Павел Кухмиров: Очередной прорыв в никуда
Как же я люблю громкие слова. В особенности от тех, кто произносит их раз за разом по одному и тому же поводу. Это могло бы быть очень забавно — наблюдать, как определённый набор фраз становится ритуальным а персонажи дешёвой политической комедии произносят его каждый раз как в первый раз. Было бы.
Как же я люблю громкие слова. В особенности от тех, кто произносит их раз за разом по одному и тому же поводу. Это могло бы быть очень забавно — наблюдать, как определённый набор фраз становится ритуальным а персонажи дешёвой политической комедии произносят его каждый раз как в первый раз. Было бы. Если б не было так грустно. Потому, что это совсем не комедия. Это трагедия. Длящаяся уже седьмой год. А цена этих ритуальных громких слов каждый раз одна и та же — человеческие жизни. И да — это я о Донбассе.
По поводу которого «высокие стороны» в очередной раз договорились. О перемирии. Тоже в очередной раз. О том, какое это перемирие уже по счёту, я сказать не могу. С данного счёта лично я сбился уже давно. Но теперь нам говорят, что уж на этот-то раз прекращение огня действительно будет «по-серьёзному». Дескать, это самый настоящий «прорыв». Причём, говорится об этом настойчиво, со всех сторон, включая даже украинскую. Она, правда, делает это в своём неповторимом стиле — перемежая с угрозами и формулируя так, что складывается впечатление, будто оное перемирие срывается ещё до официального подписания. Но это как раз нормально. По крайней мере, не выбивается за рамки привычного. Куда интересней другое: действительно ли данные договорённости (пока что ещё предварительные) являются «прорывом»? И если так, то прорывом куда именно?
Для начала давайте посмотрим, в чём конкретно состоят эти новые договорённости.
Они состоят из семи пунктов:
«1. Запрет на наступательные и разведывательно-диверсионные действия, а также запрет на использование любых видов летательных аппаратов сторон;
2. Запрет на применение огня, включая снайперский;
3. Запрет на размещение тяжелого вооружения в населенных пунктах и их окрестностях, в первую очередь на объектах гражданской инфраструктуры, включая школы, детские сады, больницы и помещения, открытые для общественности;
4. Эффективное применение дисциплинарных мер за нарушение режима прекращения огня и уведомление о них координатора ТКГ, который уведомляет об этом всех ее участников;
5. Создание и задействование координационного механизма по реагированию на нарушения режима прекращения огня при содействии СЦКК в действующем составе;
6. Ответный огонь в случае наступательных действий допускается только в том случае, если он открыт по приказу соответствующего руководства Вооруженных сил Украины и руководства вооруженных формирований ОРДЛО после безуспешной попытки использовать вышеупомянутый координационный механизм. Об издании таких приказов будет уведомлена ТКГ;
7. Вышеупомянутые меры не могут быть полностью или частично дезавуированы никакими другими приказами, в том числе секретными».
Я процитировал по официальным источникам, сохраняя всё, включая похабные формулировки, вроде «ОРДЛО». По сути же можно сказать следующее: рамки действительно довольно жёсткие. Теоретически, режим прекращения огня с помощью данных мер и организовать, и обеспечить можно более чем эффективно. Но есть одно «но». Помимо «эффективных мер», которые конечно же всем предписаны, сразу же возникает резонный вопрос: а если нет, то что? Ну, серьёзно: если, скажем так, «одна из сторон» в очередной раз не будет этих мер соблюдать, то что? По большому счёту, написать ведь можно что угодно. Любой «правильный документ», объёмом хоть с «Войну и мир». Соблюдать его кто будет? И что будет тому, кто не соблюдает? Как будто на Донбассе это в первый раз происходит. Но это, опять же, детали. Которые, точно так же, в целом совершенно не выбиваются из привычного.
В свете этого я повторю главный вопрос: так куда же именно может произойти обещанный «прорыв»? Каков его пункт назначения.
Таковых может быть два. Ритуальный и истинный.
Что касается ритуального, то это всё те же пресловутые «минские соглашения», заклинания о соблюдении которых и в самом деле уже давно стали ритуалом. Но, раз уж они упоминаются раз за разом, зададимся и мы таким вопросом. Так может ли быть данное перемирие «прорывом» в процессе их реализации. Нет. Потому, что одновременно с пунктами этих новых договорённостей киевский режим вновь озвучил свои т. н. «условия мирного урегулирования», согласно которым оное может произойти только в случае «разоружения сепаратистов, вывода российских войск и передачи под контроль Киева границы на Донбассе». То есть вы поняли — никогда. Ну, или в том случае, если противоположная сторона по сути полностью сдастся. Или будет сдана. Это уж в зависимости от контекста. Но такой поворот событий — это уже совершенно другая история. Обсуждение вероятности которой менее всего касается данного ещё не заключённого перемирия.
Ну, а истинным пунктом назначения может быть достижение мира. Настоящего, прочного. Что ж, с этим всё ещё печальнее. Достаточно сказать, что даже на этапе достижения нынешних договорённостей всё та же «одна из сторон» занималась саботажем особенно долго и упорно. Предварительно ведь решение по ним было принято ещё весной в Берлине. А нынче уже вторая половина лета. Что весьма контрастно оттеняется вялотекущим обострением на фронте, длящимся уже больше полугода, вину за которое в целом не отрицают даже информационные ресурсы этой самой «одной из сторон». Хотя, к чему эти условности? Правда в том, что Украине не выгоден мир. Просто потому, что пока идёт хоть какая-то война — Украина находится в европейской и мировой повестке. Что предоставляет куда более широкие возможности для сбора дивидендов и получения бонусов. Ведь единственное качество, в котором Украина интересна «дорогим партнёрам» — это роль «боевого покемона» против России. Все это знают. И сама Украина знает в первую очередь. Плюс ещё совершенно понятные особенности внутренней повестки данного государственного образования. И я уж не говорю о том, что заинтересованность других сторон конфликта в скорейшем мире тоже «не так однозначна».
Вот и получается, что тот самый «прорыв» в самом лучшем случае осуществляется в очередной круг политических игрищ сомнительной чистоты. Которые для самого Донбасса уже давно превратились в нескончаемый кровавый «день сурка». Во всех смыслах этого слова. Ну, а в плане реального результата это — прорыв в пустоту. Очередной. Уже неизвестно какой по счёту.
Сами жители Донбасса в соцсетях грустно шутят, что если и будет какой-то результат, то лишь в одном: теперь у бойцов на фронте ещё и автоматы поотнимают. Ну, чтобы «не поддаваться на провокации» и не вредить «скрепному Минску». И потом, когда это перемирие в очередной раз предсказуемо рухнет — для тех бойцов это обернётся очередным урожаем жизней.
Что ж, все бумеранги рано или поздно возвращаются. Вернётся и этот.
Павел Кухмиров