Польше пора думать, как унести ноги с Украины

  • Польше пора думать, как унести ноги с Украины
    Фото: president.gov.ua
Автор: Редакция Новоросинформ

Эксперт по Польше и Восточной Европе Станислав Стремидловский в интервью ИА "Новороссия" рассказал о подоплёке нынешних украино-польских контактов и причинах агрессивной риторики польских политиков в адрес России.

ИА "Новороссия": Польша сегодня выступает одним из главных союзников режима Зеленского. Тем не менее, после ряда заявлений и инсайдов о скором введении польских войск в западные области Украины акценты в высказываниях поляков несколько меняются в экономическую сторону. С чем это связано?

Станислав Стремидловский: Действительно, в последние дни активизировались украино-польские контакты по хозяйственной части. В частности, на днях в Варшаве прошли четырехсторонние переговоры, в которых приняли участие министр сельского хозяйства Польши Хенрик Ковальчик, министр аграрной политики Украины Николай Сольский, министр сельского хозяйства США Том Вилсэк и комиссар ЕС по сельскому хозяйству Януш Войцеховский. Как сообщалось, в их ходе "обсуждались вопросы улучшения транспортировки и торговли зерном и другими сельскохозяйственными культурами с Украины в условиях продолжающейся войны". В Киеве побывал глава Бюро международной политики при президенте Польши Якуб Кумох, который провел переговоры с главой Офиса президента Украины Андреем Ермаком, чиновники обсуждали меры экономической поддержки Украины со стороны Польши. Энергетика была в центре внимания переговоров министра экономики Украины Юлии Свириденко и министра климата и окружающей среды Польши Анны Москвы.

Ключевым моментом всех этих контактов является вопрос организации вывоза зерна с Украины. Сейчас Польша очень сильно в этом задействована, несмотря на то, что на польской стороне существуют очень серьёзные логистические проблемы. Польшу к этому вопросу подключили с помощью Вашингтона, о чем свидетельствует визит в Варшаву министра сельского хозяйства США для участия в этих четырёхсторонних переговорах. Польша сейчас выполняет совершенно  конкретные хозяйственные задачи. И на этом фоне немного на задний план ушло то, чем она занималась раньше, – переброска вооружений на Украину. Хотя польские политики не перестают хвастаться, что они вместе с американцами главные поставщики оружия, Варшава потратила на это уже около 7 миллиардов злотых.

ИА "Новороссия": А как быть с заявлениями польских политиков об "отмене границ" и совместном будущем с Украиной?

С.С.: Конечно, Польша одновременно продолжает попытки закрепиться на Украине. И в этом смысле можно вспомнить не только заявление президента Анджея Дуды об отсутствии границ. Сейчас на Украине гостит представительная делегация Конференции католического епископата Польши во главе с её президентом архиепископом Станиславом Гондецким. Здесь они рассчитывают встретиться с "министром иностранных дел Ватикана", секретарем Святого престола по отношениям с государствами архиепископом Полом Ричардом Галлахером, который в эти дни также находится в стране. Но главная цель визита не столько встреча с Галлахером, сколько стремление обозначить общее пространство между Польшей и Украиной по церковной линии. Визит делегации польского епископата должен продемонстрировать претензии католицизма на часть украинской территории вплоть до Киева. 

ИА "Новороссия": Насколько католический фактор может повлиять на будущее УПЦ? В украинской части Русской церкви намечается новый раскол – часть епископата готова к полному разрыву с Москвой, тогда как православные Крыма, Донбасса и земель Таврической губернии останутся в единстве с РПЦ.

С.С.: Украинской православной церкви Московского патриархата (хотя от МП там уже ничего нет фактически) в любом случае понадобится политическое прикрытие. Если она найдет его в том или ином оставшемся куске Украины (если он, конечно, останется), то, наверное, у неё появится шанс сохраниться в виде некой самостоятельной структуры. Но что они могут с канонической точки зрения? Провозгласить автокефалию явочным порядком? Это уже было 100 лет назад, когда появилась УАПЦ. Её никто так и не признал, пока она при Порошенко с осколками "Украинской православной церкви Киевского патриархата" не влилась в новый проект – "Православной церкви Украины". Переходить в эту самую "ПЦУ"? Ну, допустим в переходе общин, монастырей УПЦ МП в "ПЦУ" заинтересованы. А "московских" епископов? Нет, в "ПЦУ" свои епископы есть. Наконец, есть вопрос с тем, как будет выстраивать свою идентичность "новая" УПЦ без приставки МП. Раньше она была альтернативой для тех, кто видел судьбу украинского православия вместе с российским православием. Теперь УПЦ МП фактически поддерживает тот самый киевский режим, на который раньше жаловалась. Но на этом поле давно и более успешно работают как греко-католики, так и "ПЦУ".

ИА "Новороссия": Вернёмся к претензиям Польши на земли Западной Украины. Откуда такая уверенность у польских политиков, что им удастся их вернуть себе?

С.С.: Дело в том, что сегодня, как я понимаю, Польша уже не вполне уверена, что даже часть Украины ей достанется. Например, в недавнем выступлении польского премьера Матеуша Моравецкого на конференции в Польском институте международных дел прозвучало серьёзное опасение, что франко-германская ось снова договорится с Россией. В отношении американцев поляки таких опасений не высказывают, но, думаю, до них скоро дойдёт понимание того, что США в ходе украинского кризиса решали свои проблемы, прежде всего, с Европой, а не с Россией. То есть американцы использовали поляков в украинском кризисе инструментально и технологически, США не собираются менять статус Центральной и Восточной Европы, делать из неё отдельный геополитический стратегический блок, который мог бы напрямую управляться из Вашингтона и противопоставлять себя Западной Европе. Когда до поляков это дойдет, им будет не по себе и довольно сильно не по себе.

Отсюда, на мой взгляд, и повышение градуса и накала польской риторики, которую мы слышим и от Дуды, и от Моравецкого, в последнее время перешедшего грань политико-дипломатического хамства, – то он говорит о необходимости полной изоляции Путина, то об искоренении идеологии Русского мира… Если посмотреть польскую прессу, то там вообще стали появляться материалы с призывами к развалу России. Это от неуверенности. Варшава понимает, что Западная Европа уже готова начать договариваться с Москвой, и это же предстоит Вашингтону. В том числе – по Украине и без того, чтобы прислушиваться к полякам.

ИА "Новороссия": Не слишком ли заносчивая риторика у польских властей?

С.С.: Слишком. Но такого рода экстремистские заявления, как мне кажется, говорят о неуверенности правящей коалиции во главе с партией "Право и справедливость" (ПиС) в том, что она сможет справиться с ситуацией в самой Польше. Сегодня поляки по всем опросам ставят на первое место проблему инфляции, тогда как проблема Украины оказывается на 4-5 месте. Инфляция в Польше сегодня очень большая, рост цен пугает граждан. Как правительство с этим будет справляться, оно само толком не может объяснить. Те решения, которые озвучены, скорее, выглядят как "залить костёр деньгами". Ну хорошо, один раз залили, эти деньги быстро прогорят, и инфляция ещё сильнее пойдет вверх.

Поэтому есть вероятность, что коалиция не удержит внутреннюю ситуацию в стране. А еще нарастает раздражение поляков теми мерами, которые озвучивают власти по помощи Украине. Поэтому и необходима антироссийская "словесная эскалация", которая призвана отвлечь внимание простых поляков от ухудшающейся внутренней ситуации. Но это всё ненадолго. Долго дурить голову полякам "Право и справедливость", Дуда, Моравецкий и Качиньский просто не смогут.

ИА "Новороссия": Насколько вероятно решение правящей коалиции ввязаться в военную авантюру и ввести войска на Западную Украину? На что в таком случае они могут рассчитывать и до каких пределов дойти?

С.С.: Без публичной поддержки Вашингтона поляки побоятся входить. Они хотят получить конкретные гарантии, что если они войдут, то, по крайней мере, американцы их прикроют. На одной из последних пресс-конференций президента Польши Дуду спросили: не боитесь ли вы нападения России? На что он ответил: "Ну как же, ведь у нас присутствуют 10 тысяч отважных, хорошо вооружённых солдат".

О каких солдатах он говорил, о польских? Нет, он говорил об американских солдатах. То есть если бы американцы предоставили своё прикрытие, тогда да, поляки бы зашли. Может, даже без договорённости с Киевом. Но я не думаю, что американцы захотят на публичном уровне прикрыть какие-либо польские авантюры. В закрытом формате они могут дать полякам понять, что не против, но публичную поддержку не окажут. Хотя бы потому, что это просто опасно. Ведь нет гарантий, что у поляков получится. Польская армия сейчас – это, простите, курам на смех. Там когда учения проходят, постоянно какие-то происшествия случаются. А тут вход на Западную Украину - довольно сложная во всех смыслах операция.

Помимо того, кто даст гарантии, что украинцы, которые сейчас, конечно, поляков приветствуют, улыбаются, обнимаются, когда поляки появятся во Львове, в Тернополе или Станиславе, не начнут им стрелять в спины?  

ИА "Новороссия": Но тут возможен вариант авантюры НАТО польскими руками. То есть войска войдут, но под видом чисто польской инициативы.

С.С.:  Если, кроме поляков, там появятся войска ещё каких-то стран, то это будет расцениваться как операция НАТО,

и её невозможно уже будет выдать за какую-то польскую операцию. Ну а в ситуации, когда Турция блокирует даже вступление Финляндии и Швеции в Альянс, ни о каком консенсусе НАТО в отношении такой операции не может быть и речи.

ИА "Новороссия": Есть такая конспирологическая версия о том, что раздел Украины был предопределён ещё до начала спецоперации. Насколько, по-вашему, она имеет право на существование? Полякам могли пообещать контроль над западными областями Украины в обмен на какие-то уступки?

С.С.: То, о чём вы сейчас говорите, – это довольно секретные договорённости, которые нужно держать в тайне. Проблема польской политики в том, что там в тайне ничего не держится. Рано или поздно они всё выбалтывают сами. Это случалось с поляками неоднократно. Я не помню ни одного важного секрета, который бы польские политики сами не разболтали. Поэтому с ними пытаться о чём-то секретно договариваться очень опасно прежде всего для того, кто пытается с ними договориться.

Даже если вы получите от них какой-то конкретный ответ, то через некоторое время это станет всем известно, причём станет известно от тех же поляков. Поэтому я не думаю, что с ними кто-то может всерьёз  секретно договариваться просто даже из элементарного чувства самосохранения, ведь польские политики язык за зубами держать не умеют.

ИА "Новороссия":  Как вы видите роль Польши в дальнейшем урегулировании или, наоборот, эскалации конфликта на Украине?

С.С.: В урегулировании конфликта роли Польши я не вижу вообще, её просто туда не подпустят. Польше сейчас надо думать о том, как ей унести ноги с Украины, как избавиться от этой проблемы. Потому что 3 миллиона украинцев, которых она приняла, её активная вовлеченность в украинские проблемы – всё это Польше аукнется в ближайшее время. Теперь Украина и украинские проблемы стали внутренними проблемами Польши. Мы в России давно столкнулись с тем, что украинские проблемы – это внутренняя политика России, поляки с этим столкнулись только сейчас. И я не уверен, что они смогут из этого вывернуться удобным для себя способом с минимальными потерями. Я думаю, что для Польши это может стать серьёзной проблемой с непредсказуемыми последствиями.

Беседовал Тихон Гончаров

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров