О церковном расколе 90-х и естественном пути его преодоления

  • О церковном расколе 90-х и естественном пути его преодоления
    Фото: dp.gov.ua
Автор: Редакция Новоросинформ

Короткая вводная. История вопроса. До 1990 года верующие УССР окормлялись священнослужителями, организованными в украинский экзархат РПЦ. Под влиянием настроений обособления, набравших силу в советском обществе, священнослужители украинского экзархата потребовали от Москвы большей самостоятельности.

Короткая вводная. История вопроса. До 1990 года верующие УССР окормлялись священнослужителями, организованными в украинский экзархат РПЦ. Под влиянием настроений обособления, набравших силу в советском обществе, священнослужители украинского экзархата потребовали от Москвы большей самостоятельности, и Собор иерархов РПЦ им эту самостоятельность предоставил. С тех пор и появилась Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Свою религиозную, имущественную и околополитическую деятельность УПЦ МП осуществляла самостоятельно, не оглядываясь на РПЦ. Однако, учитывая значительную инерционность во всех церковных процессах, равно как и в мировоззренческих вопросах, значимых противоречий с РПЦ у УПЦ МП не возникало. По крайней мере, обществу они не были заметны.

Одновременно внутри УПЦ МП стали набирать силу откровенно сепаратистские настроения, вызванные абсолютно приземленными, не религиозными мотивами. Знаменем этого духовно организационного разрыва выступил бывший экзарх Украины митрополит Киевский Филарет, какое-то время возглавлявший новообразованное крыло РПЦ на Украине. Как известно, его усилиями вскоре возникла Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата*, разумеется, совершенно самозваная, непризнанная в православном мире. Однако известный церковно-политический интриган Варфоломей, признавший впоследствии "церковь Порошенко", уже в те времена помаленьку способствовал успеху раскола в Русской Православной Церкви. Поскольку Филарета за всяческие его "художества" выгнали из священничества (лишили сана), Константинопольский Патриарх своим правом восстановил его как священника.

Соблюдая видимость лояльности в отношениях с московским православием, позже Варфоломей даже не стал противодействовать решению РПЦ об анафеме раскольнику и клятвопреступнику Денисенко. Впрочем, в дальнейшем, когда противостояние Запада и России набрало обороты, Варфоломей своей властью снял анафему с Денисенко. Это случилось в 2018 году. Именно в том году, когда украинские раскольники получили вожделенный "томос" - Акт о признании их религиозно-организационной самостоятельности... всего лишь от Русской Церкви! Да, да, с этой украинской "независимостью" всегда так: она, нэзалэжнисть, всегда только от всего русского, зато к Западу (что государство, что экономику, что религию) привязывают всеми самыми надежными ремнями. Так и "святой томос" оказался с большими изъянами по части самостоятельности. И привязал "ПЦУ" уже к Патриархату Константинопольскому. Чего господин Денисенко не перенес и отказался признавать и томос, и "ПЦУ".

Впрочем, это отдельная история, а нас интересуют процессы дальнейшего обособления украинских православных религиозных организаций от организаций русских.

После 1992 года, когда Денисенко выпинали из новосозданной УПЦ МП, а возглавил эту "младшую сестру" Церкви русской митрополит Владимир, ставший в связи с новым статусом "Блаженнейшим", отношения РПЦ с УПЦ оставались вполне братскими, противоречия, вызванные разбушевавшимся в конце 80-х и особенно в начале 90-х "национальным самосознанием" из церковной среды, на люди не выносились, а для рядовых верующих УПЦ оставалась все той же РПЦ, только на землях Украины.

Параллельно существовал гнойник в виде "УПЦ КП", который пусть и не слишком активно, но разъедал ткань православного мира Украины. Проявлялось это в виде захвата храмов и перехода некоторой, поначалу небольшой части священничества и верующих в "истинно украинскую Православную Церковь", хотя никакой церковью она не была (в отсутствие юридического признания), но кого на Украине когда беспокоили многочисленные секты и маргинальные группы разного рода девиантов.

Разумеется, все эти годы, начиная с 1991-го, украинская власть поддерживала раскольников, также помощь им оказывали националистические силы, начиная от УНА-УНСО* (организация, запрещённая в России – прим. ред.). Тут нужно сделать важное уточнение: истинные украинские националисты, что называется, белая кость движения, традиционно опираются на униатов (УГКЦ) и совершенно не собирались переориентироваться на раскольников-денисовцев. Но, поскольку приходилось решать задачу по отрыву русского по своей сути населения Украины от России, подобные денисовцам псевдо-религиозные симулякры были очень кстати.

Процесс роста численности денисовцев набрал быстрый ход после захвата откровенными националистами власти в 2004 году. Я напомню, что власть они получили исключительно путем шантажа, чтобы вызвать жестокое гражданское противостояние в обществе, вплоть до раскола Украины. На это та часть украинского истеблишмента, в первую очередь, капиталисты и силовики, которые ориентировались на сотрудничество с Россией, пойти не решилась, поскольку, оставшись в обрезанной Украине, они теряли благосклонность Запада и попадали в сильную зависимость от "партнеров в России". В этих обстоятельствах они решили уступить.

На тот момент отдельные епархии УПЦ МП, например, одесская в лице митрополита Агафангела не только открыто на словах поддерживала Януковича как альтернативу Ющенко, но и некоторые местные иерархи оказывали практическую помощь одесским протестующим против незаконного третьего тура выборов. Помощь эта была, разумеется, самой минимальной: например, участников пикетов кормили скромной монастырской снедью или позволяли оставлять на ночь в своих хозяйственных помещениях агитационные палатки и прочее нехитрое имущество. Впрочем, даже эти минимальные проявления политических симпатий у других одесских церковников вызывали неудовольствие, и решившиеся на помощь прорусски настроенным одесситам одесские священнослужители недолго проявляли свою патриотическую позицию.

В отсутствие среди власть имущих и авторитет имеющих сил, бескомпромиссно ориентирующихся на Россию, состоялся переход власти от безыдейных жуликов-расхитителей общенародной собственности к идейным русофобам. И УПЦ МП стыдливо подобрала рясы и не стала мешать воцарению в русско-украинском доме оголтелого русофоба. Ну, и какая она, украинская дщерь Русской Православной Церкви, после этого?

Единожды уступив насильнику, ты обречен вечно подвергаться насилию.

Соответственно, с потерей авторитета в результате проявленной трусливой позиции ускорилось бегство верующих в другие церковные организации.

Когда пришел кровавый 2014 год, соглашательство, доминирование инстинкта самосохранения над приматом религиозного самопожертвования проявились в клире во всей красе. Я помню единственный случай, когда монахи Киево-Печерской лавры вышли и стали на пути бесчинствующих униатов и сатанистов. Во всех остальных случаях выступления против экзистенциальных врагов русского православия, каковыми и были все эти языческие правосеки, турчиновские сектанты, униатские УНА-УНСО и прочие бандеровцы, стали уделом лишь отдельных священнослужителей.

Сам же высший клир неизменно призывал к "миру и спокойствию", и это в условиях, когда "не мир они несли, но меч"!

Локальным проявлением духовного бессилия украинского православия был отказ принять участие в попытке спасти сжигаемых заживо одесситов 2 мая 2014-го. Автор лично знает людей, которые воззвали к священникам Свято-Ильинского монастыря города Одессы, который находится от Дома профсоюзов в каких-то 500-х метрах, с просьбой ударить в набат. "Ударить в набат" - это исконный русский сигнал большой беды у жителей города. Но, видно, своя сутана у нынешних "божьих слуг" ближе к гладкому телу, нежели подвиги во имя Руси неизвестных им одесситов. Набат не загудел, сзывая истинных верующих на спасение их гибнущих братьев и сестер, очаг одесского сопротивления был бесчеловечно залит кровью русских героев.

Дальше стало все только хуже... Да и могло ли быть иначе: коготок увяз - всей птичке пропасть. Пошли вопиющие, не лезущие ни в какие ворота благословения карателей АТО на смертоубийство жителей Донбасса. Помощь, регулярно собираемая АТОшникам. Конечно, собиралась и помощь гражданскому населению Донбасса, страдающему от принесших на эту землю огонь войны откровенно антирусских, а значит, и антиправославных сил.

Но такая позиция была сродни поговорке: здесь играем, здесь не играем, здесь рыбу заворачиваем. И не могла не вести только к еще бОльшему падению авторитета УПЦ МП в глазах и самих верующих, и обычных прорусских граждан.

Вы или против русофобов, или "рыбу заворачивали". Оказалось, что "против русофобов" невозможно, поскольку страшно. Нет, конечно, такая виляющая позиция объяснялась очередным, на сей раз церковным, Хитрым Планом: вроде нас же разгонят, как же мы будем верующих окормлять?! Но вот во мне, кроме презрения, подобное "объяснение" иных чувств и не вызывает. Как будто без церковных сборов и имущества веровать в Господа ну никак невозможно! Мужчины в черных рясах, неужели вы не понимаете, насколько похожи на обычных барыг! В крайнем случае, на коллаборантов. Ни те, ни другие не про веру, не про Бога.

И вот апофеозом стало решение окончательно обособиться от Русской Православной Церкви. Конечно, они, украинские иерархи, крутятся сейчас на сковородке ужами, стремясь и "капитал приобрести, и невинность соблюсти", объясняют, что они по-прежнему, по Брежневу: у нас мир-дружба с РПЦ, и главное, чтобы не было войны. Но все же всё понимают: несмотря на удивительно мягкую, деликатную, прямо-таки братскую реакцию руководства РПЦ на акт откровенного коллаборационизма с эсхатологическим врагом, УПЦ МП закончилась, как сестринская и братская ветвь Русского православия.

Ей на смену пришла очередная секта, поскольку автокефалию из рук РПЦ новообразование не получило и не получит, легализовать ее может только враг Русской Церкви Стамбульский Варфоломей. Уже существующие "политические церкви" такие, как УГКЦ и ПЦУ, на остатки "москальской церквы" будут взирать с презрением и недоверием, и закончится путь "украинской церковной незалэжности" тем же, что и путь украинской незалэжной государственности, - в лоне общеславянского Русского мира, откуда все мы и явились на этот свет.

 

*организация запрещена в России

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
"Выразили сожаление": Синод РПЦ отреагировал на решения Собора УПЦ в Киеве

"Остаёмся под омофором Патриарха Кирилла": Крымская епархия выступила против решений собора УПЦ

"УПЦ встала на путь самоликвидации": о первых итогах Собора в Киеве

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров