«Сегодня это Донбасс, завтра может быть Новороссия»: Андрей Коновалов обозначил перспективы развития ЛДНР
Эксперт, представитель Изборского клуба, донецкий философ Андрей Коновалов в интервью ИА «Новороссия» рассказал о геополитической ситуации и задачах России в современных условиях, а также о влиянии внешнеполитического фактора в обострении в Донбассе. За последнюю неделю интенсивность огня на линии с
Эксперт, представитель Изборского клуба, донецкий философ Андрей Коновалов в интервью ИА «Новороссия» рассказал о геополитической ситуации и задачах России в современных условиях, а также о влиянии внешнеполитического фактора в обострении в Донбассе.
За последнюю неделю интенсивность огня на линии соприкосновения в Донбассе резко возросла. В результате обстрелов со стороны ВСУ в населённых пунктах ЛДНР фиксируются попадания в дома мирных жителей и разрушение объектов инфраструктуры. При этом набирают обороты политические скандалы, связанные с Западом и Украиной.
По мнению Андрея Коновалова, все эти факторы во многом являются «ответом» Украины, а также стоящих за киевским руководством стран Запада на презентацию в Донецке интеграционной доктрины «Русский Донбасс».
ИА «Новороссия»: Если обозначить основные, базовые точки для понимания происходящих геополитических процессов, в чём отличие западного, англосаксонского мира от русского (российского)?
Андрей Коновалов: Англосаксонский мир направлен на внешнее расширение, то есть экспансию, движение вовне. Для англосаксов вся земная поверхность — шахматная доска, где народы есть живые фигуры, пешки, которыми они двигают в роковой для этих народов момент. Известный идеолог и политический «дирижёр» в англосаксонском мире Збигнев Бжезинский одну из самых своих интересных работ по геополитике так и назвал «Большая шахматная доска». Именно в англосаксонском мире возникли три глобальных проекта: либерализм, коммунизм и нацизм (фашизм), в базисные основания которых были включены такие отвратительные вещи, как концлагеря. Первыми создателями их были англичане. Это произошло ещё во времена Англо-бурской войны, то есть до Гитлера и ГУЛАГа.
Россия же является полной противоположностью англосаксонскому, или западному миру. Потому что российский «проект» направлен на освоение внутренних территорий, а не на экспансию. В целом в своём внутреннем общественно-политическом устройстве Россия очень многое взяла от Византии, в том числе один из главных принципов — организацию жизни людей внутри территории. Это звучит как «равенство всех перед Господом», а относительно страны определяется как равенство всех этносов и культур относительно государства. Этот главный постулат, лежащий в основании русской культуры и цивилизации, обеспечивал развитие Российского государства на протяжении его более чем тысячелетней истории.
ИА «Новороссия»: А в какой форме организации жизни российского общества был наиболее проявлен этот главный постулат русской цивилизации?
А. К.: В самодержавии. Само это слово означает «само себя держит». То есть, повторюсь, ни в каких внешних экспансиях русская (российская) цивилизация для своего существования не нуждается.
ИА «Новороссия»: Можно ли в этом случае говорить об уникальности, о самодостаточности российского самодержавия?
А. К.: Безусловно. В России без внешнего заимствования было обеспечено сохранение и развитие государства. Если вспомнить классический фильм «Александр Невский», то основной его лейтмотив заключается в словах князя, сказанных им пленным тевтонам. То есть «будьте соседями, живите, как хотите, только к нам не надо лезть». И в сюжете фильма русские отпустили пленных тевтонов с этим наказом: «Ребята, живите, мы будем с вами торговать, общаться, но кто с мечом придёт, от меча и погибнет».
А если мы возьмём наши былины, то обратим внимание, что у нас нет бога войны. В западной культуре это главный персонаж, а у нас его не было, потому что не было необходимости России для того, чтобы сохраниться и развиваться, идти вовне. Всё, что необходимо для сохранения и развития, у России было, в отличие от Запада. И задача, которая и тогда, и сегодня стоит перед страной, — это освоение того, что есть. У нас количество жителей в Сибири — один человек на квадратные километры. У нас Дальний Восток не заселён, только за то, что ты туда приезжаешь, тебе дают два гектара земли. И это сегодняшний день.
ИА «Новороссия»: Какое место занимал Донбасс в русской цивилизации?
А. К.: Это были малолюдные пограничные территории, которые были связаны с вопросами сохранения, то есть защиты от набегов. И поэтому первое, что было сделано сначала при Петре Первом, а затем при Екатерине Второй, — это ликвидация угрозы набегов, а затем освоение территорий: Донбасса при Петре и Новороссии при Екатерине. Вопросы заселения требовали ресурсов, которых не хватало тогда, как и сегодня. И поэтому, как мы помним, Екатерина пригласила православных сербов, греков, то есть близких по ментальности и вероисповеданию людей. В Луганской области и сейчас много сёл с названием Старосербское, Новосербское и пр.
В связи с Донбассом хочу также напомнить один исторический факт. После того как произошёл раздел Польши, Екатерине предложили именоваться Всепольской царицей, на что она ответила, что чужого ей не надо, она берёт только своё, истинно русское. Так вот, недавно принятая в Донецке доктрина «Русский Донбасс» — это возвращение истинного русского в русское пространство. Повторяю, не чужое, а истинно русское. То есть эта традиция, которая идёт с давних времён и которая проявилась в полней мере в позиции Екатерины, сегодня в полной мере реализуется данной концепцией. Причём сегодня это Донбасс, завтра это может быть Новороссия. Вопрос заключается в том, что мы ничего чужого брать не собираемся и никогда чужого не возьмём. Мы берём только своё, истинно русское.
ИА «Новороссия»: Можно ли сказать, что ДНР уже состоялась в политическом плане, если её идеология чётко очерчена?
А. К.: В том, что мы состоялись, сомнений нет. Понятно, что форма существования зависит от множества факторов. Прежде всего, внешних — мы находимся в состоянии войны. Но в том, что мы возвращаемся в своё историческое и культурное пространство, сомнений нет. То есть мы возвращаемся в лоно русской цивилизации. Этот процесс уже не остановить. Крым — это только начало, и этот процесс уже начался, он будет растянут во времени, но он будет продолжаться. И я думаю, что на Новороссии тоже не остановятся, потому что всё то, что имеет прямое отношение к русской культуре и русской цивилизации, этой культурой и цивилизацией будет. Но, повторюсь, само продвижение зависит от множества факторов, как внутренних, так и внешних.
ИА «Новороссия»: Какой период Запад противостоит России?
А. К.: Это происходит последние 300 лет. Хотя я беру точку отсчёта этого противостояние от борьбы Александра Невского с силами Тевтонского ордена. Но последние 300 лет главным врагом для России были англосаксы. Потому что именно они присутствовали чаще всего неявно за всеми агрессивными действиями против России, не исключая две геополитические трагедии: это 1917 год (отречение царя и приход Временного правительства к власти) и распад СССР. Я тут вспомнил комплименты, которые раздавала Горбачёву (Михаил Горбачёв, первый президент СССР. — Прим. ред.) Маргарет Тэтчер (премьер-министр Великобритании. — Прим. ред.), называя его «политиком новой европейской формации».
ИА «Новороссия»: Не повторяются ли сейчас некоторые моменты из той давней истории противостояния России с Западом?
А. К.: Да. Именно после смерти Сталина верх взяла группировка троцкистского толка, к которой относился Никита Хрущёв, ориентированная на ценности Запада, отрицающая русскую цивилизационную самобытность. Но это чистейшей воды Марксов концепт: «Запад — есть гегемон, Запад есть светоч, все остальные — это ресурсы и сырьё».
Со смертью Сталина пошёл процесс деградации, который, к сожалению, завершился распадом Советского Союза. Несомненно, к этому распаду шла советская элита, причём не сама, а под кураторством Запада.
ИА «Новороссия»: Можно ли тот процесс, который происходит сейчас, назвать «собиранием русских земель»?
А. К.: В истории относительно нас мы наблюдали это много раз. После распада СССР Россия не исчезла. Да, она попала в финансовую, идеологическую и мировоззренческую зависимость от Запада, но, как в событиях 1918 года, через государственно-силовые структуры вначале вошла во власть (это Путин), а сегодня уже имеет значительно больше возможностей быть не Западом, а быть Россией. Более того, Путин начал свою президентскую каденцию с укрепления Министерства обороны и оборонного комплекса. И за очень короткий срок Россия стала более мощной страной в военном отношении, чем весь консолидированный Запад, включая хвалёные США. В геополитике этот военный компонент очень важен. Потому что именно с этим Запад всегда считался и считается.
ИА «Новороссия»: Российская мощь распространяется и на прилегающие территории, которым в данный момент Россия покровительствует, на Донбасс?
А. К.: Да. Крым, Донбасс, Сирия, базы РФ, которые контролируют и Средиземное море, и Суэцкий канал, а также освоение Арктики — это звенья новой российской геополитической доктрины, где Запад уже воспринимается как враг. Причём эту позицию поддерживает без двух-трёх процентов всё население Российской Федерации.
Немного слов о Крыме и Донбассе. По Крыму, как известно, решение принимал лично Путин при поддержке Генштаба Вооружённых сил Министерства обороны, либералы в решение Путина не посвящались. Они и не восприняли это решение, в отличие от населения, на ура. И сегодня эти «прокладки» Запада нет-нет да и ляпнут о том, что Крым — это Украина. В России наконец-то ввели уголовное наказание за такие рассуждения.
С Донбассом немного сложнее. Дело в том, что консолидируемый Запад и либералы в самой РФ смогли очухаться и самоорганизоваться. Была договорённость с Обамой (Барак Обама, президент США. — Прим. ред.), которую он, по словам Путина, не выполнил. Это чисто англосаксонский приём. Второе: все государственные институции, включая частично Министерство обороны, были против крымского сценария для Донбасса. Это факт, всё остальное — эмоции. «Минск», первый и второй — это, прежде всего, вопросы отношений между Россией и Западом. И только потом наши вопросы, это тоже реальность. Дело в том, что в большой политике по-другому не бывает, поскольку учитываются интересы элит. Этого многие не понимают. Но есть и хорошие новости. За семь лет, с 2014 года, идёт формирование своей элиты, антизападной.
ИА «Новороссия»: Как вы прокомментируете нынешнее обострение в Донбассе?
А. К.: Активизация боевых действий в Донбассе, по сути, не прекращалась на протяжении всего этого времени, менялась только интенсивность. Понятно, что переворот не касался улучшения жизни жителей Украины, а был направлен против России. Основная задача Запада была оторвать от России постсоветские республики и сделать эти оторванные куски антироссией. Кое-где им удалось — на Украине, в Грузии, Прибалтике. Сейчас Запад не идёт на прямое столкновение.
Меняется политика России относительно Запада, мы это наблюдаем. Россия контролирует Средиземное море, Суэцкий канал — это транспортные магистрали. Современные войны без этих ключевых точек невозможно вести. Россия обретает прежнюю мощь и величие. Прежний обамовский концепт, при котором санкции создают ситуацию смены власти внутри России, не оправдался.
Поэтому Западу необходимо менять концепт, ведь Россия стала сильней, чем была. Теперь они натравливают наиболее крупную постсоветскую республику, Украину, на Россию, чтобы Россия повесила на свой бюджет освобождённые территории во время нехватки ресурсов. Сейчас кризис ресурсов во всём мире. Можно создать ситуацию, при которой люди будут недовольны тем, что ресурсы страны уплывают в другую сторону, например в освобождённую от режима Украину. США поэтому всячески стараются вынудить Украину начать военные действия, рассчитывая таким образом втянуть Россию в военное противостояние (прим. согласно Минску Россия является гарантом вместе с Германией и Францией, а не участником конфликта между ЛДНР и Украиной).
Подготовила Наталья Залевская