«Мюнхенский сговор» США, саудитов и Израиля против Ирана
Израиль и Саудовская Аравия превратили Мюнхенскую конференцию по безопасности в «словесную войну», обвинив Иран во всех смертных грехах Ближнего Востока. Несмотря на обвинения в «фашизме», иранский МИД с присущей персам размеренностью и спокойствием предложил саудитам «рабо
Израиль и Саудовская Аравия превратили Мюнхенскую конференцию по безопасности в «словесную войну», обвинив Иран во всех смертных грехах Ближнего Востока. Несмотря на обвинения в «фашизме», иранский МИД с присущей персам размеренностью и спокойствием предложил саудитам «работать вместе» в Ливане, Бахрейне и других «спорных» регионах.
Выступая с трибуны на Мюнхенской конференции по безопасности 18 февраля, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху обвинил Иран в попытках создать империю от Тегерана до Тартуса и от Каспия до Средиземноморья. Для этой цели, по словам Нетаньяху, иранцы используют любые средства — от «агрессии» до «террора». Тель-Авив намекает на «Хезболлу» в Сирии и хуситов в Йемене, поддерживающих тесные отношения с Ираном.
Мы будем действовать без колебаний, чтобы защищаться, и в случае необходимости мы будем действовать против самого Ирана»,
— пригрозил израильский лидер. Ранее в этот же день он сравнил Иран с нацистской Германией.
Нетаньяху в духе Колина Пауэлла пришёл в зал с вещественными доказательствами, показав кусок металла от якобы сбитого 10 февраля иранского беспилотника. Пока в Мюнхене шли дебаты, в ответ на инцидент с БПЛА и сбитый сирийской противоракетной обороной израильский истребитель F-16 Израиль провёл крупномасштабную операцию против иранских военных объектов в Сирии.
К «словесному артобстрелу» присоединился и глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр. Суннитское королевство, как и Израиль, рассматривает Иран как «главную угрозу в мире», распространяющую свое влияние через шиитские меньшинства в Йемене, Ираке, Сирии, Ливане, Бахрейне, Омане, Кувейте, ОАЭ и других странах региона. Ради купирования влияния Ирана саудиты идут на сговор с США и Израилем, закрывая глаза на Палестину.
Джубейр призвал к «фундаментальным изменениям в иранском режиме» — по сути, к госперевороту, который ослабит Иран. Собственно, это и пытались сделать США для своего «непотопляемого авианосца» в начале 2018 года, когда в Тегеране, Мешхеде и других иранских городах прошли массовые демонстрации. Саудовский министр повторил жалобы Нетаньяху, что «Иран пытается внедрить империю на Ближнем Востоке». Среди жертв иранской гегемонии Джубейр назвал Ливан, Сирию, Ирак, Бахрейн, Йемен, Пакистан, Афганистан и даже страны Африки.
Иранский министр иностранных дел Мохаммед Джавад Зариф не стал отвечать обвинениями на выпады Израиля и Саудовской Аравии, сказав лишь, что Нетаньяху разыграл «мультяшный трюк», который «не заслуживает» того, чтобы на него реагировать. Зариф даёт понять, что вражда этих стран с Ираном раздута извне. «США и их клиенты в нашем регионе страдают от последствий их ошибочного выбора», вину за который Тель-Авив и Эр-Рияд почему-то перекладывают на Тегеран. Под ошибочными решениями иранский министр имеет в виду поддержку США Саддама Хусейна в 80-х, вторжение в Ирак в 2003 году, израильскую оккупацию Палестины и интервенцию саудовской коалиции в Йемене с молчаливого согласия американцев.
Несмотря на «словесную канонаду» лидеров недружественных стран, Зариф, выступая на Валдайском форуме в Москве пару дней спустя, предложил им создать новую формулу региональной безопасности. Он заявил:
Нам нужен новый механизм безопасности в Персидском заливе. Коалиции, блоковые формации ведут к вражде. Нам нужен сильный регион, а не сильный человек в регионе».
Отвечая на вопрос участника форума об активности суннитского королевства в Ираке, иранский министр сказал, что у его страны «нет проблем» с тем, что саудовцы занимаются восстановлением Ирака. Зариф даже предложил им «работать вместе» в Ираке, Бахрейне и Ливане и отметил, что механизм по Палестине должен включать и Саудовскую Аравию. Он дал понять, что сунниты и шииты 14 веков живут бок о бок, а существование раскола между ними — преувеличение, которым «злоупотребляют» определённые силы.
О новой системе безопасности для Ближнего Востока говорил и присутствовавший на подиумной дискуссии глава МИД России Сергей Лавров. Он напомнил, что Москва уже 15 лет говорит о таком механизме, охватывающем ЕС, ООН, Лигу арабских государств (ЛАГ), Организацию исламского сотрудничества (ОИС) и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).
Позиция России в противостоянии между Ираном с одной стороны и Израилем и Саудовской Аравией — с другой, заключается в том, чтобы «оставаться над схваткой», что автоматически позволяет Москве быть арбитром и посредником. Об этом ясно свидетельствует череда визитов представителей Саудовской Аравии, Палестины, Израиля и Ирана в Россию за последние месяцы.
Мы не раз говорили, что не приемлем заявления о том, что Израиль как сионистское образование должен быть уничтожен, стёрт с лица земли. Точно так же мы не согласны с тем, что предпринимаются попытки любую региональную проблему рассматривать через призму задачи борьбы с Ираном»,
— заявил глава МИД.
Если посмотреть на оценку причин ближневосточных проблем с «высоты птичьего полёта», то здесь наблюдается сходство российского и иранского подходов. Так же как и Зариф, Лавров даёт понять, что по большей части за напряжённость в регионе ответственны США, которые «узурпируют» решение палестинской проблемы и в одностороннем порядке ведут Сирию к распаду.
Оценки Тегерана и Москвы совпадают и по курдской проблеме. И Зариф, и Лавров уверены, что Вашингтон создаёт «ложные иллюзии» о независимости курдов, но их «чаяния» используются для геополитических амбиций США. Россия и Иран обеспокоены тем, что путём сохранения военного присутствия на подконтрольных курдским «Отрядам народной самообороны» (YPG) территориях (Восточный Евфрат) Вашингтон ведёт Сирию к развалу.
Почётный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов в интервью «Царьграду» отметил, что «США стараются нагадить, помешать урегулированию в Сирии, потому что они там проиграли и не хотят, чтобы выиграли другие». По его мнению, Турция, Иран и Россия могут совместными усилиями предотвратить распад Сирии.
Пока Лавров и Зариф отвечали на вопросы гостей Валдая, в СМИ прошла информация, что войска президента Башара Асада по договорённости с YPG войдут в Африн. Турецкий МИД предостерёг Дамаск от подобных действий, если они нацелены на защиту, а не на уничтожение YPG. Пока цели Асада оставались неизвестными, но уже на следующий день, 20 февраля, близкие к Асаду Национальные силы обороны (National Defense Forces, NDF) вошли в Африн, где месяц назад Турция начала военную операцию «Оливковая ветвь» по выдворению оттуда курдских боевиков. Достигнув КПП, охраняемого курдскими боевиками, NDF были вынуждены остановиться из-за турецких артобстрелов и беспилотников. Прокомментировавший эту информацию Сергей Лавров отметил, что ситуация в Африне может быть решена путём «прямого диалога» между Анкарой и Дамаском.
Развитие ситуации на севере Сирии показывает, что вмешательство США не является единственной «головной болью» России, стремящейся достичь урегулирования сирийского конфликта. На противоречия YPG, имеющих реальную власть в Африне, накладывается и стремление Асада вернуть под свой контроль этот курдский анклав. Турция по-прежнему считает Асада незаконным президентом. Клубок противоречий, в которых считающиеся Анкарой за террористов YPG передают управление над Африном Дамаску, ставит Москву в неудобное положение.
Если во время «Оливковой ветви» Россия вывела из региона своих военных, то при лобовом столкновении турецких и сирийских войск ситуация будет совсем иной. 19 февраля Владимир Путин провёл переговоры со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом, по итогам которых было решено провести ряд встреч представителей правительств двух стран. Одной из целей этих встреч, по всей видимости, будут переговоры о смягчении напряжённости между турками и Асадом, которая угрожает развалом «астанинского формата».
Источник: tsargrad.tv
Автор: Гасанов Камран
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции