашивали: «Зачем?» Людям, которые никогда не были в Донецке или Луганске, этот край кажется далёким и чуждым. Но все мы знаем, что это не так. И когда в 2015 ко мне обратился автор идеи Николай с предложением создать проект «Сделано в Донбассе», я очень обрадовался этой идее. Более трёх лет мы собирали и публиковали материалы об уроженцах Донбасса, о природных достопримечательностях.

И когда большую часть мы собрали на сайте, то я взглянул и понял, что есть много интересных людей, мест и предприятий, о которых интересно было бы прочитать каждому. И не только прочитать, но и увидеть. Я подумал, что если сделать книгу из всех статей, то это получится уже не книга, а настоящая энциклопедия края. В «Людях» можно будет узнать историю Донбасса, в «Достопримечательностях» — его географию, в «Предприятиях» — экономику.

За два года работы над книгой мы постарались совместить всё это наиболее гармонично, и, мне кажется, это удалось.

ИАН: Какие цели преследуют авторы книги? Это коммерческий или социальный проект?

А. Х.: Главная задача, которую я лично ставлю перед книгой, — рассказать, прежде всего в России, о том, что Донбасс — это Россия. Донбасс с момента освоения в XVII веке, когда здесь начали закладываться современные города, был русским. Именно русские его осваивали. А уже в XVIII веке Донбасс становится важной и неотъемлемой частью России.

Более того, Донбасс всегда был и по сей день остаётся передовой Русского мира. И это сразу бросается в глаза, когда смотришь местные памятники и читаешь биографии уроженцев Донбасса.

Конечно, такой проект не может быть коммерческим. Именно поэтому реализация книг планируется по себестоимости, чтобы охватить как можно больший круг читателей.

ИАН: Почему эпилог написал именно Вадим Самойлов, а не кто-то из писателей?

А. Х.: Цель эпилога не столько подвести черту под собранным материалом, сколько поставить многоточие. Ведь в Донбассе и сегодня рождаются великие люди — политики, артисты, учёные, спортсмены. Появляются новые скульптуры, закладываются новые предприятия.

На роль автора эпилога сложно было бы подобрать более подходящего писателя. Ведь Вадим Рудольфович одним из первых музыкантов приехал поддержать Донбасс. И продолжает гастролировать и привозить коллег по цеху.

ИАН: Насколько интересна книга читателям в России?

А. Х.: Феномен Донбасса как несгибаемой силы духа людей, не желающих мириться с потерей самобытности, интересен не только в России, но и во всём мире. И если мемуары и хроники войны нам показывают, что и как происходит сейчас в Донецке и Луганске, то энциклопедия «Сделано в Донбассе» открывает причины происходящего. И они, безусловно, интересны россиянам. Я не раз наблюдал удивление людей, когда они узнавали, что кто-то из их кумиров родом из Донбасса, когда они понимали, что именно здесь происходили ключевые в истории России события, как, например, битва, отображённая в известной повести «Слово о полку Игореве». Я и сам в процессе создания книги открыл для себя много нового и интересного.

ИАН: С какими трудностями вы столкнулись в процессе создания книги?

А. Х.: Писать книгу о крае, в котором не прекращаются боевые действия, всегда непросто, тем более когда хочется показать привлекательные для туристов места. Непростым был как сбор материалов, так и поиск фотографий многих мест.

Сложнее всего было выбрать, какие именно статьи должны войти в книгу. Наравне с известными и легко узнаваемыми личностями в истории мы попытались рассказать о менее узнаваемых, но интересных уроженцах Донбасса.

ИАН: Планируете ли вы дальнейшее развитие проекта «Сделано в Донбассе»?

А. Х.: Есть ряд идей развития проекта. Это как продолжение электронной версии в социальных сетях, так и перевод книги на иностранные языки. А возможно, и выпуск новой редакции в нескольких томах, потому что очень многое не вошло ещё в книгу, о чём стоит рассказать. Но всё это будет зависеть от успеха энциклопедии, от её востребованности.

ИАН: Какие достопримечательности лично для вас оказались наиболее интересны? Узнали ли вы что-то новое?

А. Х.: Честно сказать, многие статьи оказались настоящим открытием. В истории Донбасса встречается очень много самых разнообразных историй. Здесь и мистическая, захватывающая «Мергелова гряда», и парк каменных фигур в Луганске, и усадьба Мсциховского, даже есть музей полярника Георгия Седова!

Но больше всего мне запомнилась биография актёра Павла Луспекаева, который продолжал играть в кино, несмотря на ампутацию пальцев ног. Настоящий символ мужества людей Донбасса.

ИАН: Все ли достопримечательности осмотрели лично?

А. Х.: К сожалению, во всех местах не было возможности побывать лично. Оттого приятнее снова и снова возвращаться в Донбасс. Уже в эту поездку планирую посетить ряд мест, в которых ещё не был. География достопримечательностей достаточно большая, и, даже если задаться целью посетить все места, описанные в нашей книге, потребуется не один день.

ИАН: Будете ли выпускать какие-то ещё книги о Донбассе? Или у вас другие проекты, связанные с Донбассом?

А. Х.: Как сказал ранее, возможно расширение энциклопедии либо издание её на английском языке для иностранной аудитории. Есть интересные идеи в других направлениях в области развития отношений ДНР — Россия, но они пока на стадии проработки. Пока занимаемся максимальным распространением энциклопедии «Сделано в Донбассе».

ИАН: Как вы оцениваете потенциал развития туризма в Донбассе?

А. Х.: Глава «Достопримечательности» самая большая в нашей энциклопедии. И посмотреть действительно есть на что. Сюда можно и просто на несколько дней приехать отдохнуть в одну из рекреаций либо пройтись по музеям, которые есть в каждом городе. Ну а главное, в ДНР есть море!

В период пандемии внутренний туризм становится особо актуальным. А Донецк и Луганск — это почти внутренние регионы России, поэтому в дальнейшем сюда, безусловно, будут приезжать туристы из России. Да и население ДНР и ЛНР достаточно велико для стремления малого бизнеса развивать внутренние туристические маршруты.

ИАН: В вашей книге описано 30 крупнейших и старейших предприятий Донбасса. Как вы оцениваете перспективы их развития?

А. Х.: Труднее всего было писать о предприятиях в том плане, что мы постоянно сталкивались с закрытыми дверями как в прямом, так и в переносном смысле. Мы хотели в первую очередь описать предприятия с исторической точки зрения, чтобы было понятно, какой вес они имели для промышленности не столько Донбасса, сколько для России и мира. В царские времена этот край называли Новой Америкой именно за колоссальный рост с нуля промышленного производства. Этот потенциал не утерян. Он переживает очень трудные времена, но хочется верить, что народ Донбасса пережил уже самое страшное и не только сумеет восстановить из разбитого на четыре страны края прежнюю мощь, но и построить новое социально справедливое и сильное общество, которым будет и дальше восхищаться весь мир.

ИАН: Давайте отвлечёмся от книги и поговорим о делах насущных. Донбасс переживает очень большие трудности, и единственной стороной, кто может оказать реальную помощь, является Россия. Как вы можете эту помощь оценить?

А. Х.: Поддержка Донбасса со стороны властей и граждан Российской Федерации после 2014 года, с началом блокады со стороны Украины, имеет первостепенное значение. И в случае коронавируса это не исключение. Уверен, что при начале массовой вакцинации в РФ необходимое количество вакцины будет передано и в Донбасс, как и многие другие важные лекарства передавались ранее с прочей гуманитарной помощью.

ИАН: Одним из острых вопросов, который продолжает оставаться на слуху с 2014 года, — проблема объединения ЛНР и ДНР. Как вы считаете, что произойдёт раньше: объединятся республики или, например, они поочерёдно войдут в состав РФ?

А. Х.: К сожалению, несмотря на многие реплики, что Донбасс не Приднестровье и не Осетия с Абхазией, конфликт имеет затяжной характер. И статус республик может быть аналогичному сейчас долгие десятилетия. Мне же хочется верить, что, когда Украина объединится с Россией, вопрос республик отпадёт сам собой.

ИАН: Какие перспективы есть у региона, какой курс необходимо выбирать и как использовать человеческий ресурс Донбасса?

А. Х.: Регион был и остаётся одним из самых перспективных. Даже несмотря на все беды, выпавшие на долю Донбасса, люди здесь продолжают жить и развиваться. Наибольшей проблемой Донбасса в 2014 году оказалась его интеграция с Украиной. Он не был готов к выживанию на натуральном хозяйстве. Именно эту проблему и пытался решить первый законно избранный глава ДНР Александр Захарченко. И во многом преуспел. Этот курс на развитие самодостаточности и должен продолжаться. А уже при успехах в этом направлении можно говорить о развитии экспорта и создании своего мирового бренда независимого государства.

ИАН: В последнее время всё чаще с фронта поступают сведения о провокациях, которые идут со стороны ВСУ. Как вы считаете, какова вероятность возобновления боевых действий? Есть ли у республик возможность ответить в таком случае?

А. Х.: Видя политику Зеленского, я уверен, что боевые действия не возобновятся. Но никто не знает, каким будет следующий президент на Украине. Боевые действия, безусловно, возобновятся. Провокации со стороны Украины неизбежны. Может быть, это будет уже при следующем руководителе, а может, через 20 лет. Но к этому моменту армия ДНР и ЛНР будет готова. Люди дали отпор в 2014-м, а теперь они и тем более дадут отпор любому вторжению на родную землю. И вот после эскалации конфликта должна наступить бесповоротная развязка в лице признания республик независимыми с последующей интеграцией в экономическое пространство России. В первую очередь это должно означать максимальное упрощение пограничного контроля как для людей, так и для товаров. Тогда Донбасс вздохнёт спокойно и сможет показать свой отложенный потенциал.

ИАН: Что вы можете сказать про уходящий год? Чем он запомнится для Донбасса?

А. Х.: 2020 год во всём мире запомнится эпидемией COVID-19. К счастью, тут блокада региона сыграла на руку. Эпидемия хоть и коснулась региона, но не принесла существенных потерь. Поэтому не могу сказать, что 2020 год был особенным для Донбасса. Все радикальные изменения в лучшую сторону впереди. И, надеюсь, начнутся уже в следующем году!

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров