За такое расстреляли 17 человек: Бастрыкин и Краснов получили добро на работу "во всероссийском масштабе"
-
Коллаж "Новороссии"
Служители закона все чаще просто поражают цинизмом. Кидают хуже криминала. Даже в воровском мире такого себе не позволяют. Об этом читайте в материале "Новороссии".
Судьи всегда были особой кастой. Их не трогали даже в Советском Союзе – последнее громкое дело против судейских работников "выстрелило" в 1949 году. Тогда на скамье подсудимых оказалось 25 человек, в том числе судьи, следователи, адвокаты. Всех обвиняли во взятках, в итоге 17 человек расстреляли, восемь получили огромные сроки.
Но уже к периоду "застоя" стало понятно, что они неподсудны. Отчасти по политическим причинам (в СССР был "самый честный и гуманный суд" в мире); отчасти из-за того, что взятки брали реже; отчасти из-за юридических препон.
"Золотая судья" раскрыла бездну
Уголовное дело в отношении "оборотня в мантии" мог возбудить только прокурор союзной республики или Генеральный прокурор СССР. И такая практика перекочевала из Союза в Россию.
Долгое время судьи считались неприкосновенными и могли позволить себе всё что угодно. Яркой вехой стало дело "золотой судьи" Хахалевой. В 2022 году суд в Ростове-на-Дону заочно арестовал экс-судью за получение 1,2 млн рублей зарплаты за 127 дней прогулов за три года. Но эти обвинения – капля в море, а вся история Хахалевой обнажила такие чёрные дыры в судебной системе, что расхлёбывать её деятельность приходится до сих пор,
– отмечает политический обозреватель Александр Тагиров.
Напомним, что поводом к расследованию послужило помпезное бракосочетание дочери "золотой судьи". Родственники не стеснялись и выкладывали видео в Сеть. Глядя на то, как гуляет судейская свадьба, складывалось впечатление, будто под венец вели дочь олигарха из десятки "Форбс".
Поздравить молодожёнов едва ли не в полном составе приехал "Голубой огонёк": там пели и Меладзе, и Кобзон, и Басков, и Вера Брежнева, и СосоПавлиашвили. Отдыхали ярко и, главное, не переживали, что у людей может возникнуть вопрос: "А за чей счёт банкет?"
Мантией больше не прикрыться
Дело Хахалевой (сейчас она в розыске) сорвало печати с негласного правила "судей не трогать". Сейчас глава СК Александр Бастрыкин и председатель Верховного суда России Игорь Краснов осушают коррупционное болото в недрах судебной системы. Дела заводятся регулярно.
Четверо ростовских судей получили сроки от 6 до 15 лет лишения свободы. Все попались на взятках. Как и экс-судья из Ростова Светлана Мартынова (села на 7 лет), которая за 40 млнрублей вынесла решение в пользу концерна "Покровский", чьи хозяева находятся в розыске.
Расследуется дело в отношении экс-председателя Совета судей России Виктора Момотова. Генпрокуратура потребовала изъять у него 95 объектов недвижимости на 9 млрд рублей.
А недавно Бастрыкин обратился в Высшую квалификационную коллегию судей с просьбой возбудить дело против судьи Тверского областного суда Владимира Колпикова. Эта история прекрасно иллюстрирует, насколько вольготно чувствовали себя коррупционеры.
Дважды кинул
По данным следствия, в 2022 году задержали двух жителей Твери, они подозревались в уголовном преступлении. В тот же день судья через адвоката шепнул, что вопрос можно решить. Квалификацию по делу заменят на мягкую, подозреваемых оставят на свободе, пока идёт следствие.
Родственники насобирали 10 млн рублей и передали Колпикову. Каково же было их удивление, когда квалификация осталась прежней и обвиняемых сопроводили в СИЗО.
Выходит, судья кинул дважды: не только совершил преступление, но и чисто по-человечески поступил как Иуда. И может присоединиться к своим подсудимым – ему грозит до 10 лет тюрьмы. При Сталине бы дали вышку.
Чтобы выяснить, почему коррумпированных судей так сложно привлечь к ответственности, "Новороссия" связалась с адвокатом Сергеем Гориным. По его словам, основная проблема заключалась в отсутствии правового фундамента для возбуждения уголовного дела.
Если брать случай с обычным жуликом, то, прежде чем возбуждать уголовное дело, проводится оперативная работа. За ним следят, прослушивают, собирают фактуру, чтобы положить её на стол следователю, который уже будет принимать решение о возбуждении дела. Когда речь идёт о судье, такой базы попросту нет. Нужно получить специальное разрешение, чтобы начать хоть что-то делать. Даже машину судьи нельзя обыскивать без спецразрешения.
В чём суть
Каста судей утрачивает свой неприкосновенный статус. Пока это происходит в ручном режиме. Эксперты связывают назначение молодого и принципиального Игоря Краснова на должность главы Верховного суда как раз с задачей провести грандиозную чистку в судебном корпусе.
По словам адвоката Сергея Горина, даже несмотря на сложности с оперативной работой, вороватого судью можно обличить. Иногда они так наглеют и теряют чувство реальности, что и доказывать ничего не нужно, – всё лежит на поверхности. Главное – получено добро на такую работу во всероссийском масштабе.
