"Паркетные" генералы могут спать спокойно. Вот почему взорвали именно Сарварова. Просто так заменить невозможно – Баранчик

  • Паркетные генералы могут спать спокойно. Вот почему взорвали именно Сарварова. Просто так заменить невозможно – Баранчик
    Коллаж Novorosinform
Автор: Редакция Новоросинформ

За всё время СВО украинские спецслужбы ни разу не покушались на "паркетных" генералов. Зато особо ценные кадры сейчас рискуют каждый день. Враг охотится за носителями уникальных знаний. А в это время из Госдумы поступил циничный совет военачальникам.

По заказу СБУ убит уже третий русский генерал – Фанил Сарваров, начальник управления оперативной подготовки Генштаба. В 2024 году из-за терактов Россия лишилась начальника войск РХБЗ генерал-лейтенанта Игоря Кириллова и заместителя начальника Главного оперативного управления Генштаба генерал-майора Ярослава Москалика. Сарваров стал тринадцатым (!) высокопоставленным офицером, погибшим от рук террористов за время СВО.

Цифры чудовищны. Но еще чудовищней то, что эффективного противодействия целенаправленной охоте на лучшие военные умы России нет. Как и ответных аналогичных шагов. Тг-канал "Белорусский силовик" с бессильным гневом пишет:

Сколько такими методами ликвидировано украинских офицеров? Хотя бы от капитана до полковника, не говоря о генералах. Не считайте, ноль. Причем ведь и подход есть оперативный у спецслужб российских, и хорошие спецы, которые смогут организовать. Всё упирается в "мынетакие".

Чего добивается враг

За все время СВО не было зафиксировано ни одной попытки покушения на "паркетного" генерала, которых в России больше чем достаточно. Они могут спать спокойно. Враг охотится за другими – носителями уникальных знаний и компетенций. Людьми, которых невозможно быстро и автоматически заменить другими в таком же чине, – от любой замены в течение какого-то времени будет неизбежно страдать процесс боевой работы.

Коллаж Novorosinform

Политолог Юрий Баранчик констатирует: происходящее – системная атака на профессиональные узлы нашей военной машины. Эксперт с горечью отмечает, что просто так заменить таких людей невозможно:

Это руководители направлений, находящихся на стыке армии, науки, промышленности и политики. Узкий военный специалист высокого уровня – это результат долгого накопления опыта. Он знает не только, "что делается", но и "почему именно так". Он встроен в сеть неформальных связей: между ведомствами, НИИ, промышленными подрядчиками, международными треками. Эта сеть не описана в уставе и не передается вместе с печатью и кабинетом.

Баранчик обращает внимание: гибель трех, безусловно талантливых, военспецов, отвечавших за важнейшие направления стратегии и тактики нашей армии, в каждом из случаев означала потерю неформальной координации и временный разрыв между решениями и их реализацией. А еще – рост бюрократизации и перестраховки у преемников, снижение скорости и качества управленческих реакций. Он пишет:

Это не обрушение системы, а ее медленное "огрубление". Если рассматривать покушения в совокупности, вырисовывается отчетливая логика. Это не хаотический террор и не символические акции ради заголовков, а удары по качеству управления.

Политолог убежден: действия ВСУ плотно скоординированы с НАТО и Западом и нацелены на "игру вдолгую". Киевский режим и их западные спонсоры сделали ставку на "накопительный износ противника", снижая "интеллектуальную плотность системы".

Решений становится больше, но они осторожнее; согласований – больше, а инициативы – меньше, формальной управляемости – больше, фактическая эффективность – ниже. Покушения на специалистов – это экспорт войны в тыл, но не ради паники, а ради эрозии профессионального ядра.

Выдать генералам зеркальца?

ФСБ сбивается с ног, предотвращая теракты, организованные СБУ в отношении высокопоставленных военнослужащих. Это происходит почти каждый месяц. Одна из самых нашумевших попыток произошла чуть более месяца назад – на Троекуровском кладбище Москвы. Ликвидировать пытались секретаря Совета безопасности России, экс-министра обороны Сергея Шойгу.

Коллаж Novorosinform

Но если Шойгу все же обладает государственной защитой, то, как показывает практика, у военачальников "меньшего калибра" она отсутствует практически полностью. Погибший Фанил Сарваров жил в одном из самых недорогих районов Москвы, ездил на Kia Sorento выпуска 2013 года и ставил свою машину на общей стоянке. Аналогичная ситуация с гибелью Ярослава Москалика: подмосковная Балашиха, многоэтажка, личный Volkswagen Golf 2000 года выпуска на общей стоянке – взрывчатку подложили под него.

Теракт в отношении Игоря Кириллова отличается ненамного – у него, в отличие от двух предыдущих, был сопровождающий: погибший вместе с ним помощник, майор Илья Поликарпов. Но за выходом генерала из подъезда мог свободно наблюдать кто угодно. Как и размещать возле входа в дом снаряженный взрывчаткой самокат.

На фоне вопиющего пренебрежения жизнями уникальных военных специалистов особо цинично звучит совет, поступивший после гибели Фанила Сарварова не откуда-нибудь, а из Госдумы. Парламентарий и член комитета по обороне Андрей Колесник порекомендовал обучить высокопоставленных российских военных и представителей Минобороны РФ ...антитеррористическим действиям.

Надо генералам этим давать, чтобы осматривали днище машины, зеркала. Чтобы были обучены их водители первичным антитеррористическим действиям: осматривали машину зеркальцем, проверяли дно. Внимательнее ее осматривали, прежде чем туда сядет начальник.

Депутат Госдумы упустил простую деталь: не всем генералам полагается водитель. В отличие от парламентариев, у которых шоферы всегда под рукой.

Почему не делается очевидного?

Военный обозреватель Александр Тагиров убежден в неслучайности того, что меры, предпринимаемые для безопасности военспецов, не усиливаются. Он отмечает, что с самого начала спецоперации всем высокопоставленным офицерам было разослано множество шифротелеграмм, приказов и прочих "указивок", приказывающих усилить бдительность. Однако ни в одной из них не содержалось главного: приказа о смене "дислокации", с квартиры – на военную часть или базу, где гораздо проще осуществлять контроль за безопасностью.

Очевидное решение: во время СВО руководители ключевых направлений военной деятельности не должны жить дома и перемещаться на личном транспорте. Да, это сложно – жить в казарме, не видеть семью, проживая с ней в одном городе. Но у нас идет война. И все они – офицеры, понимающие значимость приказа.

Александр Тагиров подчеркивает: в случае принятия такого решения перемещение важных для обороны страны лиц в казармы произошло бы в течение нескольких суток. Как и выделение каждому из них служебного автомобиля с охраной. Он говорит:

Заканчивается четвертый год СВО, а этого до сих пор не сделано. Как будто кто-то вовсе не заинтересован в том, чтобы наши военачальники были в безопасности. Но не заинтересован в этом может быть только враг.

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров