Станислав Смагин: Не бойся ЛОМа — бойся Вилкул
-
Архив
В России — и в экспертном сообществе, и среди обывателей — почему-то существует странное заблуждение, что грядущие украинские президентские выборы могут принести какие-то положительные перемены для нашей страны и Донбасса. Заблуждение это мало того что странное, оно просто глупое. Во-первых, в прези
В России — и в экспертном сообществе, и среди обывателей — почему-то существует странное заблуждение, что грядущие украинские президентские выборы могут принести какие-то положительные перемены для нашей страны и Донбасса. Заблуждение это мало того что странное, оно просто глупое. Во-первых, в президентскую гонку не только качестве основных претендентов, но и на роли второго плана допускаются исключительно кандидаты, устраивающие американских кураторов и вписывающиеся в послемайданный русофобский консенсус. Во-вторых, условно пророссийское и «юго-восточное» электоральное поле мало того что ослаблено, но еще и разделено между несколькими кандидатами, каждый из которых в итоге может претендовать разве что на место в конце титров этой увлекательной постановки. В-третьих, даже если бы эти кандидаты объединили свои усилия вокруг кого-то одного, кто мог бы если не выйти во второй тур, то серьезно диктовать условия вышедшим – треугольник замкнулся бы в пункте один, который насчет русофобского консенсуса. Ибо мы видим, что и в маргинальном состоянии разброда и раздроба данные персонажи при ближайшем рассмотрении никакие не адекватные и тем более не пророссийские, а объединившись, так и просто бы стали еще одним совокупным Зеленским с легкой претензией на новизну и несистемность.
Начинать обзор позиций украинских кандидатов по отношениям с Донбассом и Россией с пана Порошенко было бы, наверное, излишне, он свою позицию и так предельно ясно излагает уже пять лет. Однако не все так просто. На днях, выступая на форуме «От Крут до Брюсселя», Петр Алексеевич внезапно призвал к… «холодному миру» с Россией. Да, к «холодному», но все же миру! Сенсационную миролюбивость этой мысли несколько смазывал визуальный фон ее произнесения – это был гигантский портрет, изображающий Порошенко рядом с В.В.Путиным и призывающий выбирать между этими персонами. Воистину, российский президент занимает в украинском мировидении место бога, правда, мировидение это гностическое и бог, соответственно, темный. Место светлого Бога, «анти-Путина», подвержено ротации, сейчас его занимает, собственно, Порошенко, и явно не хочет отдавать, оттого и все неожиданные зигзаги риторики. Вспомним российские выборы 1996 года, когда низкорейтинговому и откровенно непопулярному действующему президенту-алкоголику тоже надо переизбираться, распихнув локтями сильных конкурентов, и он поехал в зону не очень популярных в народе боевых действий (при всей неоднозначности часто проводимых параллелей между Чечней и Донбассом), подписал буквально на броне бронетранспортера указ об окончании войны, а после случившегося таки переизбрания она возобновилась с новой силой.
Юлию Тимошенко иные российские политологи и представители элиты считают более предпочтительным вариантом по сравнению с Порошенко, вспоминая, как с ней с трудом, но вполне можно было договариваться во время почти ежегодных «газовых войн», когда она еще была премьером. Вот и пару недель назад Юлия Владимировна в интервью The Wall Street Journal пообещала в случае избрания смягчить отношения с Россией (видимо, репликой как раз на это был порошенковский «холодный мир»). Однако это обещание было сопровождено обещанием впихнуть, наконец, Украину в НАТО и укрепить военное сотрудничество с США; эти призывы Порошенко в ходе форума «От Крут до Брюсселя» уже от своего лица повторил тоже. Напомним, что в декабре, после визита в США, заручившись благосклонным нейтралитетом некоторых тамошних значимых фигур, Тимошенко предложила заменить «Минский» формат «Будапештским», в котором Россия бы официально признавалась агрессором и становилась единственной ответственной за разрешение донбасского конфликта державой. А несколько раньше, в октябре, лидерка (будем следовать западным лексическим ценностям!) «Батькивщины» пообещала, усилив армию, добиться в Донбассе мира, но «на украинских условиях», и возобновить там действие украинских законов. Честно говоря, что тот –ко, что эта –ко, разница не слишком большая.
Правда, чуть ли не прорывным в плане «пророссийскости» в последнее время стал выглядеть комик Зеленский, который в это же самое последнее время занял первую строчку в рейтингах кандидатов. Он, при общей несомненной ориентации на Запад, предлагает не устраивать гонения на русский язык, сенсационно обещает лично сесть за стол переговоров с Путиным, достичь компромиссного соглашения с Донбассом и даже легитимировать его на референдуме. Звучит многообещающе и интригующе, но – слишком многое смущает. Во-первых, комик – почти открытая креатура «жидобандеровского» олигарха Коломойского, гордящегося своим активным участием в потоплении Новороссии в крови. Во-вторых, сам Зеленский до недавних пор всячески поддерживал «АТО», в том числе и финансово, из-за чего прокат одного из его фильмов в России был встречен волной протестов. В-третьих, мы помним, как в стране- старшей сестре и опекунше «проекта Украина», сиречь в США, Трамп тоже шел на выборы с обещанием улучшить отношения с Россией. С улучшением как-то не задалось. Да и непосредственно на Украине на предыдущих выборах Порошенко считался кандидатом «партии мира» и сторонником компромисса с мятежными регионами, из-за чего высокопоставленные российские чиновники называли его «лучшим шансом» и предлагали поддержать всем миром, всем народом. Опять-таки, с миром и компромиссом не особо задалось. Крайне мало сомнений, что и Зеленский после гипотетической победы на выборах за счет пророссийских и антивоенных голосов забудет о своих обещаниях уже в ходе триумфальной попойки. Да и сейчас он их вряд ли воспринимает по-настоящему серьезно.
Комментировать с точки зрения отношения к России таких кандидатов как национал-гомосексуалист Ляшко, призывавший подвергнуть Россию организованному терроризму Анатолий Гриценко и собравшаяся разговаривать с нашей страной языком графитовых бомб Инна Богословская, думается, нет смысла, все и так понятно – эти даже ситуативным конъюнктурным «голубиным клекотом» себя не осквернят. Перейдем сразу к патентованным «пророссийским» кандидатам, именно на этой репутации собравшимся зарабатывать голоса. Это бывший вице-премьер Бойко, молодой депутат Мураев и еще один бывший вице-премьер Вилкул.
Мураев, которого российские СМИ любят цитировать за его критику майдана и «АТО», в середине декабря призвал СБУ, «единственный орган, который не был дискредитирован и выглядит адекватно», не считать его «пятой колонной», а искать таковую среди политических сил, «возглавляемых контактными лицами Российской Федерации» (намек на Виктора Медведчука и его предполагаемую связь с предвыборной коалицией Бойко и Вадима Рабиновича). Вилкул предлагает мирный план по Донбассу, мало чем отличающийся от порошенковского – «вводим на Донбасс миротворческий контингент дружественных стран и нейтральных государств… Проводим выборы согласно специально принятому украинскому закону с участием украинских партий. Получаем контроль над границей одновременно с объявлением результатов выборов». В его агитации используется обыгрывающий фамилию кандидата, но больше подходящий какому-нибудь ярому атлантисту нелепо-бессмысленный лозунг «willcool» (если пытаться переводить, это что-то типа «быть холоду», то ли признание в любви «Игре престолов» и слогану «зима близко», то ли привет еще одному «пророссийскому» украинцу Юрию Коту с его вечной мантрой «быть добру»). А на съезде «Оппозиционного блока», где Вилкула выдвигали в президенты, ведущий под конец зажег аудиторию кличем «Слава Украина!», встретив пусть нестройный, но отклик «героям слава!».
Бойко, если говорить о нем самом, в какой-то особой русофобии, неприязни к Донбассу и любви к СБУ не замечен, наоборот, говорит правильные вещи о необходимости договариваться с ДНР и ЛНР. Но он теснейшим образом связан с политико-олигархической группой Левочкина-Фирташа; Левочкин же, напомню, справедливо считается одним из ключевых кулуарных кукловодов и стратегов майдана. Ближайший соратник Бойко, Вадим Рабинович (еще один олигарх), в эфире телеканала «112» предложил решение донбасского конфликта тоже вполне в порошенковском стиле, если не круче – поставить там украинских военных губернаторов, а затем «люди уйдут, которые нам не нравятся. А территория останется. Придут новые люди. Останется территория де-юре и де-факто. Это наша земля». Наконец, сам Бойко не раз был замечен на контролируемых президентской администрацией телеканалах вроде «Прямого», где при этом вовсю поливают грязью Тимошенко и Зеленского. Есть небезосновательное мнение, что Порошенко мог бы, протиснувшись во второй тур, вывести туда с собой Бойко, чтобы затем победить за счет голосов промайданного консенсуса. Давняя традиция украинского политического класса – точно так же, только с переменой идеологического знака, Янукович накачивал в свое время Тягнибока, планируя победить его по схеме «умеренный центрист против нациста».
И это еще далеко не предел трагифарса. Недавно о желании выдвинуться в президенты от «Комитета спасения Украины» заявил бывший депутат Верховной Рады Владимир Олейник. Уже смешно – украинский «антифашист» пытается поучаствовать в политических играх фашистов, «Комитет спасения Украины» хочет поспособствовать легитимации тех, от кого он вроде Украину «спасает». Еще смешнее, что этот подвизающийся в Российской Федерации политэмигрант верхом дружелюбности в отношениях с нашей страной считает… внеблоковый статус Украины. Как тут не вспомнить, что летом 2014-го старший сын Януковича Александр, вместе с отцом нашедший убежище в России, заявил в интервью; «Крым, так же, как и Донбасс, является украинским».
Ей-богу, жаль, что украинская власть не выдержала изощренной издевательской стилистики в отношении лидера КПУ Симоненко, тоже желавшему стать соискателем президентского кресла – позволила выдвинуться, но в итоге отказала в регистрации. Отвратительно-притягательное было бы зрелище – «Тельман» Симоненко и «Герделер» Олейник участвуют в выборах нового (возможно, что и старого) украинского «Гитлера», создавая видимость демократии и мямля в ответ на вопросы «чей Крым?» и «кто виноват в одесском 2 мая?», дабы не оказаться под залпами зеленки и тухлых яиц. Хотя Олейник, вероятно, планирует вести предвыборную кампанию, не покидая Москвы – спасать Родину сподручнее на расстоянии.
Не надо бояться откровенно русофобски и нацистски настроенных кандидатов, политиков, ЛОМов («лидеров общественного мнения» в переводе с украинского политсуржика) – они честны и с ними все ясно, ясно, чего от них ждать. Не нужно верить их чуть более респектабельным и умеренным попутчикам, ради лишних голосов способным сказать что-то малоконкретное о защите русского языка и мире с Донбассом – да, в общем-то, и очень наивные им мало верят, понимая всю мимолетность таких обещаний. Кого нужно бояться и кому нужно особо тщательно не верить – так это профессиональным пророссийским кандидатом, под тонким слоем демагогии скрывающих попутчицкую сущность и готовых после не прихода даже к власти, а получения ее махонького кусочка стать русофобскими «ястребами» почище предыдущих.
Станислав Смагин, главный редактор ИА «Новороссия»