Украинские военкомы превратили мобилизацию в рэкет и стали миллионерами
-
Фото: globallookpress.com/Myakukrinform
Запугивание и «буржуазный образ жизни»
19 июня глава украинского Национального агентства по противодействию коррупции (НАПК) Александр Новиков рассказал, что его ведомство зафиксировало рекорд незаконного обогащения среди военкомов - 188 млн гривен (примерно $5 млн). Его установил одесский руководитель данной структуры Евгений Борисов. Учитывая, что размер взятки уклониста колеблется в пределах 3-12 тысяч долларов, очевидно, что Борисову пришлось проявить не дюжую смекалку. Чтобы сограждане охотнее расставались со своими средствами, в Одесской области была развёрнута настоящая система террора против местных жителей.
Социальные сети и СМИ неоднократно публиковали видео, на которых, после вручения повестки, одесситов просто хватали на улице, фактически похищая их. Многие подвергались избиением. В начале года мобилизаторы стали использовать кареты скорой помощи, чтобы подобраться к своим жертвам, после общественного резонанса власти пообещали пресечь данную практику. В регионе были зафиксированы случая проникновения военкомов на частную территорию при помощи отмычки, а также угрозы убийством. Известно, что в Малиновском и Суворовском райвоенкомате города мужчин задерживали на улице, оставляли на ночь, после чего везли на формальную медкомиссию, чтобы затем направить непосредственно в ВСУ. Резонанс получил случай в городе Рени, когда военком начал стрелять в воздух, пытаясь задержать призывника.
«В деятельности данного Одесского подразделения мы установили не только факт незаконного обогащения, но и организации целых каналов незаконного выезда за границу», - заявил Новиков. Подчеркнём, что Борисова также обвиняют в торговле т.н. «белыми билетами», позволяющими избежать службы в армии.
Нажитое непосильным трудом одесский военком инвестировал в виллу в элитном курортном муниципалитете Марбелье испанской Андалузии. Стоимостью «поместья» оценивается в 3,7 млн. евро (по другим данным - 3,95 млн. евро.) и три роскошных автомобиля (общей стоимостью полмиллиона евро).
Ранее, 23 июня Зеленский снял Борисова с должности военного комиссара Одесской области. Однако это решение далось украинскому президенту нелегко, ведь журналистское расследование о нажитой нетрудовым путём испанской собственности Борисова вышло ещё в апреле. Тогда служебная проверка не нашла нарушений в его деятельности.
НАПК обещает совместно с другими силовыми органами изучить «образ жизни» всех руководителей военкоматов, которые власти Украины переименовали в территориальные центры комплектования и социальной поддержки (ТЦК). Однако проверки громко анонсируются со страниц всех украинских СМИ уже более месяца, за это время военкомы уже могли неоднократно переписать имущество на дальних родственников и сократить свои регулярные расходы, пока не отступит нависшая на ними опасность.
Тысячи, складывающиеся в миллионы
Как утверждает информационная площадка «Страна», в среднем получение свидетельства о снятии с воинского учёта по состоянию здоровья в начале СВО стоило $5-6 тысяч, к концу 2022 года цены выросла до $7-8 тысяч, а в настоящее время расценки составляют $10-15 тысяч. По данным журналистов часть взяток уходит «наверх», в зависимости от населённого пункта сумма «от младших для старших начальников» может варьироваться в пределах 20-50 тысяч $, как своеобразный налог на право вести такую деятельность. Инсайдер утверждает, что для получения «белого билета» приходится платить не только «здоровым пацифистам», не желающим отправляться на фронт, но и реально больным людям, включая инвалидов.
Особый резонанс в СМИ получила история о вручении повестки 27-летнему жителю Дрогобыча Львовской области, Руслану Кубаю, у которого с детства отсутствуют обе кисти рук (!). Медкомиссия военкомата признала его ограниченного годным к военной службе. Надёжно защитится от принудительной мобилизации Роману помог только международный скандал, вызванный публикациями в Wall Street Journal и Economist.
Впрочем, в криминальных хрониках фигурируют суммы меньшие для среднего побора, взимаемого с отказника. Например, руководителя военкомата Яворовского района Львовской области уличили во взятке от призывника в $3 тысячи, за такую же сумму решал вопрос чиновник из черновицкого районного ТЦК. Сотрудница военкомата Ровенской области брала за свои услуги по освобождению от призыва $2 тысячи. Возможно, антикоррупционным арестам подвергаются те, кто пытался заниматься демпингом, а также посредники.
В начале июня украинское Государственное бюро расследований сообщило о предъявлении обвинений начальнику одного из военкоматов Киевской области, который помогал призывниками выезжать в Молдову и Венгрию. Чиновник брал за своё содействие от 6 до 10 тысяч долларов, однако эту сумму ему приходилось делить с двумя подельниками.
Популярность подобных услуг, естественно, возрастает от многочисленных новостей о насильственной отправке на фронт без должной подготовки. Например, Богдан Покитко погиб, продержавшись на фронте всего 4 дня. Богдан был мобилизован с общественной остановки в Тернополе, несмотря на то, что мужчина ранее не служил в армии, и не имел никакой подготовки, его путь от военкомата до окопа занял всего месяц.
Произвол и безнаказанность
Украинские силовики, отвечающие за мобилизацию, пьянея от вседозволенности, постепенно начинают обращаться с собственными соотечественниками, как с личными рабами. Так в Ужгороде военком совершил серию нападений на граждан, последней его жертвой стала жена ветерана ВСУ, участвовавшего в обороне Соледара Татьяна Новак. 25 июня мобилизатор пытался выяснить, почему её муж не на фронте, не удовлетворившись речью супруги Татьяны, проливающей свет на фронтовую биографию мужа-ветерана, военком начал избивать женщину прямо на остановке. Агрессором оказался майор, оперативный дежурный Закарпатского ОТЦК Вари Константин Владимирович. После общественного резонанса на свет вышла информация и о других пострадавших, которые боялись обращаться в полицию.
В апреле стало известно об избиении черкасскими военкомами призывника во время вручения повестки. В Хмельницком в июле сотрудники ТЦК проникли на территорию частного домовладения и начали угрожать хозяину. Случаев применения насилия к украинским «призывникам» очень много и они повсеместны.
Социальные сети и мессенджеры нередко публикуют видео нападений сотрудников ТЦК на мужчин на улице, сопровождающиеся избиениями, после которых на следующий день потерпевший заявляет об отсутствии претензий, а чиновники о неоднозначности ситуации. Тот факт, что граждане Украины до крайности запуганы силовиками и чиновниками режима Зеленского - больше не является секретом.
Известны случаи, когда к выдаче повесток прибегали в качестве наказания, так в Боярке (Киевская область), мужчине вручили повестку за то, что он слушал русский рэп на улице, в Львове меломан, включивший песню Лепса, также был незамедлительно замечен и призван мобилизаторами, в Киев военкомов используют для борьбы со стритрейсерами.
В интервью «Украинскому радио», комментируя ситуацию и коррумпированность военкомов, Заместитель главы НАПК и бывший глава НАБУ Артём Сытник, фактически признал, что граждане Украины стали замалчивать проблему коррупции из-за страха быть обвинённым в «подогревании вражеским нарративом», то есть в пресловутой «российской пропаганде». Впрочем, такие настроения генерируют сами украинские власти. Так секретарь СНБО Алексей Данилов назвал видео, зафиксировавшие явные превышения служебных полномочий при вручении повесток украинцам — «фейками РФ».
Мобилизация должна быть внезапной
Люди, которые мешают военкомам набивать свои карманы и запугивать украинцев, подвергаются репрессиями. В прошлом месяце, в Киеве к 5 годам лишения свободы был приговорён редактор телеграм-канал «Повестки». На инфоресурсе сообщалось о том, какие общественные места в настоящий момент сотрудники ТЦК используют для вручения повесток. Некоторые публикации сопровождались фразами «будьте осторожны» или «по возможности не заезжайте». Его действия были классифицированы по статье 114-1 Уголовного кодекса Украины «препятствование законной работе Вооруженных сил».
В марте стало известно, что СБУ заблокировала не менее 26 телеграм-каналов, публиковавших информацию о местах раздачи повесток. Указанные площадки работали в Ивано-Франковской, Черкасской, Винницкой, Черновицкой, Киевской, Львовской и Одесской областях. Общее число их подписчиков превышало 400 тысяч человек. На тот момент подозрения были предъявлены 6 редакторам каналов, которым пришлось столкнуться с обысками. СМИ сообщали, что подозреваемым может грозить до 10 лет тюрьмы.
В апреле редактор канала «Где повестки? Луцк/Волынская область» также был осуждён на 5 лет тюремного заключения, в связи с обвинениями в «препятствовании деятельности ВСУ».
План горит
В начале июля глава Львовского областного ТЦК Александр Тищенко рассказал журналистам, что самостоятельно в военкоматы приходит 20% от плана по мобилизации, остальных приходится «добирать» на улице. Но возможно Тищенко движут другие мотивы, и ищет он не столько бойцов для ВСУ, сколько уклонистов, готовых расстаться с парой тысяч долларов ради своей безопасности.
Как утверждает бывший украинский депутат Игорь Мосийчук, глава Львовского ТЦК организовал поборы от районных комиссаров и причастен к хищению гуманитарной помощи. Полученные таким образом средства были направлены на покупку недвижимости в Италии и Испании.
Впрочем, похоже, высокопоставленные украинские чиновники ничего не имеют против массовых уличных похищений на улице с последующей отправкой на фронт. Из-за которых в стране увеличивается атмосфера страха и растёт уровень коррупции.
Напомним, что мобилизация в Украине идет не волнами, а постоянно, «нон-стопом», повестки вручают буквально везде - на улице, в торговых центрах, лесопарках, спортзалах, курортах Карпат, пляжах, метро и очередях, местах работы и в органах ЖЭКа.
«Мотивационный ресурс у людей снизился. Кроме того, многие эвакуированные в более безопасные регионы осознали, что жизнь может продолжаться и без боевых действий (…). Такие люди говорят, что они еще не получили повестки. Хотя они не проживают по месту регистрации, работают неофициально. Они просят о показательном уведомлении, но знают, что это невозможно... Мы вынуждены выходить на улицы и искать людей, которые должны пройти шаги, предусмотренные военными обязательствами» - уверяет глава пресс-службы украинских Сил обороны Юга Наталья Гуменюк.
Очевидно, чем ТКЦ больше кошмарят украинцев своими уличными рейдами, тем лучше финансовое благополучие военкомов, и тем больше людей отправляют в ВСУ, и пока идут боевые действия, украинские власти вряд ли попытаются разрушить эту «идиллию».