Узаконенная коррупция. Как работает лоббизм в США
-
Фото: globallookpress.com/Ernst Wrba
Вся основная политическая мысль последних столетий, будь то демократия, социализм, социал-демократия (на национальной или интернациональной основе) и даже просвещённый абсолютизм, крутилась вокруг одной простой вещи – признания ценности обычного человека, его жизни, социальных и культурных прав, личной и политической свободы. При этом в последние годы всё заметнее становится деятельность тех, кто считает, что власть должна действовать в интересах капитала, защищая олигархов и транснациональные корпорации, обслуживая их коммерческие запросы.
Олигархический регресс
Возможность торговли политическим влиянием является краеугольным камнем, на котором выстроена номенклатурная пирамида современного Белого дома. Лоббизм в США – это легальная деятельность, направленная на покупку конгрессменов (включая членов Палаты представителей и Сената), судей, сотрудников федеральных агентств или политиков уровня штата. Заниматься лоббистской деятельностью могут как американские, так и иностранные граждане в интересах других государств, необходимо лишь зарегистрироваться в соответствующем качестве и раскрыть о себе часть информации. Кроме того, для некоторых категорий бывших чиновников существует небольшой временной ценз, до истечения которого нельзя работать лоббистом. Тем не менее, среди успешных представителей данной профессии легко встретить бывших конгрессменов. Хорошие связи, на выстраивание которых не жалко потратить годы, могут, в конечном итоге, принести десятки миллиардов прибыли. Некоторые штаты полностью запретили лоббистскую деятельность на своей территории, но таковых абсолютное меньшинство.
Зарегистрированный лоббист совершенно легально может предложить «народному избраннику», в чьих услугах заинтересован его клиент:
- Оплатить избирательную кампанию (если деньги пошли на счёт избирательного фонда или штаба – то «сделка» считается законной). Напомним, что члены Палаты представителей избираются каждые два года, а стало быть каждые два года вынуждены вести изнуряющие фандрайзинговые кампании для привлечения средств, как минимум на рекламу и деятельность избирательного штаба. Многие лоббисты берут на себя обязанности казначеев предвыборных кампаний, что позволяет конгрессменам сосредоточится на выступлениях и организационных вопросах.
- Профинансировать PR-кампании политика в СМИ;
- Гарантии трудоустройства соответствующего политика на конкретную высокооплачиваемую должность в коммерческой структуре, после истечения его должностных полномочий. Такая форма «подкупа» называется «лоббистские двери» или «вращающиеся двери» («revolving door»).
Формально в США запрещены дорогие подарки чиновникам, оплаты обедов и перевод денег на личные счета, но кому нужна «рыбка», если лоббист может предложить «удочку», и даже «сеть».
Лоббистская деятельность может осуществляться: соответствующими отделами крупных корпораций, многопрофильными и однопрофильными юридическими фирмами, лоббистскими компаниями и индивидуальными лоббистами. В любом случае, после получения заказа эффективным лоббистом обычно формируется соответствующая коалиция для оказания политического давления.
Среди организаций, замеченных в наиболее активном использовании лоббизма: Торговая палата США, Американская медицинская ассоциация, General Electric, Национальная ассоциация риэлторов, Boeing Co., Amazon.com, JPMorgan Chase и др. Есть компании, которых интересует лоббирование решений узких вопросов: контракты, налоговые льготы для конкретной области и пр. Но находятся и те, которые хотели бы влиять на общий политико-экономический курс в целом. Так лоббисты энергетической компании «Koch Industries» занимаются навязыванием мнения о том, что роль правительства в экономике должна ограничиваться в основном защитой частной собственности, иными словами государство должно действовать в интересах крупного капитал, и закрывать глаза на то, когда права простых людей попираются.
Пресловутые иностранные агенты
В США наличие этнических лобби является объективной юридической реальностью, а не выдумкой конспирологов. Существует армянское, греческое, азербайджанское, ирландское, украинское, израильское (еврейское), китайское и другие лобби. С работой еврейского лобби связывают тот факт, что после Второй Мировой войны США выступили главным меценатом государства Израиль и защитником этой страны в ООН. Ключевой задачей данного лобби является недопущение оказания американской военной помощи арабским государствам, занимающим антиизраильскую позицию. Среди лоббистских организаций подобного рода можно назвать Американо-израильский комитет, «Христиане за Израиль», «Конференция президентов ведущих американских еврейских организаций», «Американский еврейский конгресс», «Американское отделение всемирной сионистской организации», «Сионистская организация Америки», и др.
Все эти структуры заняты буквальной передачей денег от израильских организаций парламентариям США от обеих, сменяющих друг друга, правящих партий. Несмотря на то, что исторически еврейское лобби привлекает к себе значительное внимание, наибольшую угрозу американской национальной безопасности представляют группы влияния, действующие в интересах латиноамериканцев, а также аналогичные структуры, связанные с Пекином. Задачей последних, в настоящее время, является ослабление торговых ограничений, мешающих Америке впасть в серьёзную зависимость от КНР. Обычно этнические лобби работают в интересах государства, гражданами которой их представители являются, или, если речь идет об американских подданных, – страны происхождения. Но из этого правила есть исключение, например выходцы из Кубы представляют собой оппозиционную прослойку этой страны и выступают за сохранение санкций против действующих властей «Острова Свободы».
«Биржа правосудия»
«Друзья суда» («amicus curiae») – это отдельный вид лоббистов, не подпадающих под американские законодательные ограничения, регулирующие данную деятельность. Интерес групп влияния к судам, в том числе обоснован тем, что в США некоторые судебные решения имеют силу законодательного акта. В частности Верховный суд может признать закон Конгресса неконституционным, таким образом он обладает огромной властью влиять на ход американской жизни, мы сами неоднократно видели, как суды блокировали поддерживаемые большинством жителей США решения об ограничении миграции или защиты нормальной семьи от влияния ЛГБТ идеологии, недоумевая, почему это происходит. Кроме непосредственного обеспечения вынесения нужных судебных решений, в сферу интересов лоббистов входит назначение удобных людей на должности федеральных судей.
Существует два наиболее популярных формата оказания воздействия на суды: выделение средств на проведение того или иного судебного дела и предоставление суду информации по делу в форме заключения «друга суда». Верховный суд США, при вынесении решений весьма часто ссылается на «меморандумы друзей», заимствуя из них юридические, научные и иные аргументы. За один процесс суд может получить несколько десятков писем от «amicus curiae».
Гингрич, укравший демократию
Конечно, так было не всегда. Правила игры начали резко менять с 1995 года, когда Республиканская партия впервые за 40 лет оказалась большинством в Палате представителей, благодаря активной деятельности Ньютона Лероя Гингрича.
Гингрич построил систему, которая довольно быстро привела к обрастанию Белого дома сетью коррупции:
- Конгрессмен должен был заниматься вопросами, напрямую связанными с его парламентской деятельностью всего три дня в неделю, но при этом на него возлагалась обязанность заниматься фандрайзингом для партии. Сложившаяся ситуация стала похожа на непрерывную предвыборную кампанию. Демократы, не желающие потерпеть поражение на выборах, начали внедрять у себя аналогичные практики. Расходы обоих «правящих партий» на обеспечение переизбрания – существенно выросли, вместе с зависимостью от привлекаемых средств и умелых сборщиков денег.
- Возможность занять место в парламентских комитетах стала зависеть от способности привлекать средства для партии. Требуемый объём вложенных денег зависит от характера работы комитета, того на сколько его деятельность интересна лоббистам, которые зачастую сами оплачивают «партийный взнос», позволяющий «своему человеку» занять кабинет, нужный, для продвижения выгодных его клиенту решений. Защитники этой системы скажут вам, что при формировании кабинетов смогут смотреть и на другие вещи, помимо суммы привлечённых донатов, кроме того, такой порядок нигде не прописан, а соответственно не обязателен для соблюдения. Но факт остаётся фактом, лоббисты могут легко продвигать нужных людей в «центры принятия решений», помогая им показывать хорошие финансовые показатели. Конгрессмен Мэтта Гетц утверждает, что каждый «народный избранник» периодически получает от партии «карту оценки», где указан рекомендованный взнос, который должен заплатить лоббист за возможность поужинать с ним. Главами комитетов также становится те, кто приносит партии деньги. Спикер комитета, фактически, должны каждый избирательный цикл собирать несколько миллионов долларов и распределять их.
Сам Гингрич, будучи республиканцем, неоднократно менял позицию по ключевым для консервативного избирателя вопросам: изменение климата, гей-браки, ограничение миграции. Изначально он был за ограничение миграции, но в 2012-ом высказывался за интеграцию более-менее законопослушной части приезжих, а в 2021-ом снова начал говорить об угрозе этнического замещения европейцев. В некоторых вопросах позиция Гингрича выглядит как карикатура на правого политика, например, он заявлял, что посещение информационных площадок запрещённых в США организаций должна быть уголовным преступлением. Всё это говорит о нём, как о человеке неискреннем, но хорошо чувствующим настроение общества.
Из итогов опроса Public Policy Polling, проведённого в июле 2010 года, следовало, что Гингрич был наиболее вероятным кандидатом от республиканцев на президентских выборах 2012 года, однако позже Митту Ромни удалось его обойти. В промежутках между политической активностью Гингрич занимался коммерческой деятельностью и лоббизмом, в частности, отстаивал интересы ипотечного гиганта Freddie Mac. При этом политик не раз был замечен в попытках влиять на работу ведомств, связанных с силовым корпусом. Так известно, что он консультировал Дональда Рамсфельда, бывшего в первой половине 2000-х министром обороны США, в том числе по вопросу палестино-израильского конфликта. В годы правления Дональда Трампа Гингрич стал членом Консультативного комитета Совета по оборонной политике Пентагона.
Выборы больше не помогают
Выстроенная в 1990-х система продолжает работать и сегодня, приводя к тому, что богатые богатеют, а бедные беднеют и слабеют. Победа на выборах в сложившейся системе не даёт больше возможности ничего исправить. Любому честному человеку, попавшему в эшелоны власти, придётся противостоять сотням влиятельных и частично скрытых структур, ведущих борьбу за чужие финансовые интересы и противостоящих серьезным структурным изменением в действующем в современном Вашингтоне механизме принятия решений. Минувшей осенью Республиканская партия давала своим избирателям надежду на то, что в случае их избрания, военные расходы на поддерживание режима Зеленского будут сокращены, но этого не произошло, и практически наверняка из-за традиционно сильного военного-промышленного лобби.
Народные избранники торгуют влиянием, полученные средства помогают им снова избраться, это замкнутый порочный круг, и никто в США не знает, как его разорвать. Конгресс больше не представляет интересы простых американцев, ведь бедные люди не могут нанять агентов влияния, способных на массовый подкуп чиновников и судей. Конечно, есть опыт других стран, где возможности лоббистов куда меньше, и где власть не представляет собой скрытую форму олигархии. Но чтобы его перенять, нужна политическая воля, и контроль над всеми основными рычагами власти, в то время как общественной силы, способной осуществить попытку их освобождения из липких рук коррупционеров – любителей денег лоббитстов, в современной Америке просто нет.