Соцветие луганских мастеров

Автор: Редакция Новоросинформ

События Русской весны на Донбассе породили настоящий творческий «взрыв» во всех сферах культуры. Этот феномен уже стал очевиден, он ясно ощущается и требует своего серьезного осмысления. Причина его очевидно — освобождения из затхлого «гетто» украинской «эвропейськости»

События Русской весны на Донбассе породили настоящий творческий «взрыв» во всех сферах культуры. Этот феномен уже стал очевиден, он ясно ощущается и требует своего серьезного осмысления. Причина его очевидно — освобождения из затхлого «гетто» украинской «эвропейськости», увлекавшей страну не только в бездну бесконечной экономической деградации, но и в то инфернальное болото, каковым является современная западная антикультура — освобождение из этого гибельного плена уже само по себе стало мощнейшим толчком к раскрытию творческих сил в искусстве и в культуре в целом. Кроме того, это освобождение стало мощным возрождением русского национального самосознания и великих традиций русской культуры во всех ее сферах. И если в области литературного творчества новейшая литература Донбасса уже давно завоевала большую популярность во всем Русском мире, то наши художники и скульпторы также становятся все более известными и авторитетными.

Творческий союз художников ЛНР был создан 1 декабря 2014 г., и в его состав к настоящему моменту вошли 27 художников. История союза только начинается, и первые ее страницы пишутся буквально на наших глазах: в независимом от Национального союза художников Украины республиканском творческом сообществе в условиях гражданской войны происходит развитие изобразительного искусства и художественного образования в Республике.

Возрожденный после военных событий 2014 года Союз луганских художников — это союз единомышленников, глубоко преданных искусству. Активная выставочная деятельность луганских мастеров представляет разнообразную палитру творческих манер и поисков. Существование колледжа, ЛГАКИ имени М. Матусовского, педагогическая работа ЗХУ А.А. Редькина ЗХУ С. ф. Иванниковой с детьми и молодежью — залог сохранения художественных традиций на Луганщине. В Галерее искусств уже 4 мая 2015 года состоялось открытие выставки луганских художников, посвященой 70-летию победы в Великой Отечественной войне и Дню независимости Республики. В экспозиции приняли участие 24 художника с различными работами. Были картины, посвященные Великой Отечественной войне, как, например, работы Сергея Бугоркова «Мои родители», Виктора Минаева «Мои военные года». Заслуженный художник Украины, скульптор Александр Редькин представил на выставке различные барельефы и скульптуры фронтовиков. Кроме военной тематики, посетители галереи увидели и другие темы, например, Владимир Панич представил картину «Луганск златоглавый» на которой изображено множество соборов Луганска, а Павел Борисенко показал свои картины в стиле абстракционизма.

6 августа того же года в Санкт-Петербурге в выставочном зале Петербургского союза художников, в рамках проекта «Мир войны», состоялось открытие первой выставки художников Луганской Народной Республики. Наряду с работами (картинами, фотографиями, скульптурами) нескольких последних лет, там можно было можно познакомиться и с экспонатами питерского «Музея Новороссии», творчеством воспитанников художественных школ Луганщины, пронзительными рисунками детей по обе стороны линии фронта, а также антивоенными плакатами питерцев.

В выставочном зале Союза художников России при поддержке Комитета по культуре Государственной Думы федерального собрания Российской Федерации 27 октября 2015 г. состоялось открытие выставки произведений художников Луганской Народной Республики — первой в истории молодого творческого содружества профессиональных мастеров изобразительного искусства экспозиции, показываемой в Москве. В результате получилась небольшая, но представительная панорама всех видов изобразительного искусства. Здесь можно было увидеть и скульптуру, и пейзажи, и портреты, и натюрморты, выполненные как маслом, так и в самых разнообразных графических техниках. Знакомя зрителей России со своим искусством, мастера Луганска показали на ней произведения разных жанров, и прежде всего портреты ополченцев, созданные за последние полтора года, когда на территории ЛНР велись активные боевые действия. В церемонии открытия выставки приняли участие первый заместитель председателя комитета по культуре Госдумы Елена Драпеко и заместитель председателя Госдумы, замсекретаря Генсовета Всероссийской политической партии «Единая Россия» Сергей Железняк. Выступая перед собравшимися, Сергей Железняк отметил: «Выставка художников ЛНР является символом и отражением мужества народа Донбасса. Глядя на работы мастеров, становится очевидно, что музы не молчат, даже когда говорят пушки. Искусство поддерживает боевой дух, помогает пережить тяжелые времена и сохраняет на холсте и в скульптуре живую историю народа, не пожелавшего покориться бандитам и фашиствующим головорезам. На выставке представлены очень различные по жанру произведения, но все они пронизаны любовью к родной земле и болью за людей, которые оказались втянуты в кровопролитную братоубийственную войну. Художники из Луганска — летописцы подвига народа Новороссии, его несломленной воли и стремления отстоять свою свободу, право жить, трудиться на земле предков и воспитывать своих детей на родном языке».

Особые слова благодарности депутат выразил Союзу художников России, который тепло принял своих луганских коллег: «На живописных полотнах и в скульптурах мы видим, что историческая связь поколений жива, и в крови нынешних защитников Донбасса та же преданность идеалам свободы и любовь к своей Родине. Это показывает, что творческий союз луганских художников продолжит свою важную патриотическую работу». Председатель ВТОО «Союз художников России» Андрей Ковальчук в своей приветственной речи на открытии выставки сказал, что чем больше будет выставок художников провозглашенной ЛНР, тем сильнее будет отдача от их творчества: «Когда мы услышали, что художники Луганска хотят сделать выставку, мы сразу откликнулись, и в дальнейшем мы так же будем проводить совместные проекты — продолжать обмены, возможны совместные пленэры».

Союз художников ЛНР не отграничивается только выставками в столицах и начал активное продвижение своих работ в других регионах России. Так, около 100 произведений живописи работы 20 членов Союза художников ЛНР были представлены на выставке в Чечне. В мае 2016 года в г. Грозном в Мемориальном комплексе Аллея Славы им. А.-Х. Кадырова открылась выставка художников из Луганской Народной Республики «Весна без войны». На открытии выставки «Весна без войны» выступает председатель СХ Чеченской Республики Ваха Умарсултанов. Выставку посетили учащиеся школ Грозного и активисты патриотических клубов. Выставка была приурочена к 71-й годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Художники, находящиеся в Луганске, видят свой вклад в общенародное дело в становлении молодой Республики. Еще во дни боёв они воодушевляли ополченцев, запечатлевая героические страницы обороны рубежей своей Родины. Ныне в оставшейся не разрушенной половине выставочного зала Луганска молодой творческий союз проводит регулярные выставки, в числе которых наиболее значимая и символичная — республиканская экспозиция, посвященная 70-летию победы в Великой Отечественной войне. В Галерее Искусств Луганского художественного музея сегодня открылась выставка «Осенний вернисаж», на которой свои работы представили художники — признанные и молодые — члены Союза художников ЛНР. В их числе преподаватели и студенты Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского: Александр Коденко, Владимир Панич, Олег Безуглый, Маргарита Асташова, Соломия Гончар, Александр Яковлев, Александр Шопин. На выставке было представлено более 70 работ разных жанров — скульптура, графика, живопись, витраж, коллаж.

В самом центре столицы Луганской Народной Республики открылся художественный салон «Эпоха». В торжественной церемонии открытия приняли участие Глава Республики Игорь Плотницкий, министр культуры ЛНР Оксана Кокоткина, председатель Союза художников Республики Артем Фесенко, творческая интеллигенция и просто ценители высокого искусства. Художественный салон «Эпоха» был создан по инициативе Союза художников ЛНР, подавляющее большинство представленных в нем картин написаны луганскими художниками. «Это мероприятие не просто открытие салона — это наша очередная победа на культурном фронте, на фронте, который действительно существует, победа добра над злом», — заявил, открывая новое культурное учреждение, Глава ЛНР Игорь Плотницкий. Художественный салон — это уютный уголок в самом центре Луганска. Его открытие стало ярким свидетельством культурного ренессанса Донбасса.

Прошла и выставка работ, посвященная дню рождения Стахановского историко-художественного музея. В экспозиции были представлены разножанровые художественные работы Сергея Кондрашова, Александра Коденко, Андрея Швыдкого, скульптуры Александра Редькина и работы художников молодёжной секции Союза художников ЛНР: Эдуарда Гонтаря, Маргариты Асташовой, Александра Тащилкина и Игоря Самойлика.

У нынешнего возрождения есть мощные предпосылки — стоит лишь вспомнить историю луганской художественной школы. Создание отделения Союза советских художников в Луганске, наследником и правоприемником которого ныне стал Союз художников ЛНР, произошло 23 ноября 1957 года, когда Луганский облисполком утвердил оргбюро отделения во главе с В.И. Мухиным. Однако намного раньше, еще в далеком 1927 году (тогда Луганской области еще не существовало) решением Донецкого областного управления профессионального образования на базе изостудии Луганского паровозостроительного завода было создано художественное училище. Созданное в промышленном крае, еще не имевшем давних культурных традиций, новое учебное заведение со временем заняло достойное место среди других художественных школ Советского Союза. Так, основоположником скульптурного отделения в Луганском государственном художественном училище был В.Х. Федченко (1907-1979), который после окончания Киевского художественного института по направлению в Луганске стал директором вечернего рабфака искусств и педагогом художественного училища. Вместе с В.И. Агибаловым (1913-2002) и В.И. Мухиным (1914-1977) он стоял у истоков не только первого образовательного центра, но и заложил основы оригинальной школы луганских скульпторов.

Известные художники и педагоги, пришедшие в это учебное заведение в предвоенное время (Н.А. Яблонский, И.И. Ковалев, П.Л. Тищенко, Н.К. Левченко и др.), закладывали основы луганской художественной школы. В 1939 году начинают свою педагогическую деятельность А.А. Фильберт (1911-1996), первый уполномоченный Союза художников Украины в тогда ещё Ворошиловградской области, и В.И. Мухин (1914-1977), который в 1943-44 годах заменил на этом посту А.А. Фильберта, а после получения Луганской организацией СХУ официального статуса первым возглавил ее (1957-1962). Когда города Луганщины возрождались после Великой Отечественной войны войны, приобретая современный облик благодаря регулярной застройке магистральных улиц и районов, украшением площадей становились монументальные скульптуры, обогащавшие городской ландшафт. Ведущее место в творчестве луганских мастеров скульптуры в это время занимают героико-патриотические темы, изображение событий и участников советской истории. Уже в сентябре 1945 года был объявлен конкурс на лучший проект памятника героям краснодонского подполья, и признанный лучшим проект В.И. Мухина, В.Х. Федченко и В.И. Агибалова был воплощен в жизнь. В 1954 году состоялось открытие памятника «Клятва», который принёс её создателям признание и всемирную славу. Этой группой авторов было создано почти 90 процентов всех монументальных памятников на Луганщине. После окончания Киевского и Харьковского художественных вузов в Луганск приехали известные впоследствии мастера, чей талант раскрылся именно здесь — М.Л. Вольштейн (1916—2000), В.М. Вайнреб (1909-1975), Т.Н. Капканец (1917—1987), М.М. Шевченко (1917-1964), Л.П. Трегубова (1911-2000), Г.Х. Дидура (1920-1995). Закончив Московский университет, вернулась искусствовед Н.А. Иванцова (1925-2013). В 1960-е годы в Луганске сформировался многочисленный творческий коллектив скульпторов, один из наиболее значительных в то время на Украине. Его пополнили мастера, которые возвратились в Луганск после получения высшего образования и

включились в творческую жизнь: И.М. Чумак, H.H. Щербаков, A.A. Редькин, П.И. Кизиев, А.Ф. Самусь, Э.М. Можаева, И.П. Овчаренко, Н.В. Можаев, Г.К. Слепцов. Ими был сформирован особый творческий стиль художественной скульптуры на Луганщине. Изобразительное искусство луганской школы развивалось в русле общих художественных процессов советской эпохи. Оптимизм, созидательная энергия, вера в счастливое будущее читались в произведениях всех видов и жанров. Так, в 1960-1980 гг. были созданы величественные монументы: «Украина — освободителям» в поселке Меловое, «Скорбящая мать» и «Непокорённые» в Краснодоне, всемирно знаменитый «Комбат» на Бахмутовской трассе (на том самом месте, где и был запечатлен поднимающий в атаку бойцов лейтенант А. Еременко).

Коллектив, создавший монумент «Украина — освободителям» был заслуженно награжден Шевченковской премией (скульпторы: В.И. Мухин, В. Х. Федченко, И.П. Овчаренко, И.М. Чумак; архитекторы: Г.Г. Головченко, И.Ф. Минько, А. М. Егоров). За разработку и выполнение проекта мемориала «Непокорённые» Г.К. Слепцову и Н.В. Можаеву было присвоено звание «заслуженный художник Украины». За создание образа комбата А. Еременко И.М. Чумак был награжден серебряной медалью им. С.В. Вучетича (1983), которой награждали художников только за особые достижения в области монументального искусства. Во второй половине 50-х — 70-х годах при создании определенных градостроительных комплексов монументальная скульптура нередко становилась их ядром. Особенно известны памятник «Труженику Луганщины» (скульпторы: И.П. Овчаренко, И. М. Чумак) на центральной ул. Советской (1967), получивший доброе народное прозвище «Мужик с факелом» и ставший «визитной карточкой» города, легендарный памятник В.И. Далю на улице В. Даля (авторы И.П. Овчаренко и В.Е. Орлов), памятник выдающемуся инженеру Л.И. Лутугину в поселке Лутугино (A.A. Редькин в соавторстве с П.И. Кизиевым, А.Ф. Самусем); памятники Н.П. Холодилину и К. Гаскойну в Луганске (скульптор А.А. Редькин) и др. В 1980-90-х годах монументальная скульптура утратила свой агитационный характер, стала меньшей по масштабу и более лиричной. Из произведений последних лет высокой художественной значимостью отмечены памятник воинам-интернационалистам в Луганске (2006 г., Е.Г. Домненко, В.Д. Закалюкин), памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС (2001 г.) и памятник в честь 2000-летия Рождества Христова (2000 г.), созданные скульптором, народным художником Украины Е.Ф. Чумаком, памятник князю Игорю (2003 г. в поселке Станица Луганская, заслуженный художник Украины Н.В. Можаев и Э.М. Можаева).

Своеобразие луганской живописи можно определить постулатом мэтра школы А.А. Фильберта «Верю в реализм, искусство близкое, душевное и понятное людям…» В жанре тематической картины успешно работали В.Г. Ахвледиани, И.В. Панич, А.Н. Куренной, В.В. Козлов, Г.И. Хаджинов, В. В. Лихоносов, И. К. Губский, В.М. Кикинев и др. В своих полотнах они обращаются к истории края, трудовым будням, военной тематике. Тема шахтерского труда, пропущенная через призму собственных ощущений и переживаний, рождала яркие произведения. Различные по стилистике, цветовому решению, творческой манере, полотна на темы современности отличало ощущение радости бытия и восхищение природой. Свежесть индивидуальных творческих манер Т.Н. Капканец, С.Ф. Иванниковой, В.Г. Скубака, С.С. Бугоркова, Д.Г. Фулиди дополняла многообразную палитру луганского искусства. Решались и организационные вопросы Так, после выступления А.А. Фильберта на пленуме СХ в Киеве началось строительство Дома художника с квартирами и мастерскими для художников, был открыт художественный салон. Усилиями В.Н. Колосова (1915-1989), директора Луганского областного художественного музея, положено начало музейной коллекции отечественного и европейского искусства. Коллекция музея пополняется произведениями луганских мастеров благодаря директору музея, искусствоведу Н.А. Иванцовой. Важную роль в пополнении музейного собрания сыграли председатели правления ЛООНСХУ заслуженный художник Украины И.В. Панич (1919-1990) и народный художник Украины Г.К. Слепцов (1927-2003), добившийся строительства выставочного зала, художественно-производственного комбината и мастерских художников в новостройках. Все, что происходило в эти годы в художественной жизни края, становилось достоянием общественности во многом благодаря деятельности искусствоведов (Н.А. Иванцова, А.М. Капканец, Л.П. Корнишина, Е.А. Вячеславова, Л.М. Борщенко и др.), которые отслеживали, анализировали художественные процессы, представляли творчество художников на выставках, в информационных статьях, монографиях, радио- и телепередачах. Активное участие художников в областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках и заслуженный успех представленных на них произведений вывели луганскую организацию на достойный уровень среди других региональных отделений Украины. В области графики в разных графических техниках работали А.А. Бондарь, А.С. Дудник, В.Н. Ковыршин, А.Г. Белобровский, Г.А. Пятигорец, И.А. Сержантова, создавая плакаты, серии работ, жителей Донбасса, выполненные в технике монотипии, обрезной ксилографии и в офорте, высокохудожественные акварели. Ярким явлением стали произведения луганских художников декоративно-прикладного искусства — мастеров резьбы по дереву А.А. Язловского, Г.М. Хорошевского; мастера гобелена А.А. Язловской; керамистов В. А. Симоненко, С.П. Жиделя; мастера лаковой живописи Т.И. Ктитаревой.

На рубеже 1980-90-х годов молодое поколение привнесло в искусство новое художественное видение мира и поиски новой проблематики. В отличие от живописи 1950-70-х годов, представляющей жизнь с оптимистических позиций, с убежденностью в наступлении прекрасного будущего, новое изобразительное искусство, создаваемое молодыми художниками рубежа 1970-80-х, наделяет этот схематичный образ яркими индивидуальными характеристиками. Глубже становятся в живописи философские размышления художников о мире, человеке и человечестве, настойчивее в ней звучат личностные мировоззренческие позиции.

Художественное проектирование экспозиций и оформление интерьеров музеев — сфера приложения организаторских и творческих сил Н.А. Монастырской, которая возглавляла ЛООНСХУ в эпоху Перестройки. Благодаря ее активности, поддержке коллег и общественности Луганская организация СХ смогла пережить перемены, происходившие в стране и обществе, и сохранить свое единство. Искусство прошлого века обладает притягательной силой гуманизма, веры в человека, философских откровений. Художников отличала истинная любовь к Родине, они были щедро наделены разнообразными качествами и талантами, главными из которых являлись таинственная духовность и презрение к универсальному меркантилизму как к конечной цели человечества. Неотделимое от истории своего века, их искусство будет востребовано и новыми поколениями, трогая не только мастерством и красотой живописи, но и увлеченностью мечтой и романтикой, жизненной силой своих образов, обостренным чувством сопричастности и личной ответственности художника за судьбы Родины и ход истории.

Уже 26 декабря 2015 г. с открытием выставки молодых художников Луганщины начало свое функционирование новое молодежное объединение организации Союза художников Луганской Народной Республики. В прошлом уже предпринималась попытка создания подобной молодежной секции, но объединение просуществовало недолго. Поэтому зимняя выставка молодых художников 2015 г. стала знаковым событием в культурной жизни Луганска. В организацию входят художники от 18 до 35 лет, работающие в разных направлениях изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Члены молодежного объединения принимают участие в восстановлении росписей в Свято-покровском Храме в поселке Новосветловка, пострадавшем в результате боевых действий 2014 г., и там же — в создании витража «Покров Пресвятой Богородицы», который уже экспонировался на выставке в г. Стаханове. В молодежное объединение входят художники, постоянно участвующие в республиканских выставках: Сергей Пономаренко, Маргарита Асташова, Эдуард Гонтарь, Александр Тащилкин, Дмитрий Левченков и др.

К 60-летию Союза художников Луганской Народной Республики только что был издан яркий и содержательный художественный альбом с отличной полиграфией, в котором представлены наиболее знаковые работы членов союза, дающие представление об их индивидуальном творческом стиле. В данном обзоре мы кратко рассмотрим каждого из них чтобы очертить все вмогообразие творческой палитры мастеров, увидеть многообразие талантов, представляющих ныне луганскую художественную школу.

Сразу же стоит обратить внимание на работы самых молодых и перспективных авторов. Так, представленная в альбоме картина Дмитрия Левченкова «Миры Григория Сковороды» (2008) представляет собой вполне зрелое произведение, проникнутое многослойным философским смыслом. В ней в символических образах осмысливается философия «трех миров» Г.С. Сковороды — однако автор не увлекается простым аллегоризмом, но дает полнокровные художественные образы Ангела (мир Библии), священной Природы и Человека в рамках общей композиции «реки бытия».

Картина Маргариты Асташовой «Гурзуфская улочка» (2015) дает яркое представление о возможностях современного развития художественных приемов авангарда начала ХХ, способных передавать интимную суть простых городских ландшафтов как особых «интерьеров души». Работа Эдуарда Гонтаря «Старый город. Воздух» (2017) — интересное и неординарное решение темы света и городского пространства средствами неоимпрессионизма.

Обратимся к работам заслуженных членов союза, представленным в альбоме в алфавитном порядке. (Фактически, данный альбом стал первым — тес самым, и весьма знаковым — энциклопедическим изданием, которое обобщает достижения луганской художественной школы за полвека).

Олег Безуглый (р. 1968), воспитанник Харьковского художественно-промышленного института, работает в области станковой графики. Здесь представлены работы «Пролитое вино» (2014), «В мастерской» (2016) и «Чёрная вдова» (2016), сделанные в традиции, близкой к сюрреализму. В них прочитывается глубокая экзистенциальная символика, тонкие душевные процессы современного человека, внутренние образы и парадоксы сознания, которыми он живет, борять с одиночеством и абсурдом жизни.

Павел Борисенко (р. 1957), воспитанник Харьковского художественно-промышленного института, работает в жанре формальной композиции. Его картина «Пирамида» и диптих «The Penetration» (обе — 2005) близки технике кубизма, а «Танец марионетки» (2005) — сюрреализма. Они обладают сильным проникающим действием на сознание зрителя своей простой, но глубокой фигурной и световой символикой, медитативным настроем.

Сергей Бугорков (р. 1946) воспитанник Харьковского художественно-промышленного института, работает в области станковой живописи и иконописи. Представленное «Вербное воскресенье» (1999) весьма интересно решением традиционной праздничной темы в технике экспрессионистичного натюрморта, совмещающего в себе элементы иконографии. Его классический «Натюрморт с ромашками» (2000) относится к числу «маленьких шедевров», а картина «На Донце» (2016), написанная в стиле почти классического импрессионизма, очень глубоко передает восприятие нашей родной реки, какой мы ее видим не на фотографиях, в живом душевном созерцании.

В альбоме представлены эскиз к памятнику Татьяны Снежиной «Лебедь» (2010), медаль «Аристотель» (2001) и конкурсный проект Памятника основателям г. Луганска (2009 г., 1-е место) Екатерины Домненко (р. 1958), воспитанницы Киевского государственного художественного института, которая работает в области станковой, монументальной, монументально-декоративной скульптуры. Ее работы воплощают своеобразный тип художественного мышления автора, основанный на романтико-эпическом видении цельной героической личности.

Виктор Закалюкин (р. 1946), воспитанник Ворошиловградского государственного художественного училища, работает в области станковой, монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Его работы

«Легенда» (2014), «Полдень» (2014) относятся к жанру философских притч в камне, а бетонный памятник Павлу Луспекаеву в образе легендарного таможенника Верещагина из кинофильма «Белое солнце пустыни» (2011) относятся к классическому типу скультурного образа — более лиричному и интимному, передающему сложный характер и переживания.

Трагическим лиризмом проникнуты работы Светланы Иванниковой (р. 1941), Заслуженного художника Украины (2012), воспитанницы Киевского государственного художественного института, работающей в области станковой живописи. Ее «Пионы в саду» (2006), «Волна» (2006) и «Белой акации гроздья душистые» (2011), представленные в альбоме, никого не оставят равнодушным — особенно последняя из них, запечатлевшая глубинный образ старого Луганска начала ХХ века.

Вадим Ковыршин (р. 1951), воспитанник Харьковского художественно-промышленного института, работающий в области графики, представлен в альбоме гравюрами «Натюрморт» (2006), «Весна, лесная дорога» (2010) и рисунком карандашом из серии «Власть» (2017). Автору удается достигать большой четкости и внутренней открытости образа, за которым всегда угадывается нечто большее, чем то, что, что непосредственно показано. В изображаемом «высвечивается» целостным образ мира и природы.

Александр Коденко (р. 1942), воспитанник Киевского государственного художественного института, работает в области медитативной живописи и инсталляции. Его работы «Лабиринт Андрея Рублёва» (2015), «Чарли, постигающий эманации Любви» (2015) «Путь в Залы Аменты» (2016), представленные в альбоме, дают представление об этом распространенном в современном мире типе творчества, обращенного не к внешней наглядной образности, а глубинам подсознательных символов. Луганскому художнику, как нам кажется, удается найти в этом течении свой путь, связанный с сочетанием космических и антропоморфических образов, с четкостью линий и ассоциаций, настраивающих восприятие на определенную смысловую тональность, оставляющих место для мысли.

Владимир Козлов (р. 1951), воспитанник Харьковского художественно- промышленного института, мастер монументально-декоративного искусства, представлен работами «Чайки» (2003) и «Мираж с птицей» (2006), близкими по стилю традициям русского авангарда первой половины ХХ века, в частности, Гончаровой, Ларионову и Рериху. Его образы имеют иконическую глубину, передавая скрытый лик мира, проникнутого тайнами и загадками.

Сергей Кондрашов (р. 1957), воспитанник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина АХ СССР, работающий в области живописи и графики — едва ли не самый титулованный художник Луганщины. Он — Народный художник ЛНР (2017). Заслуженный художник Украины (2007), лауреат Российской премии им. И. Репина, лауреат премии международного конкурса «Прохоровское поле». Представленная работа «Память» (2016) дает проникновенный образ заслуженного ветерана, а «Дебальцевский котел. Освободители» (2016) — столь же яркое проникновение в образ современных героев — ополченцев Новороссии. Последняя из этих картин, а также целая серия его портретов ополченцев в последние годы широко используются в различных изданиях — в частности, их репродукции были помещены в специальном выпуске известного московского журнала «Изборский клуб», специального посвященного событиям в Новороссии. А портрет Пантелея Григория Владимировича (2017) — выразительный образ священника, исполненный в классическом портретном стиле.

Вадим Коробов (р. 1931), воспитанник Луганского художественного, работающий в области живописи и графики представлен холстами «Одно время с Европой» (1991), «Пурга» (1995), «На балконе» (2009). Безусловной ценностью творческого стиля мастера является социально-символические мотивы, переданные с помощью художественных условностей.

Татьяна Ктитарева (р. 1960), Заслуженный мастер народного творчества Украины (2012), воспитанник Мстерского художественного училища, работает в области лаковой миниатюры. Представленные в альбоме фото декоративного блюда «Казак-характерник» (2013), шкатулки «Тополя. Прощание» (по Т. Шевченко) (2014) и шкатулки с названием «А в селах веселых и люди веселые» (2014) представляют собой неординарные явления в этой сфере творчества, сочетающего в себе глубокий традиционализм и новейшие стилевые влияния. Особенностью творческой манеры художницы является яркая четкость и динамичность рисунка, использование глубокой символики народной культуры и фольклорных элементов.

Татьяна Малая (р. 1973), воспитанница Украинской академии книгопечатания им. И. Фёдорова (Львов), работает в области графики и декоративно-прикладного искусства. Представленные монотипия «Красная рыба» (2011), акварель «Невеста» (2009) и гравюра «Впечатление» (2002) раскрывают особенности авторского видения мира посредством очень ярких фантастических образов, сочетающих в себе натуралистичность и сновидение, яркость и затаенность тонов, сильных мотивов и полунамеков.

Аревик Малхасян (р. 1984), воспитанница Харьковской государственной академии дизайна и искусств (2006), работает в области станковой графики и батика. Ее работы тушью «Тишина» (2013), «Кавказ» 2014) и «Когда деревья были большими» (2014), представленные в альбоме, дают представление об творческом стиле мастера, в котором сочетаются элементы классического пейзажного рисунка, гравюрной стилизации и экспрессионизма.

Старейший представитель луганской художественной школы — Николай Можаев (1928), Заслуженный художник Украины (1983), воспитанник Луганского художественного училища. В альбоме представлены фотографии наиболее известных его произведений — памятник «Казаку Луганскому В.И. Далю» (2010), который стоит возле университета им. В. Даля, памятника «Казакам Тихого Дона» (1995). И конечно же, его «Григорий и Аксинья» (1983), бронзовая монументально-декоративная скульптура по мотивам романа М. Шолохова «Тихий Дон», стала уже почти всемирно известной благодаря тому, что она стоит в станице Вешенской, на родине М. Шолохова, где ее уже более 30 лет видят почитатели творчества великого писателя, приезжающие со всего мира. Эпическая сила его скульптурных образов не отменяет их внутреннего лиризма и многозначности.

Работы Георгия Мустакимова (р. 1950), воспитанника Харьковского художественно-промышленного института, работающего в области станковой живописи и графики «Предупреждение» (2011), «Валерия» (2016) и «Дары осени» (2016) показывают сильный талант экспрессивности, который в равной степени проявляется как декоративной картине, так и в женском портрете. В первой из упомянутых картин явлен апокалиптический символизм, в котором сочетаются элементы иконгрфии, фантастики и космической символики.

Сергей Неколов (р. 1956), воспитанник Харьковского художественно- промышленного института, работающий в области монументально- декоративного искусства. Его «Натюрморт с кофемолкой» (2014), «Дождливая осень» (2012), «Парк в Луганске» (2013) являются ярким и талантливым образцом «мягкого импрессионизма», проникнутого глубокой внутренней тишиной, созерцательностью и любовью к родному ландшафту.

Владимир Панич (р. 1960), воспитанник Киевского государственного художественного института, мастер в области живописи и графики. В альбоме представлен яркими картинами о Луганской земле: «Луганск златоглавый» (2016), «Рассвет на Донце» (2016) и «Донбасс цветущий» (2014). «Громкий» и мощный стиль его картин органично сочетается с внутренним лиризмом и духовным символизмом. По-видимому, его стиль должен быть наиболее близок по духу современному зрителю, который ждет от живописи в первую очередь именно этого. Кроме того, его картины дают яркий художественный символ Донбасса и Луганска, столь необходимый в наше время.

Патриарх луганской художественной школы Александр Редькин (р. 1931), Заслу»

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров