Руслан Осташко: Главные риски — на Украине, а не в Сирии
Сегодня, когда все смотрят на Сирию и ждут там начала Третьей мировой войны, я хочу обратить ваше внимание на Украину. И вот почему ело в том, что Сирия в качестве точки запуска глобальной конфронтации имеет большие плюсы, но еще и некоторые минусы, которые вообще никак не понятны таким безумцам ка
Сегодня, когда все смотрят на Сирию и ждут там начала Третьей мировой войны, я хочу обратить ваше внимание на Украину. И вот почему
ело в том, что Сирия в качестве точки запуска глобальной конфронтации имеет большие плюсы, но еще и некоторые минусы, которые вообще никак не понятны таким безумцам как Маккейн или Клинтон, но которые хорошо понятны тем, кто в Вашингтоне тоже имеют большое влияние, тоже ненавидят Россию и тоже бы хотели нас как-то прижать, но при этом у них мозги еще не окончательно отшибло.
Главный минус начала полномасштабной войны конкретно в Сирии заключается в том, что там совсем рядом Израиль, и если там хоть что-то пойдет не совсем по американскому плану, то Израилю очень крепко достанется, именно не просто как соседу, а как активному участнику событий. Даже на CNN сейчас висит материал, в котором автор едва ли не со слезами убеждает Трампа не делать каких-то массированных глупостей, потому что в случае чего в Израиле начнется настоящая мясорубка, а этого допускать никак нельзя.
Минус второй — в Сирии очень сложно выиграть. Если в 2013 или 2015 американцы там могли устроить что-то отдаленно напоминающее победу, то сейчас, даже если разнести Дамаск в труху, то по большому счету «на земле» американским союзникам особо ловить уже нечего. Они собственно из-за этого и бесятся. Им хотелось нанести удар, который смотрелся бы как их решительный вклад в локальную, но победу, а не удар, который будет смотреться, как месть за нанесенное им поражение.
Минус третий — Сирия как-то не очень впечатлила Европу в плане солидарности с США. Если уже и Таймс пишет, что Мэй отказалась верить Трампу на слово и потребовала (внимание: Мэй потребовала!) доказательств того, что это действительно Асад применил химическое оружие, то значит с западной солидарностью дела идут не так чтобы очень хорошо. Если даже Лондон не готов бомбить Дамаск по первому свистку, то нужно что-то другое, какая-то точка напряжения, которая могла бы сплотить Запад против России.
И теперь, если посмотреть на Украину, то возникает ощущение, что ее вполне могут выбрать в качестве такой точки, если вариант с Сирией по любым причинам застопорится. Это звучит цинично, но если смотреть на ситуацию с точки зрения условного госсекретаря Помпео, то Украина смотрится предпочтительнее Сирии по нескольким позициям:
Там рядом нет Израиля и явно на CNN не будут висеть статьи с требованием не вести себя на Украине, как обезьяна с гранатой. Это большой и важный плюс с точки зрения пиара. Киев — не Дамаск, то есть на Украине в случае чего Запад будет военным образом вписываться за ту сторону, которая имеет преимущество на земле, и у которой в руках столица, органы власти, международное признание и так далее. Это удобно. Можно ЛДНР объявить террористами и записать себя в законные интервенты. Евросоюз от Сирии откровенно устал. Он устал и от Украины, но Сирия — далеко, а Украина — она рядом, и Евросоюз не может на нее просто забить. Это дает США нужный рычаг для того, чтобы буквально втянуть Евросоюз в очередную американскую военную авантюру.
Так что, возможно, майское переформатирование АТО, обещания украинских властей провести «полицейскую операцию на Донбассе», визит Волкера на Донбасс, и даже приглашение Порошенко на саммит G7 как бы вместо исключенной России — это всё могут быть признаки того, что кто-то в Америке готовит «план Б» для того чтобы устроить кровавое месиво на Донбассе.
Однако тут есть целых два момента, которые будут этому очень сильно мешать и, возможно, об этом Порошенко расскажут Меркель и Макрон при личной встрече в нормандском формате.
Во-первых, Украина — это не Сирия, тут Россия совсем-совсем рядом, тут не нужно каких-то экспедиционных операций и сложностей в плане «проекции военной мощи на удаленных театрах боевых действий». Россия может в военном смысле дотянуться до любой точки Украины, что называется «не вставая с дивана».
Во-вторых, именно из-за этой близости Россия будет отвечать на серьезные провокации максимально жестким образом. Не нужно быть пророком чтобы понять, что до Киева дотянутся в первую очередь, хотя бы из соображений необходимости показать это по ТВ. Многие в России ожидают, что это будет минимальный ответ на реальное военное наступление на Донбассе, особенно если оно будет напрямую поддержано
Западом. Если Украина попробует сделать на Донбассе мясорубку без прямой помощи НАТО или США, то тогда до Киева дотянутся не сразу и не российские военные, но увидеть танки с символикой ЛДНР на Хрещатике — это тоже вряд ли приятная перспектива для украинского руководства.
Европейские лидеры, судя по последним заявлениям, вполне были бы готовы к другой схеме: конфликт замораживается и дальше, строится Северный Поток — 2, украинскую ГТС отдают европейским компаниям и они договариваются с Газпромом качать 10-15 миллиардов кубометров газа, как и предложил Миллер. Порошенко и украинский бюджет при этом потеряют все газовые доходы, но зато будут жить, а это очень круто по сравнению с американскими вариантами. Проблема в том, что Вашингтон может просто заставить Киев пойти на штурм Донбасса, и это неизбежно приведет к кровавому, но закономерному концу современной украинской государственности.
Руслан Осташко