«Меня фактически назначили врагом народа»: ветерану Афганистана из Одессы отказали в российском гражданстве из-за заведённого СБУ уголовного дела
-
Вячеслав Работа
С одесситом Вячеславом Работой мы познакомились в начале 2019 года, когда готовили для телеканала «Царьград» материал о ветеранах Афганистана, воюющих за Донецкую народную республику. Уроженец Одесской области, воин-интернационалист, получивший тяжёлое ранение в Афганистане и удостоенный ордена Крас
С одесситом Вячеславом Работой мы познакомились в начале 2019 года, когда готовили для телеканала «Царьград» материал о ветеранах Афганистана, воюющих за Донецкую народную республику. Уроженец Одесской области, воин-интернационалист, получивший тяжёлое ранение в Афганистане и удостоенный ордена Красной Звезды, не смог остаться в стороне, когда власть на Украине захватила нацистская хунта. После того как в его родной город Измаил наведались «автобусы дружбы» с бандеровцами из Западной Украины, чтобы снести стоявший в центре города памятник Ленину, Работа встал в ряды участников антифашистского сопротивления и принял активное участие в событиях Русской весны в Одессе и области.
«Мы вышли не потому, что все были такие большие сторонники Ленина и коммунистических идей, а потому, что не бандеровцам решать, какие памятники у нас должны стоять, а какие нужно сносить… Мы говорили о том, что будут снимать и уничтожать не только памятники Ленину, но и памятники героям Великой Отечественной войны, что и происходит сейчас», — вспоминал Работа в интервью «Царьграду».
После трагических событий в Одессе 2 мая 2014 года ветеран-афганец вынужден был покинуть родной город и отправился в Донецк, где к тому времени уже вовсю велась подготовка к референдуму о независимости Донецкой народной республики.
«Я был небедным человеком, имел две фирмы — кабельного телевидения и локальных интернет-сетей, которые работали в Измаиле и Измаильском районе, — рассказывал собеседник «Царьграда». — В какой-то момент поймал себя на мысли о том, как я всё это брошу и уеду. Но патриотизм и любовь к своей стране, которую убивали эта власть и прикормленные ею национал-радикалы, пересилили».
В Донецке мужчина сразу же вступил в ряды формирующегося народного ополчения. Как вспоминал Вячеслав, его сначала не хотели принимать в защитники Донбасса. Сказывалась полученная в Афгане инвалидность 2-й группы — ранение ноги, из-за которого он вынужден ходить с тросточкой. Когда же узнали, что он приехал из Одесской области на грузовом пикапе Nissan Navara, вопрос решился сам собой. Вячеслав, получивший позывной «Измаил», на своей машине доставлял всё необходимое для ополченцев на передовую. Некоторое время летом 2014 года он служил во взводе охраны у Алексея Мозгового в Лисичанске, а затем вернулся в Донецк. Когда в 2015 году происходило переформирование ополчения в регулярную армию, «Измаила» по состоянию здоровья хотели оставить на гражданке. Однако когда мужчина из подручных средств собрал своими руками сигнализацию, в воинской части решили, что терять такого специалиста непростительно.
В феврале 2019 года на сайте телеканала «Царьград» мы опубликовали интервью с Вячеславом. После этого на некоторое время связь с ним прервалась. Он продолжал служить в одном из подразделений Народной милиции ДНР и принимать участие в работе «Фронта Одесского сопротивления» — общественной организации, созданной в Донецке для объединения политэмигрантов из Одессы и всей оккупированной украинскими нацистами исторической Новороссии.
Несколько дней назад автору написал наш общий друг, руководитель «Фронта Одесского сопротивления», писатель и ополченец ДНР Игорь Немодрук. Он рассказал о проблеме, возникшей у Вячеслава Работы с получением российского гражданства. Я связался с «Измаилом». То, что он рассказал, повергло в шок: советскому воину-интернационалисту и русскому патриоту из Одессы было отказано в предоставлении российского гражданства.
В эксклюзивном интервью ИА «Новороссия» старшина Народной милиции ДНР Вячеслав Работа рассказал о своих мытарствах с получением паспорта гражданина России и о возможных причинах столь несправедливого и незаслуженного отказа.
— Расскажите, как проходили все этапы процесса подачи документов на российский паспорт? Как долго ждали решения и в чём причина отказа?
— Когда в прошлом году вышло распоряжение президента Российской Федерации об упрощённой процедуре принятия в российское гражданство для жителей ДНР, я подготовил заявление и все необходимые документы и 8 августа 2019 года подал их в паспортный стол по месту проживания в Донецке. Обычно процедура рассмотрения заявления занимает около двух-трёх месяцев, но в моём случае она затянулась. В декабре меня неожиданно вызвали в МГБ ДНР. Там сказали, что по запросу Российской Федерации нужно уточнить мои биографические данные, потому что по базе данных в России бьётся совпадение. Какое совпадение, мне не объяснили. В МГБ мне задавали вопросы, где я проживал, учился, работал, проходил службу, когда приехал в Донбасс. Я расписался, что с моих слов всё записано верно, и меня отправили домой. На мой вопрос, что именно смутило в моей биографии, я получил ответ: «Мы ничего не знаем, нам поступил запрос, что нужно уточнить у вас биографические данные».
Прошло ещё два месяца. В феврале этого года я позвонил на «горячую линию» Миграционной службы МВД ДНР. Мне сказали, что Российская Федерация производит проверочные мероприятия. Ещё два месяца спустя, в апреле, я снова позвонил на «горячую линию». Мне ответили: «Пишите обращение на сайт Главного управления МВД России по Ростовской области, пусть они вам пояснят, почему так долго». Я написал, и мне 28 апреля дали ответ, что всё ещё проверяют.
— Как вы считаете, что послужило причиной отказа, да ещё и с такой формулировкой?
— Я перебрал всё и не представляю, с чего они могли это взять. Дима, у меня нет никаких грехов перед Российской Федерацией! Возможно, они делали какие-то запросы на Украину. Там на меня навешали кучу преступлений, обвиняя в том, что я вступил в ряды ополчения ДНР, якобы через третьих лиц собирал информацию о расположении украинских воинских частей и баз нацистов из «Свободы» и «Правого сектора» (запрещённые в России террористические организации. — Прим. ИА «Новороссия») в Одесской области, готовил теракты и даже убийство депутата Верховной рады. Но неужели в Российской Федерации не понимают, что украинская власть таким образом расправляется со своими противниками — активистами Русской весны и ополченцами Донбасса? Единственное, в чём я виноват, что открыто выступал против украинской националистической власти и вынужденно приехал сюда, в Донбасс, потому что в Одесской области в мае 2014 года за мной началась охота. Националисты даже кидали мне во двор «коктейли Молотова».
— С 2014 года вы выезжали в Россию? Возникали какие-то проблемы с пересечением границы или с правоохранительными органами РФ?
— Неоднократно выезжал. Никаких проблем не было. Крайний раз — в августе этого года, уже после того, как мне поступил отказ в получении российского гражданства с такой вот формулировкой. Я ездил в Волгоградскую область к своему афганскому товарищу, который когда-то на себе выносил меня, раненого, с поля боя, потом к дочери в Ставропольский край, и никаких проблем с пересечением границы и вопросов со стороны российских правоохранительных органов ко мне не было.
— А с органами госбезопасности ДНР вступали в какие-то конфликты или, может, задерживались за что-то?
— Нет, ничего такого не было.
Понимаешь, меня с такой формулировкой надо или арестовывать, или, по крайней мере, увольнять из армии. Но никаких претензий ко мне не было, и никаких действий в отношении меня не производилось и не производится. В тот же день, когда меня проинформировали об отказе в предоставлении российского гражданства, я довёл эту формулировку по службе до всех своих командиров.
— С тех пор как вы получили отказ в предоставлении гражданства РФ, прошло почти полгода. За это время куда-то писали, обращались за разъяснениями?
— Как мне и посоветовали в нашей Миграционной службе, я первым делом написал обращение в Главное управление МВД по Ростовской области с просьбой пояснить, откуда возникла такая причина отказа. Мне прислали ответ, что по результатам проверки. Больше ничего не пояснили, какой проверки и на каком основании.
Понимаешь, я бы сразу поехал в Ростов-на-Дону, чтобы выяснить, какие ко мне есть претензии. Но тогда были закрыты границы из-за коронавируса. Потом границы открылись, и когда я в августе поехал, то заезжал в Ростов в Управление ФСБ. Но опять же из-за коронавируса посетителей не принимали. Вот такой получился замкнутый круг.
Затем я написал обращение в Администрацию Президента Российской Федерации, к которому приложил служебную характеристику, выданную командованием части. Я послал это письмо «Почтой Донбасса» 5 августа и по интернету проследил, что 19 августа оно было получено в Москве в Администрации Президента. Я ждал до конца сентября, но ответа не приходило. Я каждую неделю ходил на почту, меня там уже в лицо знали. Поэтому в начале октября я отправил ещё раз в Администрацию Президента электронное обращение. Мне ответили, что это обращение перенаправлено в МВД России.
— Этого они не указали. Я в тот же день кинулся на Главпочтамт, там задал вопрос. Мне сказали, что нужно знать, каким письмом они отправили — заказным или обыкновенным. Если заказным, то по штрихкоду можно отследить, где оно потерялось. Но они же этого не написали.
— Какие эмоции вы испытываете от происходящей ситуации?
— Понимаешь, я словно бьюсь о глухую стену. Если бы мне пояснили, в чём может быть моя вина перед Российской Федерацией…
Здесь, в Донецке, меня регулярно приглашают на различные встречи с молодёжью, чтобы я проводил уроки патриотизма. И после этого меня обвиняют в том, что я «угрожаю конституционному строю Российской Федерации»! Это определение совсем ко мне не подходит. Знаешь, есть в части люди, которые говорят: «Ой, ну чего ты переживаешь?». Да как же мне не переживать! Меня фактически назначили врагом народа. Мне дают отписки, а я же живой человек, мне же больно от такого отношения!
От автора:
К сожалению, это далеко не первый случай, когда чиновничье-бюрократическая машина РФ выносит решения, опираясь на заведомо сфальсифицированные обвинения, выдвинутые в отношении активистов Русской весны и защитников Донбасса спецслужбами и следственными органами киевского режима. При этом совершенно игнорируется тот факт, что человек преследуется на Украине исключительно по политическим мотивам за свои пророссийские взгляды и убеждения. Достаточно вспомнить дело ополченца из Кривого Рога Филиппа Венедиктова, которому долго отказывали во временном убежище в России и едва не депортировали на расправу в Киев на том основании, что СБУ объявила его в розыск как «террориста». Тогда во многом благодаря привлечению внимания широкой общественности, правозащитных и патриотических организаций удалось добиться справедливости. В настоящее время Венедиктов является гражданином Российской Федерации и не покладая рук трудится на благо нашей общей Родины.
Мы обращаемся ко всем политическим и общественным деятелям России, для которых фраза «Русские своих не бросают» не пустой звук, а руководство к действию, с просьбой обратить внимание на ситуацию, в которой оказался ветеран-афганец, защитник нашей страны Вячеслав Работа.
В наших силах исправить допущенную в отношении него несправедливость и положить конец позорным и подрывающим авторитет государственных органов Российской Федерации прецедентам вынесения ангажированных решений в отношении людей, подвергшихся политическим преследованиям со стороны захвативших власть на Украине государственных террористов и военных преступников.
Беседовал Дмитрий Павленко