Протоиерей Алексий Слюсаренко: Секты и культы в ЛНР

Автор: Редакция Новоросинформ

Народный Совет ЛНР на днях принял два важных закона – «О противодействии экстремизму», а также «О свободе совести и религиозных объединениях». Последний закон, по словам и.о. министра культуры, спорта и молодежи ЛНР Дмитрия Сидорова, запрещает на территории Республики деятельность религиозных групп

Народный Совет ЛНР на днях принял два важных закона – «О противодействии экстремизму», а также «О свободе совести и религиозных объединениях». Последний закон, по словам и.о. министра культуры, спорта и молодежи ЛНР Дмитрия Сидорова, запрещает на территории Республики деятельность религиозных групп и тоталитарных сект. Проблема с сектами на территории Донбасса назрела давно. Взять хотя бы разведсеть «Свидетелей Иеговы» в ЛДНР. ИА «Новороссия» публикует выступление луганского протоиерея Алексия Слюсаренко на Рождественских чтениях в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя от 23 января 2018 года. Возможно, факты, которые озвучил луганский священник, также послужили «ускорителем» принятия данных законов.

 Ваше Преосвященство, многоуважаемый г-н Сопредседатель, честные отцы, дорогие братья и сёстры!

К четвёртому году существования ЛНР приходится признать, что наша законодательная власть так и не смогла принять основные законы, которые могли бы регулировать религиозную сферу жизни нашего общества.

Всё еще не принят Закон о свободе совести и вероисповеданиях, нет и Закона об экстремизме (оба закона были приняты через несколько дней после данного выступления — прим.ред.). Очевидно, депутаты Народного Совета ЛНР медлят с принятием этих законов по политическим соображениям. Регистрация приходов УПЦ МП в непризнанной республике может осложнить положение нашей Церкви на территории Украины.

И всё же некоторые изменения в правовом поле произошли. 13 июля минувшего года Совет министров ЛНР установил «Специальный порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц и отмены государственной регистрации на территории Луганской Народной Республики». ХI статья этого нормативного акта регламентирует порядок регистрации религиозных организаций. 11 сентября Приказом министра культуры создан Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы.

При министерстве культуры работает Отдел по делам религиозных организаций и духовности, руководство, которого конструктивно сотрудничает с религиозными общинами ЛНР. По словам начальника Отдела А. В. Лицоева Закон о свободе совести и религиозных организациях будет принят в течение 2018 г.

В минувшем году впервые в ЛНР суд привлёк к административной ответственности старейшину секты «Свидетелей Иеговы». 27 ноября 2017 г. Свердловский городской Суд оштрафовал жителя г. Червонопартизанск Владимира Сафарова на 5000 рублей за нарушение АК ЛНР (нарушение запрета на собрания в военное время).

К слову сказать, СИ в ЛНР перешли фактически на подпольное положение. Если в 14-16 годах «свидетелей» можно было повстречать на улицах наших городов, то в 17-м их практически не было видно. На регистрацию СИ документы до сих пор не подали. Очевидно, сектанты имеют мало надежд на легализацию в ЛНР. К слову сказать, в братской Абхазии, одной из двух республик, с которыми у нас есть дипломатические отношения, СИ было отказано в регистрации. В Южной Осетии СИ сняты с регистрации как экстремистская организация. По какому пути пойдёт ЛНР покажет время.

Практически незаметны в ЛНР кришнаиты и харизматы. Так и не возобновили свою деятельность мормоны.

В ушедшем году обратили на себя внимание НОДовцы. Самочинный образ «Державный Покров» они преподнесли в дар одному из храмов Луганской епархии.

Пожалуй, активнее всех в ЛНР действуют психокульты. К сожалению, психологические кафедры наших вузов становятся кузницей кадров для психокультов. Разумеется, это связано с катастрофическим упадком самой психологической науки, которая часто деградирует до неоязыческой эклектики и оккультизма. Главари психокультов нередко имеют высшее психологическое образование, а иногда и учёные степени. О том, что у истоков российской психологии был православный философ Георгий Иванович Челпанов (†1936), большинство современных психологов не ведают. Как же далеко они ушли от основоположника, а вернее сказать – заблудились.

В минувшем году в Луганске открылся так называемый Центр развития человека «Провидец». Посетителей Центра ждёт традиционный набор псевдопсихологических практик: НЛП, системные расстановки, тренинги личностного роста, медитации, йога и астропрогнозы. Руководит Центром луганский бизнесмен Андрей Лысенко. Группа «В Контакте» указанного центра насчитывает около тысячи человек, однако реально на расстановки редко приходит два десятка человек.

К сожалению, увлечение сомнительными современными псевдопсихологическими учениями порой касается и духовенства. У нас растут новые Гармаевы и Перистые. Так, клирик Ровеньковской епархии протоиерей Алексей Бабич (г.Красный Луч, ЛНР) в работе с наркозависимыми и алкоголиками использует опыт крайне сомнительных «тренеров личностного роста» Максима Сафина (Казань), Ивана Мирошниченко (Севастополь) и др. Психология в головах этих «коучей» уживается с НЛП, биоэнергетикой, экстрасенсорикой и т.п. Отец Алексей Бабич работает по программе разработанной севастопольским «коучем» И. Мирошниченко. Называется она «7 навыков выздоравливающего наркомана и алкоголика». Разработана эта программа под влиянием работ мормонского проповедника Стивена Кови (1932-2012). Кови автор ряда книг с ключевым названием «7 навыков»: «Семь навыков высокоэффективных людей» (1998), «Жить, используя семь навыков» (2000) и др. На ресурсах Мирошниченко предлагаются несколько программ «коуча» стоимость которых начинается с 1 рубля и достигает полутора миллионов рублей. К слову сказать, 1,5 млн. руб. это минимальная инвестиция, для желающих принять участие в программе И. Мирошниченко «Инвестор» (https://vk.com/market-148298427). Бизнес-проект Мирошниченко получил одобрение Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского 25 мая минувшего года. Положительное заключение подписано профессором Татьяной Валентиновной Клименко, директором Национального научного центра наркологии и представляет собой формальную отписку на 2-х страницах. Оценить духовную опасность программы «7 навыков» Клименко была, вероятно, просто не способна.

Мирошниченко в Севастополе опекает православный восстановительный центр «За Жизнь». При этом среди авторитетов психолога (судя по его публикациям) ни одного православного богослова, святого или писателя нет. Напротив, среди его духовных учителей сплошь бизнес-гуру: Наполеон Хилл, Энтони Роббинс, Роберт Кийосаки, экстрасенс Нил Уолш… Увлечён, Мирошниченко, судя по странице «В Контакте» медитацией. Очевидно, что молодому психологу, прежде чем заниматься реабилитацией в православном восстановительном центре, хорошо бы самому утвердиться в Православии. К сожалению, вместо того, чтобы воцерковлять Мирошниченко, о.Алексей Бабич сам попал под влияние сомнительных психологических практик. Осознанно или неосознанно создатели и участники программы «7 навыков» эксплуатируют зады нативистско-хилиастской утопии мормонов, американской философии прагматизма и теологии процветания харизматов. Этический идеал этих «коучей» здоровый, богатый, успешный гедонист. Быть христианином при этом вовсе не обязательно. Большие надежды возлагает о.Алексей на гештальт-терапию и напрасно. Модная ныне у нас гештальт-терапия в своих философских предпосылках есть несчастное детище атеистического фрейдизма и атеистического экзистенциализма. (Основатель гештальт-терапии Фриц Перлз (1893-1970), сын берлинского масона и ученик З.Фрейда). В лучшем случае это малоэффективная психологическая практика, в худшем – суррогат духовности. Мир Божий, образ Божий гештальт-терапия предпочитает принципиально не замечать. Неофициальным гимном гештальт-движения стала песня Л. Дербенёва и А. Зацепина «Есть только миг». Помните?

Призрачно всё в этом мире бушующем…

Есть только миг – за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим –

Именно он называется жизнь.

Это философия забвения вечного в угоду сиюминутному. Это философия проходных дворов и летних «интенсивов». Это психология вечеринок и ночных клубов. Это психология сожительства, а не брака. Это психология блуда, а не любви. Никаких серьёзных достижений у гештальт-терапии нет и быть не может.

Если пастыри не всегда способны устоять перед обаянием психокульта, то что говорить о мирянах. Некоторые наши прихожане и тем более захожане почитают возможным прибегать к помощи псевдопсихологов и психологов с сомнительной репутацией.

Оживились в ЛНР некоторые псевдооздоровительные секты, в частности т.н. Рейки псевдоиндуистского типа. Десяток человек пенсионного возраста регулярно собирается на одной из луганских квартир для обмена опытом и вербовки новых адептов. Глава луганской школы «Рейки Иггдрасиль» Ольга Дригода считает возможным совмещать свою оккультную и псевдооздоровительную практику с православной верой. Дригода возглавляет известную в Луганске ОО «Бумеранг добра».

Из коммерческих культов признаки жизни подаёт Amway. Продукцию этой секты можно встретить в магазинах сети Spar. Пытаются втридорога продать свою продукцию представители «Тенториума» и «Мери Кей».

Приходится признать, что некоторые секты и культы в ЛНР постепенно приходят в себя. Им ещё далеко до той активности, что была до войны, но нам нужно быть готовыми к новым вызовам со стороны сектантов.

Протоиерей Алексий Слюсаренко, кандидат богословия, г. Луганск.

Источник

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров