Законы фронта и инструкции из тыла. Под колесами бюрократической машины оказались раненые
-
Фото: Урок оказания первой медицинской помощи от донецкого хирурга Пивоварова
Они проводят занятия по тактической медицине, доставляют медицинские препараты и другое в помощь фронту – продираясь при этом сквозь дебри чиновничьих препон. То, что вы не прочитаете в официальных сводках, Новороссии рассказал известный донецкий хирург Николай Пивоваров.
В первые месяцы на фронте критически не хватало хирургов, травматологов, анестезиологов, фельдшеров и медсестер. Группа единомышленников разместила в Сети просьбу к медикам-добровольцам о помощи. И военврачи из большой России массово откликнулись на призыв.
Со временем небольшое количество добровольцев увеличивалось, обозначились основные направления деятельности. Первое – обучение приемам тактической медицины, необходимым и армейским, и гражданским. Второе – координация помощи фронту. В перспективе – собственное производство противоосколочных костюмов.
"Иногда люди уходят из жизни из-за сильной потери крови только потому, что никого нет рядом, кто мог бы остановить кровотечение, наложить жгут", - пояснил врач. Всему этому надо учить.
Сейчас добровольцы собирают буквально все, что может пригодиться в фронтовых ситуациях. Нередко в горячих точках требуется и профессиональная помощь хирурга на передовой и просто по просьбе раненых.
Должен ли волонтер подменять Минобороны
Недавно в онлайн-режиме состоялся первый сбор всех участников инициативы донецкого хирурга. Собрались волонтеры и координаторы из Донбасса, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Краснодара. Встреча шла несколько часов, были серьезные споры.
"Наиболее жесткий спор возник по поводу того, чем нужно заниматься, что нужно покупать, а что не нужно везти в Донбасс. Некоторые считают, что волонтеры не должны подменять собой структуры Минобороны, которые обеспечивают бойцов амуницией, медикаментами и прочим. В случае обнаружения проблем в обеспечении подразделения волонтеры должны воздействовать на чиновников Минобороны с помощью прессы, обращений в инстанции. К примеру, часто просят у волонтеров плащ-палатки, дождевики, бронежилеты, жгуты, индивидуальные перевязочные пакеты. Однако по факту это должно обеспечиваться со стороны Минобороны. Кто-то в чате говорил, что нужно писать жалобы, обращаться к руководству, говорить, где есть проблемы с обеспечением бойцов, чтобы Минобороны самостоятельно закрывало выявленные потребности".
Однако другие участники чата, которые сталкивались со случаями давления на военнослужащих, озвучивавших проблемы в снабжении, придерживались другого мнения. По их словам, чем пытаться повлиять на бюрократическую машину, лучше и проще помочь нуждающимся своими, народными силами.
В конце концов сошлись на том, что гуманитарную помощь подразделениям нужно обеспечивать только в случае выявления экстренной нехватки чего-либо.
"Например, бойцы в ходе военных действий лишились части амуниции, и для того чтобы получить новую, нужно писать заявку в Минобороны, на это уходит время от нескольких дней до месяца. В таком случае могут помочь волонтеры, которые быстро проведут сбор средств, осуществят закупку и передадут то, что необходимо на фронт".
Другой проблемой является строгий учет медикаментов, которые доставляют волонтеры в лечебные учреждения по просьбам руководства больниц, подчеркнул Пивоваров:
"К сожалению, имели место случаи, когда неучтенная гуманитарная медпомощь в дальнейшем оказывалась в аптеках для продажи, а не использовалась по назначению для лечения раненых военнослужащий. Здесь может помочь только строгий учет препаратов".
Конфликты инструкций и нестыковки ведомств
Тесное сотрудничество хирурга с медперсоналом больниц позволяет своевременно решать многие проблемные ситуации. Так, в нескольких непрофильных терапевтических больницах из-за нехватки мест в специализированных хирургических отделениях стали размещать бойцов на долечивание после операций.
По словам Пивоварова, это решило проблему дальнейшего лечения бойцов. Однако и здесь без сложностей не обошлось.
"Неожиданно возник нюанс: терапевтический профиль отделений больниц по закону не позволяет им получать от Минздрава препараты, необходимые для долечивания хирургических больных. Не беда, эти медсредства можно получить от Минобороны. Но и здесь бюрократическая закавыка: Минобороны не может обеспечивать чем-либо гражданские больницы. В результате воинов, проявивших героизм и самоотверженность в бою, необходимыми препаратами и специалистами обеспечивают гражданское общество и волонтеры",- заметил доктор.
Для обеспечения долечивания раненых бойцов в гражданских больницах необходимо, чтобы Министерство здравоохранения организовало регулярные выезды специалистов хирургического профиля в эти лечебные заведения, и сами больницы должны быть обеспечены хотя бы минимально необходимым оборудованием, инструментарием и расходными материалами.
Сложности сохраняются и с укомплектованием армейских подразделений медиками, которых по-прежнему недостаточно. Досадно, что Министерство обороны запретило принимать помощь от медиков-добровольцев.
"Медиков обязали заключать контракт минимум на год. Но проблема в том, что именно медикам такие условия не подходят. Они согласны оказывать медпомощь в подразделениях в течение месяца-двух-трех. Даже полугода. Но год... да еще с перспективой принудительного продления контракта на неопределенное время – чревато потерей квалификации", - пояснил доктор.
Тем не менее Пивоваров надеется, что совместными усилиями Минобороны, Минздрава и гражданского общества проблемы в помощи военнослужащим удастся решить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Покинувшие Харьковскую область медики трудоустроены в России – военкорРоссийские медики едут в Донбасс