Предупредительный выстрел московского Патриарха

Автор: Редакция Новоросинформ

14 сентября состоялось внеочередное заседание Священного синода Русской православной церкви. Внеочередность была вызвана «вероломным» вторжением Экуменического патриархата на каноническую территорию Московского патриархата – назначением экзархов с целью дальнейшего «предоставления автокефалии Украин

14 сентября состоялось внеочередное заседание Священного синода Русской православной церкви. Внеочередность была вызвана «вероломным» вторжением Экуменического патриархата на каноническую территорию Московского патриархата – назначением экзархов с целью дальнейшего «предоставления автокефалии Украинской православной церкви».

Об антиканоничности, абсурдности, цинизме и опасности этих решений для христиан на Украине и мирового православия в целом мы уже написали, поэтому не станем повторяться.

Чем же ответило наше священноначалие.

«Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 14 сентября, изучив сложившуюся ситуацию, постановил приостановить:

– молитвенное поминовение Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением;

– сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата;

– участие Русской Православной Церкви в епископских собраниях, богословских диалогах, многосторонних комиссиях и других структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского Патриархата».

Это серьёзный шаг.

Непоминовение номинально православного патриарха может толковаться как констатация того факта, что открытым провозглашением ереси (к примеру, восточного папизма, который мы также разобрали в предыдущей статье) или откровенным попранием канонов, установленных апостольскими мужами и Вселенскими соборами (вторжение на каноническую территорию другой) этот патриарх ставит себя вне Церкви.

Отказ от сослужения с иерархами Экуменического патриархата указывает на последних, как на еретиков или раскольников, совместная служба с которыми запрещена теми же канонами. Видимо, следуя этой логике «экзархи Константинопольского патриархата» взяты в документах синода в кавычки, а предстоятель УПЦ (МП) называет их ещё и «так называемыми». Это притом, что даже Фанар их в данный момент не видит экзархами как управляющими крупной церковной областью – экзархатом (обыкновенно лежащей за пределами страны, в которой расположена патриархия). В константинопольском понимании экзарх чаще, это уполномоченный для рассмотрения того или иного вопроса или посланник (легат). Но, как видим, русское священноначалие не оставляет Фанару здесь возможностей для манёвров – «так называемые» и точка.

«Оба так называемых экзарха Константинопольского Патриарха прибыли в Украину: один назначен вести переговорный процесс со стороной так называемого “патриарха Филарета”, другой — со стороной «митрополита» Макария, главы «Украинской автокефальной православной церкви», — сообщил синоду митр. Онуфрий. — Мы с ними не встречались и встречаться не намерены, потому что они сюда приехали без нашего благословения. Как представители канонической Церкви в Украине мы с ними общаться не будем». То есть ещё до заседания Блаженнейший принял решение ещё более жёсткое, чем примет синод — не общаться никак, а не только молитвенно.


И, наконец, отказ от участия в собраниях, конференциях, комиссиях под председательством или сопредседательством представителей Фанара – следование тем же апостольским правилам не иметь никакого общения с еретиками.

Кто-то, конечно, может посчитать это слишком мягким шагом в ответ на, по сути, военные действия. Но, как прокомментировал итоги прошедшего синода руководитель пресс-службы УПЦ (МП) Василий Анисимов, «не дай Бог, сосуд разобьёшь – потом не склеить». Разве Церковь не сосуд с кровью Христовой, от которой причащаются православные на всей Земле?

А на то, что совместное причащение с иерархами Экуменического патриархата может прекратиться, указывает Заявление, принятое на том же вчерашнем заседании синода. В документе в частности, говорится: «В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского Патриархата на территории Украинской Православной Церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Вся полнота ответственности за трагические последствия этого разделения ляжет лично на Патриарха Константинопольского Варфоломея и поддерживающих его архиереев».

Это и есть прямой сигнал Фанару: если ваши экзархи не свернут свою деятельность, мы вынуждены будем признать, что весь Экуменический патриархат находится вне православного единства.

Но и это «разделение», как следует из приведенной цитаты, не последняя стадия. У него возможны «трагические последствия».

Чем же они могут быть после разрыва евхаристического общения, как не постановкой вопроса об анафематствовании Экуменического патриарха?

Да, во время свершения «Великого раскола» (к повторению которого вовсю ведёт Фанар) были взаимные анафемы патриархов и пап, но что нам до папских анафем, если мы считаем латинян еретиками?

Да, на нашей стороне могут остаться не все поместные церкви. Но что делать, если раскола не избежать? Позволять и дальше смертельно больному Фанару (который уж столетие как не церковный институт, а политический, причём, «по вызову») поражать своими метастазами подлинно вселенское православие? Не разумно ли пойти на крайне болезненный шаг и отсечь здоровую часть?

Вот что сказал утром в день синода митрополит Киевский Онуфрий: «Те, кто свою отчизну довёл до того, что она из православной державы превратилась в мусульманское государство, хотят нами командовать и учить нас, как нам жить. Они также хотят довести Украину до такого состояния, до которого довели свою родину».

Вопрос в том, упредить ли вынесением вопроса о каноничности Экуменического патриархата необратимые (для Фанара) действия Варфоломеевых экзархов на Украине или реагировать по ситуации?

Линия поведения Московской патриархии в последние полгода вплоть до стамбульского синаксиса в начале сентября, продемонстрировала, что «миролюбие» по отношению к таким братьям, как Каин, в нынешней ситуации проигрышная позиция.

И, похоже, наше священноначалие готово к смене тактики. По крайней мере, в своём заявлении синод РПЦ уже обращается за поддержкой к Поместным автокефальным Церквам, призывая «проникнуться пониманием нашей общей ответственности за судьбу мирового Православия и инициировать братское всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине».

Как видим, во имя объективности инициировать обсуждение украинского вопроса (как прецедента вмешательства Экуменического патриарха в дела иной церкви на «новом историческом этапе» – когда оный объявил себя восточным папой) предлагается какой-нибудь третьей стороне. Думается, что такая сторона уже найдена. Не о том ли говорят комплементарные по отношению к позиции Московского патриархата сигналы Польской, Чехословацкой и даже Иерусалимской (несмотря на зависимость от Фанара) церквей, не говоря уже о недвусмысленной поддержке со стороны Сербской церкви.

Кстати, зная, как небыстро готовятся в православии подобные мероприятия, вполне можно допустить, что к тому времени, когда оно может быть созвано, назреет и обсуждение вопроса о каноничности Экуменического патриархата или, по меньшей мере, его первенстве чести. Чем не площадка? За последние сто лет Экуменический патриархат внёс в мировое православие столько раздора, что Вселенский собор одними лишь земными усилиями вряд ли уже удастся созвать. Но кто мешает имплементировать внутри отдельной поместной церкви положения, по которому достигнут согласия несколько церквей в любом другом формате?

Так что принятое на заседании синода РПЦ заявление вполне можно рассматривать как историко-каноническое обоснование подготовки православного мира к восприятию дальнейших действий Русской церкви.

Документ легко опровергает не только грубо и нелепо сшитые «исторические» измышления Варфоломеевой «научно-канонической» обслуги. Но, главное, он указывает на истоки нынешних фанарских ересей и территориальных претензий.

«Временное разделение единой митрополии всея Руси на две части связано с печальными последствиями Ферраро-Флорентийского Собора и началом унии с Римом, которую Константинопольская Церковь поначалу приняла, а Русская Церковь сразу же отвергла, – напоминает верным наследникам унии синод Русской церкви. – В 1458 году, бывший Константинопольский Патриарх Григорий Мамма, находившийся в унии и пребывавший в Риме, рукоположил для Киева самостоятельного митрополита — униата Григория Болгарина, подчинив ему территории, ныне составляющие часть Украины, Польши, Литвы, Белоруссии, и России».

В последней строке ещё один прозрачный намёк: что же вы остановились на Украине? Где же логика? Почему не засылаете своих «экзархов» в Белоруссию и Российскую федерацию (в состав Киевской митрополии Константинопольского патриархата, якобы незаконно захваченной Москвой в 1686 г. входили и части нынешних Смоленской и Брянской областей)? Или «канонично сильны» только там, где при власти такие же как вы ручные марионетки Госдепа или там где можно получить по шаловливым ручкам от Ватикана (Польша и Литва)?

Дважды – и во вступительном слове патр. Кирилла и в заявлении синода было упомянуто и об открытом предательстве Фанаром Православной церкви, когда она подвергалась жесточайшим со времени первохристиан гонениям. Тогда Экуменический патриархат не просто поддержал созданную безбожниками «Обновленческую церковь», но и саму безбожную власть, приветствуя её от имени… «всего Константинопольского пролетариата (sic!)».

Именно этот экуменический «пролетариат» инспирировал Польское самочинное сборище в пределах канонической территории Московского патриархата. Именно при «даровании Польской церкви автокефалии» впервые прозвучал бредовый тезис о незаконности вхождения Киевской митрополии в Московский патриархат в 1686 г. – спустя четверть тысячи лет после произошедшего, хотя по канонам на оспаривание принадлежности территории отводится тридцать лет!

В этой связи, патриарх Кирилл, напомнил последнему, что «даже в 1920-е годы, когда наша Церковь во главе со Святейшим Патриархом Тихоном находилась в тяжелейших условиях, патриарх испытывал тягчайшее давление со стороны властей… был практически лишен свободы, он мужественно и четко определил позицию».

А священноначалие Русской церкви призвал её предстоятель «следовать той линии, которую очень мужественно определил Святейший Патриарх Тихон в тяжелейшие для нашей Церкви годы и которая является единственно правильной и канонически обоснованной».

Дмитрий Скворцов

t-34-111.livejournal.com

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров