Между ненавистью и страхом
Общая атмосфера вокруг Крестного хода Украинской православной церкви (УПЦ), создаваемая властью, может быть определена как атмосфера ненависти. В то же время власть постарается не допустить серьёзных провокаций, чтобы не вызвать негативной реакции за рубежом Об этом рассказал в интервью изданию Укра
— Я не думаю, что атмосфера изменилась. И вот почему. В этом году всё это проходит под знаком вот этой так называемой автокефалии, которая в любом случае, если она будет принята, будет незаконна. И, естественно, что провокации будут направлены (против верующих УПЦ — прим. ред.) под знаком этой автокефалии.
— Поясните…
— Уже мы видим, что по всей Украине участникам Крестного хода канонической церкви, который будет в Киеве, чинят всякие препятствия — не пропускают транспорт, уже арендованный крестоходцами.
И в то же время бюджетников сгоняют на так называемый «Крестный ход» так называемого «Киевского патриархата». Для того, чтобы показать — прежде всего, (Константинопольскому патриарху — прим. ред.) Варфоломею и тем, кто стоит за Варфоломеем, и общественному мнению показать, что сторонников автокефалии на Украине больше, чем её противников.
— Превзойти Крестный ход УПЦ по численности вряд ли удастся…
— Но мы же понимаем, что тут важно не то, сколько людей пройдёт, а как покажут это общенациональные СМИ, которые практически все у нас, за исключением пары-тройки каналов, находятся в руках сторонников автокефалии и сторонников, в общем-то, идеологии режима.
— Но так было и раньше?
— Повод был другой. В прошлом и в позапрошлом годах власть готовила два антицерковных закона. Один узаконивал рейдерские захваты православных храмов сторонниками так называемого «Киевского патриархата» и так называемой Украинской православной автокефальной церкви (УАПЦ). Второй закон ограничивал права и, по сути дела, ставил вне закона церковь, руководящий центр которой находится на территории «страны-агрессора».
И тогда, как мы помним, Крестные ходы были общеукраинскими. Один шёл одновременно с запада и с востока Украины… И нападения на этот Крестный ход начались ещё в Полтавской области.
Мы помним, как Крестный ход не пустили в Борисполь, и он пошёл по окружной дороге — и там были нападения, там в чудотворную икону Божьей Матери метали яйцами тухлыми украинские патриоты — прошу в данном случае кавычки не ставить.
Из Одессы просто не выпускали автобусы, которые были арендованы крестоходцами для того, чтобы присоединиться к Крестному ходу под Киевом. В этих автобусах были украинскими нацистами проколоты шины, разбиты стёкла, водителям поступали угрозы.
Как видим, два разных повода, но атмосфера вокруг Крестного хода, что прошлых, что нынешнего, она в принципе, не меняется.
— И это атмосфера тревоги, нагнетание обстановки…
— Это не атмосфера тревоги, это атмосфера ненависти к канонической церкви как к единственной структуре, официально существующей, которая ещё соединяет жителей Украины с жителями всего остального Русского мира.
— Следует ли ожидать серьёзных провокаций во время этого Крестного хода? Уже звучат предупреждения, что может пролиться кровь. Удастся ли этого избежать?
— Я не знаю, удастся ли избежать серьезных провокаций, это уж не от меня зависит. Но я думаю, что власти не нужны провокации. Потому что если общество, и, прежде всего, люди за пределами Украины, увидят, каким кровавым путём подавляется инициатива верующих канонической церкви, тогда мало будет доверия к тем, кто говорит, что значительная часть населения или верующих стремится поддержать инициативу Порошенко (об автокефалии — прим. ред.).
Поэтому я всё-таки думаю, что, как и в прошлые годы полиция пыталась защитить верующих, так и в этом году, я думаю, власть попытается, по крайней мере, избежать провокаций.
Другое дело, что власть у нас далеко не всё контролирует. Все мы прекрасно видим, что нацисты себя совершенно вольготно чувствуют на Украине. И только в случаях, когда речь идёт о правах, к примеру, цыган, о так называемых «общечеловеческих» ценностях, которыми может быть озабочена Европа, тогда власть показывает свою силу, показывает, что она европейские ценности готова отстаивать.
Но, поскольку права верующих, а тем более права православных верующих, не относятся к общеевропейским ценностям, то здесь нацистов, по крайней мере, власть карать не будет. Но, тем не менее, верующих постараются защитить именно ради того, чтобы показать, что ненасильственным путём они Украину пытаются подвести под автокефалию.
— Вы сказали, что автокефалия в любом случае не будет законна?
— Да, даже если Варфоломей её предоставит, то предоставит он её в нарушение всех канонов и вообще в нарушение здравого смысла. Потому что единственная каноническая церковная структура, существующая на Украине, она от этой автокефалии отбивается, как только может. Так кому же, в таком случае, предоставит автокефалию Варфоломей — пустоте? Анафеме? Руководителю псевдоцерковной структуры, которую сам Константинополь не признаёт?