ВСУ полезли из-под земли, фронтовики требуют создать "ночной спецназ". Новые реалии войны, о которых не скажут генералы
-
Коллаж NovorosInform
Противник, которого считали обескровленным, нашел в себе силы для тактической эволюции. Теперь ВСУ буквально растворяются в ландшафте.
О том, как изменились условия боевых действий, "Новороссия" поговорила с военным обозревателем "Царьграда" Владом Шлепченко.
– Прошедшее лето не принесло громких прорывов. Создается впечатление, что мы вернулись к позиционным боям 2023 года, а то и 1916-го. Это так?
– Внешне – да. Та же вязкая борьба за каждую пядь земли. Но под этой удушливой стабильностью скрывается тектонический сдвиг в тактике. Если раньше война велась за подвалы и руины, то сейчас она ушла в кусты и под землю. Противник радикально изменил подход. Он больше не цепляется за стены, которые стали ловушкой под ударами наших дронов и артиллерии. Теперь его стихия – скрытность.
– Что вы имеете в виду?
– Дело в том, что мы привыкли штурмовать населённые пункты, занимая дома и подвалы. А противник, контратакуя, действует иначе. Он перемещается от зарослей к зарослям, между домами. Это не стандартные лесополосы, а отдельные островки зелени. Мы отрабатываем артиллерией и дронами по строениям, куда они якобы ушли, шлём штурмовиков, а они бьют нам в спину с этих незаметных позиций. Недавно разворотили такой "островок", а в нём – старый, мастерски выкопанный блиндаж. Это система.
Коллаж NovorosInform
– То есть можно сказать, что ВСУ полезли из-под земли.
– Именно. Мы наблюдаем создание целых сетей нор и мини-блиндажей, раскиданных на 20-50 метров. Это позволяет им перемещаться скачками, оставаясь невидимыми. А наша пехота, двигаясь от подвала к подвалу, сама оказывается на виду и несёт потери от их тяжелых дронов. Это новые реалии войны, о которых не скажут генералы.
– Это что-то новое или мы уже сталкивались с подобным?
– Самое интересное, что в 2023 году при отражении украинских атак так же действовала русская пехота. Тогда враг жаловался на "вьетнамскую тактику": наши бойцы рыли "лисьи норы", заманивали врага под огонь артиллерии, а потом добивали. Теперь они скопировали эту тактику и применяют против нас. Цикл войны замкнулся.
– Помимо пехоты, кардинально изменилась и война дронов. Какая главная инновация?
– Беспилотники совершили сумасшедшую эволюцию. Качественный рывок – это появление аппаратов на оптоволокне, таких как наш "Князь Вандал Новгородский". Они неуязвимы для средств радиоэлектронной борьбы. Но враг быстро скопировал разработку. Сейчас основная борьба развернулась вокруг их тяжелых агродронов, которые у нас называют "Баба Яга". Мы научились с ними бороться, но украинцы адаптировались.
– Как именно они изменили тактику?
– Раньше они летали нагло, на высоте 100 метров, и мы их сбивали. Теперь они стали призраками. Взлетают, отключают видео, на автопилоте выходят на цель. Над целью на секунду включают поток, сбрасывают бомбу и тут же молча уходят на высотах 300-400, а то и 460 метров. Поймать такого – архисложная задача.
– И как с этим бороться?
– Против них эффективны только FPV-дроны с тепловизорами. Но это порождает новую потребность. Фронтовики требуют создать "ночной спецназ" – выделенные зенитно-дронные расчёты, "заточенные" исключительно под ночную охоту на этих призраков. Это дорого, и такие операторы будут выключены из дневной работы, но это необходимо, потому что сейчас эти "Яги" еженощно уносят жизни наших солдат.
Коллаж NovorosInform
– А какие у нас появились новые козыри?
– Наше новое слово – засадные дроны на солнечных батареях. Они садятся у дорог противника и могут ждать цель несколько дней, подзаряжаясь от солнца. Осенью их эффективность упала, но сама концепция – прорыв. Это оружие терпения. А враг в ответ на наши "Ланцеты" начал применять дроны RAM-2Х с крестообразным оперением и дальностью до 150 км.
– Говоря о дальности, насколько устарели представления о "зоне смерти" в 20 километров?
– Они безнадёжно устарели. Сейчас никого не удивить ударами тактических дронов на полторы сотни километров. Поражение техники в 40-45 км от линии фронта становится рутиной. Война дронов растянула линию фронта вглубь.
– Мы видим сетки на дорогах, дроны-засадники, подземные сети. Каков общий итог? Кто выигрывает эту технологическую гонку?
– Врагу пока удаётся адаптироваться и применять дроны в большем количестве. Но его преимущество уже не стадиальное. Главное – он вынужден копировать наши разработки, от дронов на оптоволокне до противодроновых сетей. А это верный признак: отпущенное Украине время истекает.
– И что же станет переломным моментом?
– Нам не нужно подавляющее превосходство. Достаточно добиться паритета в дронах. Беспилотные системы – это та "кощеева игла", на острие которой балансирует вся оборона противника. Как только мы сравняемся, их оборона начнёт обрушиваться, потому что за технологиями у них уже не стоит былой человеческий ресурс. Это вопрос времени, но времени, купленного кровью наших солдат.