Пока наши лошади нужны людям, выезжать не собираемся: О суровых буднях конного клуба в ДНР
-
Конюшня донецкого конного клуба "Ягуар", фото Давида Худжеца
Затяжная донбасская война, пронизанная ужасной бесчеловечностью, варварскими обстрелами ВСУ мирных городов Донбасса, тяготами военного быта, является суровым испытанием не только для людей, но и для животных, которые содержатся в приютах, конных клубах и зоопарках на территории ДНР.
Но, если люди могут постоять за себя, решив свои проблемы, или спастись, переехав в другое, более безопасное место, братья наши меньшие лишены такой возможности, поскольку полностью зависимы от человека.
Юлия Светличная, президент общественной организации "Клуб конного спорта "Ягуар" ДНР, рассказала спецкору ИА "Новороссия" о том, как удается выживать клубу, который, несмотря на трудности, не собирается покидать территорию республики.
ИА "Новороссия": Когда был создан клуб и как складывалась его дальнейшая судьба с 2014 года?
Юлия Светличная: Сам клуб был создан не так давно, официально нас зарегистрировали только год назад. А вообще мы существуем с начала двухтысячных. В 2014 году у нас поменялось руководство, оно выехало на Украину, забрав с собой наиболее ценных лошадей. Остальные прокатные лошади остались здесь, с нами, и мы в 2014 году пытались их каким-то образом прокормить. Было крайне тяжело, не было грузового транспорта, кормов, прекратилось финансирование клуба. В принципе, эти же проблемы сохраняются для нас и сейчас, на данный момент.
ИА "Новороссия": Это правда, что в 2014 году к вам привозили брошенных лошадей?
Ю.С.: Да. Когда первый глава ДНР Александр Захарченко и Владимир Кононов в Старобешево спасли четырех лошадей, они привезли их к нам. У животных были сильные проблемы со здоровьем, и мы очень долго их выхаживали. Эти лошади и сейчас содержатся в клубе.
ИА "Новороссия": Клуб продолжал работать до 2022 года?
Ю.С.: Да, с 2017 по 2021 годы, тогда обстановка в республике более-менее стабилизировалась. Но в настоящее время, с активизацией военных действий, жизнь клуба настолько ухудшилась, что мы не знаем, как выживем.
ИА "Новороссия": Сколько лошадей содержатся в клубе?
Ю.С.: Сейчас содержатся 20 лошадей, одна пони и один жеребенок, которые ежедневно требуют ухода и кормления.
ИА "Новороссия": Ваш клуб участвовал в соревнованиях? В таких, например, как конкур?
Ю.С.: Мы регулярно участвовали в республиканских соревнованиях. Но не в конкуре, а в выездке высшей школы верховой езды. На данный момент эти мероприятия отменены в связи с военной обстановкой.
ИА "Новороссия": Какова была посещаемость клуба жителями республики до начала СВО?
Ю.С.: К нам приходило много людей, взрослые люди, родители с детьми, даже иностранцы. В клубе работал реабилитолог с медицинским образованием, который занимался с особыми детьми, аутистами, вел иппотерапию. Посетителям клуба было интересно общаться с лошадьми, для многих это было душевное расслабление, а для тех, кто садился в седло, – хорошая физическая подготовка. Поскольку лошадь дисциплинирует человека.
ИА "Новороссия": Попадал ли клуб под обстрел со стороны украинских боевиков после начала СВО?
Ю.С.: Да, поскольку мы находимся в обстреливаемом Калининском районе. Сначала снаряды ВСУ разрывались рядом с нами, в районе шахты. А 10 июля был прилет на нашу территорию, после обстрела мы насчитали более 50-ти воронок от разорвавшихся снарядов. ВСУ попали в домик для жеребенка. Именно в тот день, когда произошел этот обстрел, начался дождь, и мы решили не выводить кобылу с жеребенком гулять на улицу. Если бы мы вывели лошадей, их бы просто всех убило.
Осколками также посекло само здание клуба, выбило стекла. Была сожжена трава на леваде, где выгуливают лошадей, повалило даже несколько деревьев.
Ровно через месяц, 10 августа, был второй прилет со стороны ВСУ, в результате выбило окна в конюшне, контузило собаку. Она до сих пор плохо слышит. Теперь мы изыскиваем возможность, каким образом заделать дыры после обстрела, потому что мы входим в зиму с выбитыми окнами.
ИА "Новороссия": Как у вас обстоят дела с финансированием клуба?
Ю.С.: Финансирования нет совсем, клуб существует только благодаря пожертвованиям наших бывших посетителей, часть из которых переехала в Россию от обстрелов, часть находится в ДНР. Эти люди пока имеют возможность перечислять денежные переводы и таким образом оказывают нам помощь.
ИА "Новороссия": Сколько нужно корма в сутки для одной лошади?
Ю.С.: Лошадь съедает примерно около 6 кг овса и 10 кг сена. Килограмм овса стоил 12 рублей, а стоимость сена - около 11-12 рублей. Но это только основные корма. Еще нужны пищевые добавки, каши, минералы и витамины, также нужен уход за лошадью, включающий работу кузнеца. Лошадь надо прогуливать, чтобы у нее была нормальная физическая форма, независимо от того, работает ли лошадь в прокате или нет.
ИА "Новороссия": У вас много сотрудников в клубе?
Ю.С.: С сотрудниками тяжело. Сейчас мне самой приходится выполнять работу конюха, то есть я посменно в течение двух суток убираю в конюшне, кормлю животных и разгружаю корма. Можно сказать, стою на лопате, выполняя мужскую работу, которую делают конюхи. Потому что очень многие наши мужчины мобилизованы на фронт, многим страшно из-за обстрелов, и мы таким образом остались без мужских рук.
ИА "Новороссия": Имеются ли у вас необходимые медикаменты для лошадей?
Ю.С.: Те лекарства, которые нам нужны, отсутствуют в ДНР. Дело в том, что от резких звуков разрывов снарядом у лошадей происходят стрессы, это вызывает повышение температуры у животных, возникают колики с сильными болями, лошади отказываются от еды и питья. Эти боли надо купировать специальными ветеринарными препаратами, делать капельницы. Но, если обычный физраствор можно найти в аптеке, специальные реанимационные препараты мы достаем через десятые руки и за огромные деньги.
ИА "Новороссия": На ваш взгляд, почему многим людям нравится общаться с лошадьми?
Ю.С.: Причин много, есть люди, которые приходят именно в спорт. Им интересна лошадь как спортивный партнер, и они хотят добиться спортивного результата. Для такой категории посетителей у нас организована профильная выездка высшей школы верховой езды, включающая выполнение сложных элементов, максимальный баланс и контакт между лошадью и всадником. Следующая категория — это люди, которые занимаются просто для себя. Они не участвуют в соревнованиях, но они учатся верховой езде, общаются с лошадьми. Третья категория – те, кто любит кататься на лошади. Хотя часто они даже не садятся в седло, они ходят по конюшне, гладят лошадей по мордам. Они хотят просто расслабиться.
ИА "Новороссия": Как вы считаете, могут ли ваши лошади помочь нашим жителям, которые психологически травмированы военными действиями?
Ю.С.: Конечно, лошади действительно могут оказать благотворное оздоровительное воздействие на человека. Даже сейчас некоторые родители привозят детей с аутизмом, ДЦП и продолжают заниматься в клубе. К нам также часто привозят детей с испугом после обстрелов, чтобы просто посмотреть на лошадей. Таким детям сразу становится легче.
Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить всех неравнодушных людей, которые нам помогают приобретать корма и лекарства для наших лошадей. Мы публикуем все отчеты в нашей группе ВКонтакте о том, как тратятся эти пожертвования.
У нас некоторые жители республики спрашивают, почему мы не вывозим лошадей, ведь идут обстрелы и клубу трудно выживать без средств. Но дело в том, что больных и старых лошадей вывезти невозможно, они просто не доедут. К тому же у нас идут сейчас сильные обстрелы, поэтому вывозить лошадей опасно. На российской границе также нужны специальные ветеринарные пропуска, а их подготовка занимает очень много времени. И потом это такие огромные деньги, на которые мы лучше закупим корма для наших питомцев. Поэтому, хочу всех заверить, выезжать мы не собираемся, пока в республике есть те, кому наши лошади очень нужны.
Наталья Залевская, фото Давида Худжеца
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
ВСУ обстреляли ТЦ "Галактика" в Ленинском районе ДонецкаЧисло пострадавших при обстреле центра Донецка возросло до 14 человек
ДНР готова провести референдум о вхождении в состав России — Пушилин