В советских касках без бронежилетов: особенности мобилизации студентов в Донбассе
-
Фото: globallookpress.com/Aleksander Polyakov
Они ушли на фронт детьми. Выжившие вернулись мужчинами, но лучше взрослеть не такой страшной ценой, считает демобилизованный студент из Донецка с позывным Профессор. Он рассказал нам, в каких условиях проходила его служба в зоне СВО.
Экзамен без подготовки
– Расскажи, как и когда тебя мобилизовали?
– Завкафедры написал SMS старосте, что всем надо явиться в военкомат 24 февраля до 13:00. Сказали, что для патрулирования и охраны. Я собрал вещи с утра, посмотрел, почитал новости. Ничего не понял, что происходит, ну и поехал в военкомат. Было, конечно, внутреннее волнение и непонимание, что же будет дальше.
– А как родители отнеслись к этому?
– Мама тоже ничего не поняла, но она была за то, чтобы пойти, чтобы потом не вышло хуже, лучше ведь в охрану. Папа на тот момент не успел прокомментировать мое решение, он позже узнал.
– После сборов куда вас отправили? Была ли какая-то подготовка, чему на ней учили?
– С самого начала – на неделю в Макеевку, базировались в интернате. После – ж/д составом через Россию – в Харьковскую область. Подготовки, к сожалению, не было никакой.
– А как обстояли дела со снаряжением? Всего ли хватало тебе и другим ребятам, а если нет, то, как выходили из этой ситуации?
– Снаряжение оставляло желать лучшего. В самом начале бронежилетов не было, шлемов тоже, только советские каски. Для кого не нашлось размеров формы – позже нашли. Со средствами первой помощи тоже беда, жгут и ППИ (индивидуальный перевязочный пакет – прим. ред.) – это все, что было.
– В итоге, чем занимались все это время?
– Моя служба разделена на два периода. С начала марта по начало мая находились в Харьковской области. Там было одно боестолкновение. После, летом, были на полигоне, где уже было обучение. Меня перевели в другое подразделение. Далее на Донецком направлении было еще пару боестолкновений. В остальное время были блокпосты и удержание позиций без боев.
Цена взросления
– Мальчики часто увлекаются играми, фильмами и книгами, которые связаны с войной. Было ли у тебя такое в детстве или позже?
– В детстве не было, позже появились друзья, которые чуть увлекли темой, но, конечно, для развлечения, а не чтобы реально воевать. Побывав на фронте, осознал, насколько это страшная вещь. Страшнее, чем представлялось. И что быть готовым к войне до конца, видимо, невозможно, но к этому надо стремиться, а не как вышло у нас.
– Как изменилось твое видение мира в целом после того, как побывал на фронте?
– Стал еще больше ценить обычные вещи. Люди Донбасса и так знают цену бытовому комфорту, а тут учишься ценить вообще все мелочи. Понимаешь, что каждый момент с родными и друзьями надо ценить, бывает же в обычной жизни некогда поговорить с родителями, а там это счастье. Ценишь даже поездки в университет в забитом автобусе. Все лучше, чем война, и на ней как никогда ощущаешь любовь к жизни.
Организованнее, наверное, стал. Особенно в плане переездов и планирования. В каких-то вопросах стал опытнее. Мы повзрослели, хотя я бы предпочел взрослеть не такой ценой.
– Как ощущаешь себя в городе? Как относишься теперь к "звукам войны"?
– Тут опаснее в том плане, что на передовой ты ожидаешь атаки, а беспокоящий неожиданный огонь все равно застает тебя врасплох, и не успеваешь найти укрытие. К звукам отношусь спокойно. Когда бываю в центре Донецка, напоминаю себе, что тишина может быть обманчивой и надо быть готовым.
– Вам уже рассказали о льготах для демобилизованных студентов? Есть ли действительно возможность ими воспользоваться?
– Рассказывали, что можно оформить УБД (статус участника боевых действий – прим. Новороссии.), про возможность воспользоваться пока рано судить. Про льготы пока также сказать не могу. Определенно должны быть реабилитация, лечение и выплаты тем, кому это сейчас необходимо и положено. Для меня сейчас важна учеба.
– Вам дали возможность проголосовать на референдуме? Как это отразилось на моральном состоянии бойцов?
– Да, привозили урны. Безусловно, положительно сказалось, мы восемь лет этого ждали.
Беседовала Александра Иванченко
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Пушилин подписал указ об увольнении с военной службы мобилизованных студентов ДНРГолод, апатия и выгорание: история мобилизации студента из Донбасса
Гранатомётчик без гранатомёта: как донецкие студенты воевали в СВО