Станислав Смагин: Владимир Позер

  • Станислав Смагин: Владимир Позер
    Архив
Автор: Редакция Новоросинформ

Известный тележурналист Владимир Познер заявил о своем выходе из состава жюри телевизионного конкурса ТЭФИ. «Сегодня, с моей точки зрения, ТЭФИ потерял свое общенациональное значение, лишился того статуса, которым он безусловно обладал, стал абсолютно рядовым призом среди десятков других», — заявил

Известный тележурналист Владимир Познер заявил о своем выходе из состава жюри телевизионного конкурса ТЭФИ. «Сегодня, с моей точки зрения, ТЭФИ потерял свое общенациональное значение, лишился того статуса, которым он безусловно обладал, стал абсолютно рядовым призом среди десятков других», — заявил Владимир Владимирович. Кроме того, он сообщил, что скульптор Эрнст Неизвестный, который создал статуэтку для ТЭФИ, взял с него слово: если конкурс потеряет «те демократические принципы, которые изначально легли в его основу», то работа его авторства больше не будет вручаться в качестве приза.

Мне категорически не нравится общая ситуация в России — я считаю ее если не полной катастрофой, то ее преддверием. Точно так же, в частности, мне совершенно не нравится ситуация в СМИ и конкретно на телевидении. Вот только г-н Познер вовсе не бичеватель пороков и язв нашей информационной среды с позиций онтологической мудрость, а существенная часть и даже один из символов этих пороков.

Существует вызывающая определенное доверие гипотеза, что А.Б.Чубайс — своеобразный «смотрящий» за российской социально-политической системой, назначенный США/«мировой закулисой», и его опала, когда/если таковая произойдет, и будет означать старт всамделишных перемен в нашем многострадальном Отечестве. У меня есть сильное подозрение, что г-н Познер с перестроечных времен выполняет аналогичную роль на информационном направлении. Более того, подозреваю, что у непотопляемой А.Б.Пугачевой схожие функции по части эстрады, и брак ее дочери К.Э.Орбакайте с американским бизнесменом российского происхождения каким-то образом входит в трудовой договор «примадонны»; это, конечно, шутка, но, как известно, в каждой шутке…

Вообще черт сходства с Пугачевой у Познера не меньше, чем с Чубайсом. Алла Борисовна и пестрый табор ее и ее дочери бывших, нынешних и будущих мужей, некоторые из которых неофициально являются еще и мужьями друг друга, фиксирует исполнительский и моральный потолок российской эстрады, пробить который нереально, а также отсекает конкретных претендентов на пробитие. Точно так же и Познер со своей псевдокачественной вечерней передачей — это некий потолок, призванный гордо возвышаться на Андреем Малаховым и ежедневными многочасовыми перепалками украинских клоунов-«политологов» с их российскими оппонентами-близнецами, но на деле от них мало отличающийся.

Заокеанский дедушка с годами становится все более самовлюбленным, безапелляционным и хамовитым. Он еще может снисходительно разговаривать с людьми близких либеральных взглядов, когда надо облизать (явно не за «спасибо») какого-нибудь олигарха типа Потанина, так Познер и вовсе подобострастен. Но на гостей лево- и правопатриотических взглядов, на коммунистов и консерваторов выливается практически не замаскированное ведро помоев, причем ни о какой аргументации и равноправии в диалоге речи нет. Этим, к слову, грешит и самопровозглашенная звезда нового поколения журналистики Ю.Дудь, считающий себя альтернативой Познеру и хозяевам загончиков с ручными ковтунами и трюханами, но на деле совершенно равный им: апломб есть, мастерства мало. Правда, к чести Дудя, он выпускает выпуски своего шоу без цензуры, не выгоняя им же приглашенных людей и не правя нещадно их остроумные отлупы; поэтому видно, как любой персонаж, не испытывающий комплексов из-за своего статуса гостя, размазывает Юрия паштетом по бутерброду. Но ничего, когда парень со временем займет место Познера на первой кнопке, и он научится боксировать с соперниками, предварительно привязав их руки к канатам.

Поразителен и уровень допустимой для г-на Познера развязности в высказываниях по острым болезненным темам. Возьмем его известную скандальную фразу про принятие Русью Православия как ее историческую беду. Как бы ради Бога, у нас по Конституции светское государство и свобода слова. Такого рода высказывания позволяют себе много кто, например, некогда истово православный А.Невзоров, да и формально еще находящийся в сане диак А.Кураев, судя по динамике, вот-вот с ним согласится. Однако, когда об этом говорит лицо, маршал и «совесть» российской журналистики, которое при этом является лицом французско-еврейского происхождения и американской выучки… Возникают вопросы к чувству такта и меры не столько самого «мэтра», он ни тем, ни другим подчеркнуто не обладает, сколько к адекватности его работодателей. Даже в советское время редакторами журнала «Наука и религия», учитывая, что острие его работы направлено в первую очередь против Православия, не назначали евреев, дабы избежать провокационной картинки и нехороших острот.

Впрочем, дело тут не в еврейском вопросе. Познер не еврей, не француз и не американец, он безродный космополит в самом натуральном, не переносном смысле этого словосочетания. Однако в самую первую очередь он все-таки НЕРУССКИЙ. Его откровения на сей счет можно перечислять много и смачно, приведу лишь пару: «Я не русский человек, это не моя Родина, я здесь не вырос, я не чувствую себя здесь полностью дома — и от этого очень страдаю. Я чувствую в России себя чужим»; «Я очень долго хотел быть русским, я старался изо всех сил, это правда, не говоря уж о том, что неплохо выучил язык. Но в какой-то момент понял, что это бессмысленно, что я не русский. И ничего с этим не поделаешь. У меня не те реакции. Слезы у меня вызывают другие вещи, смех — тоже. Ну, я вырос не здесь, что поделаешь? Но я в том смысле «не ваш», что я не русский. А если «не ваш», потому что у меня нет вашего квасного патриотизма, или вашего антиамериканизма, или вашего расизма, то тем более я не ваш!».

Здесь, конечно, закономерно возникает вопрос, почему Владимир Владимирович, тем не менее, находит у себя моральное право учить русских жизни, отношению к прошлому, настоящему и будущему, да еще и солженицынской безапелляционностью пророка-проповедника. Познер отвечает так: «А что, только русские могут вещать? Я не понимаю. Вы, например, читаете книги нерусских писателей? Шекспира, например. Он же не русский, это же факт. Слушаете музыку Бетховена? Это абсолютно дурацкое возражение. Вот если вы не хотите меня слушать, так не слушайте. У вас есть легкая возможность не включать телевизор. Особенно в это неудобное время. И если окажется, что у меня не будет никакого рейтинга, «Первый канал» сам откажется от моих услуг». Здесь прекрасно не только сравнение самого себя с Бетховеном и Шекспиром, но и аргумент про рейтинг. Истинный рейтинг познеровских потуг, как и любой другой рейтинг в России, это тайна за семью печатями. Пользуются ли они спросом, соблюдены ли тендерные и конкурсные условия (а также требования федерального законодательства в части осуществления закупок организациями с государственным участием) по съёмке и закупке его передачи? Судя по бытовой социологии, многолетней, довольно репрезентативной и охватывающей самые разные социально-профессиональные круги, как передача Познера, так и его деятельность в целом в основном вызывают не одобрение и даже не окрашенный в нейтральные краски интерес, а все нарастающее раздражение.

Есть ли вообще от Познера какая-то польза России? Какая-то сугубо на уровне статистической погрешности. Он в своих интервью признает, что Крым вернулся в Россию в полном соответствии с чаяниями самих крымчан, при этом добавляя: «Начали играть в какую-то защиту русскоязычных — полная ерунда. Всем ясно, что будет. Ясно — мы так поступим. Вот, захват власти… — тебе-то какое дело? Да, на Украине был переворот, и что? Это же украинцы сделали (с некоторой помощью, положим). Но нам-то что? Это у них был переворот, не у нас. Нам не нравится? — Что делать, не нравится». Для американской аудитории он несколько раз заявлял о бредовости темы «русского следа» в избрании Трампа. Он осудил неонацистские марши в Прибалтике, а когда некрепкие умом собеседники предложили ему в таком случае осудить и русско-европейский правоконсервативный слет в Петербурге в 2015 году, ответил: «Крайне антипатичные мне радикально-правые, консервативные партии НЕ запрещены законом. В тех странах, где они существуют, они признаны, принимают участие в выборах и даже иногда побеждают. Они НЕ нацисты. И они НЕ маршировали в Питере, а если бы маршировали, получив на то соответствующее разрешение, в этом не было бы ничего противозаконного. Словом, я считаю адресованные мне упреки абсолютно несправедливыми, ошибочными и основанными на непонимании сути разницы между СС и любой официально разрешенной ныне партией». Наконец, полтора года назад он ушел из эфира «Аль-Джазиры», потому что передача о России, поучаствовать в которой его пригласили, протекала в обстановке предвзятости и необъективности относительно российских реалий.

Все это хорошо, но неужели для подобного исполняемого раз лет эдак в десять красивого номера обязательно нужно содержать в России за немалые деньги подчеркнуто нерусского, не любящего нас человека, и выпускаемый им информационный продукт сомнительного качества? Неужели за куда меньшие деньги из студии «Аль-Джазиры» не мог бы уходить российский журналист-патриот, хорошо знающий английский? Таких много, да и для ухода особого знания языка-то и не надо.

Мне со вздохом возразят, что нет, зарубежной публике по-настоящему российский и при этом патриотично настроенный журналист неинтересен, его никуда и не пригласят, а Познер там свой, поэтому его уход и способен вызвать резонанс (небольшой, впрочем, западные СМИ его особо и не заметили). Стало быть, ради одного ухода из эфира «Аль-Джазиры» надо терпеть сто приходов в эфир Первого канала. Получается замкнутый круг или треугольник — Западу Познер интересен исключительно как «смотрящий по России», ради чего ему снисходительно прощают редкие театральные выходки, вне же связи с Россией он мгновенно станет забытым всеми изданиями и телеканалами, на глазах глупеющим ворчливым стариком. России, точнее, российскому правящему классу (это не то что несходные, а практически конфликтные понятия) сей старик интересен как мостик в отношениях с Западом, подобный знаменитым перестроечным телемостам самого Познера и Донахью.

Непосредственно же старику его хрупкий и одновременно прочный статус интересен уникальной возможностью говорить гадости о России за русские деньги и, главное, необычайной бездонностью этих денег. Так, Владимир Владимирович Познер является совладельцем сети АЗС (некоторые из них работают по франшизе Shell), от которых получает прибыль. Например, АЗС по адресу: Аминьевское шоссе, д.1 или на 49 километре МКАД.

Ну, а его «школа телевизионного мастерства» на Малой Дмитровке, 20? Через нее он также получает бюджетные деньги, заключая госконтракты на «обучение». При этом большую часть помещений здания на М.Дмитровке Познер сдает в аренду богатеньким буратинам типа Райффазенбанка или пивоваренной компании SAB Miller Pus. Не лишним будет напомнить и историю здания «школы» в качестве иллюстрации познеровских возможностей. Изначально его хотели возводить на месте старинного особняка по адресу Малая Дмитровка, 22. Московская общественность возмутилась, плюс репутационные купоны на ситуации решил состричь еще один российско-западный элитный человек-проект, Алексей Навальный, взявшийся за юридическую борьбу со строительством. Поначалу был достигнут локальный успех, но в итоге уродливое «школьное» здание просто поставили рядом, стена к стене, и оно в буквальном «накрыло» сбоку и сверху особняк, словно морское чудовище кракен корабль Джека Воробья (простите, капитана Джека Воробья).

Не отстаёт от Познера и его третья супруга — Надежда Соловьева, которая является одним из конечных бенефициаров компаний «Русский Шоу-центр» и «SAV Entertainment» (Москва, Ермолаевский пер, 19). Стоить отметить, что ни одно крупное развлекательное мероприятие или праздник в РФ не обходится без этой компании. Федеральные, региональные или местные власти в ходе подготовки или проведения развлекательных мероприятий по странному стечению обстоятельств почти всегда прибегают к услугам этих компаний и платят за это бюджетные деньги.

Знаете, уж сколько не ехидничали по поводу Сергея Михалкова и его династии, сколько не называли «гимнюком», а все-таки гениально раскрывал он непреходящие, увы, русские проблемы в своих баснях. Вот в этой, например:

Есть ещё семейки,
Где наше хают и бранят,
Где с умилением глядят
На заграничные наклейки…
А сало… русское едят

И ведь так и продолжат есть, пока не отнимут. А отнимать пока никто не собирается. Так что все демарши Познера — не более чем сытая отрыжка при перекатывании с бока на бок. Не забудьте, мол, в назначенное время повторить процедуру кормежки.

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров