Имперский Донбасс: какой след дворянские семьи оставили в истории ДНР

Автор: Редакция Новоросинформ

История Донбасса богата на события, факты и громкие имена местной дворянской элиты, но из-за идеологических предрассудков длительное время она игнорировалась. Между тем именно дворяне Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (так называлась часть территории Донбасса), будучи частью всероссийског

История Донбасса богата на события, факты и громкие имена местной дворянской элиты, но из-за идеологических предрассудков длительное время она игнорировалась. Между тем именно дворяне Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (так называлась часть территории Донбасса), будучи частью всероссийского дворянства, сыграли значительную роль в развитии края.

Дворянство по-донбасски

Историк и краевед Наталья Вольнова рассказывает, что активное формирование дворянской элиты началось во второй половине XYIII века. «После окончания Русско-турецкой войны (1768–1774 гг.) и ликвидации Запорожской Сечи (1775 г.), опираясь на указ матушки-императрицы (Екатерины П), начали раздавать на юге Малороссии свободную, незаселённую землю, — рассказывает историк. — Кстати, в отличие от других регионов империи, в Донбассе собственниками земли могли стать не только дворяне, но и купцы, служащие, казаки, поселяне, а также иммигранты. Этот план был разработан в 1777 самим Александром Потёмкиным». Формально и юридически раздача южнорусских земель была закреплена «Жалованной грамотой» Екатерины ІІ от 21 апреля 1785 года. Однако сам процесс был длительным и в целом завершился только в первой четверти ХІХ века.

Любопытно, что социальный состав южнороссийского дворянства был неоднороден. По некоторым данным, среди них было 68,2% русских офицеров, 13,4% российских чиновников и служащих, 10,4% представителей малороссийской (запорожской, слободской и левобережной) старшины, 2% лиц духовного состояния, 1,6% купцов и мещан. Достаточно пёстрым был и национальный состав местного дворянства, хотя этот факт практически не имел в Российской империи никакого значения, разве что эпизодически в межличностных отношениях.

По словам донецкого краеведа, среди потомственных дворян преобладали русские (55%), на втором месте были малороссы (около 25%), остальные 20% составляли «дети разных народов»: сербы, служившие в гусарских полках, румыны, венгры, немцы, французы, итальянцы, армяне, белорусы, грузины, греки. Были среди местных помещиков также крещёные евреи. Но с течением времени большинство их национальных фамилий видоизменилось до неузнаваемости, и к первой четверти ХІХ века они уже составляли однородную прослойку всероссийского дворянства с православно-самодержавным менталитетом.

Cтанция Мандрыкино (бывшие земли рода Мандрыкиных); архитектурная фотобаза domofoto.ru
Ливены, Рутченковы, Мандрыкины…

Самыми крупными (270 дворов, 896 ревизских душ, 13 058 удоб. и 139 неуд. десятин земли) на территории будущей столицы Донбасса (Донецке) были имения светлейшего князя Пауля Йохана-Георга (Павла Ивановича) Ливена из рода прибалтийских баронов и князей, уходившего своими корнями в 1489 год, в Эстляндию. В современном представлении земли Ливена простирались от посёлка Пески на севере до металлургического завода на юге. Эти земли позже перекупило британское «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства», и на них возник завод и посёлок Юзовка.

Надо сказать, что из рода Ливенов вышло много людей, достойно представлявших государственные интересы Российской империи в течение нескольких столетий. Любопытны и частные факты. Так, Шарлотта Карловна Ливен (урождённая фон Гаугребен), бабка Павла Ивановича, с 1783 года состояла воспитательницей дочерей и сына будущего императора Павла I. Впоследствии её воспитанник стал императором Николаем I.

Сам князь Ливен окончил Дерптский университет, был полиглотом, много путешествовал, позднее состоял на службе во Втором отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии. С началом Крымской войны пошёл добровольцем в народное ополчение, дослужился до подполковника. В 1861 году во время крестьянской реформы избирался неоднократно уездным предводителем дворянства. Кроме земель в Екатеринославской губернии, владел также имениями в Ярославской, Лифляндской, Курляндской, Нижегородской губерниях.

Станция Рутченково (построенная дворянами Рутченковыми); краеведческий ресурс donbass-info.com
С именем Ливена связывают дальнейшие разработки залежей каменного угля и строительство первых шахт, так называемых ливенок. Известно, что в начале ХХ века (возможно, первая в ряду «ливенок») была введена в строй шахта № 4. Ныне о «четвёрке» напоминает террикон, раскинувшийся в районе стадиона «Шахтёр». Ведь то, что обширные земли (территории нынешних Киевского, Ворошиловского, части Ленинского и Куйбышевского районов) богаты углем, было известно ещё до появления Юза. В 1841 году по указанию генерал-губернатора Воронцова возле села Александровка был заложен Александровский рудник. Его «родителем» с полным основанием следует считать опытного горного инженера дворянина Сильвестра Васильевича Гурьева (позднее шахта была названа его именем). Затем были пущены «Михайловская» и «Елизаветинская», а спустя некоторое время, к середине — концу 50-х годов XIX столетия, владельцем земли и села Александровка уже стал Павел Ливен.

В 1869 году «Новороссийское общество» в лице директора-распорядителя Джона Юза, скупающее или арендующее земли у местных помещиков и зажиточных крестьян, заключило соглашение с Павлом Ливеном об аренде его владений на 30 лет.

Но окончательно земли самого крупного землевладельца на территории будущего города князя Павла Ивановича Ливена перешли в собственность «Новороссийского общества» в 1889 году (уже после смерти главы большого семейства) и составили в итоге 20 000 десятин земли с селом Александровка, деревнями Алексеевка и Яковлевка, с хутором Шапошниковым.

Земли, входящие в состав Ленинского, Кировского и Куйбышевского районов города, принадлежали прапорщику Алексею Кирилловичу Рутченкову, основателем рода которого был сербский гусар Рутычь, служивший императрице Елизавете Петровне. В конце XVIII века по указанию князя Александра Андреевича Безбородко Рутычи стали писать свою фамилию как Рутченковы.

Всё семейство оставило добрую память в будущем городе. Так, правнук Алексея Рутченкова Александр был одним из главных специалистов горного дела Бахмутского уезда. Работал на шахтах «Новороссийского общества», на рудниках «Рутченковского горнопромышленного общества». До наших дней сохранилась его помещичья усадьба, которая находится напротив машиностроительного завода (бывший Боссе).

Восстановление Александро-Невского храма в Авдотьино (бывшее поместье Мандрыкиных); официальный сайт Храма Святого Александра Невского в Авдотьино
Один из потомков рода Владимир Рутченков после Гражданской войны попал во Францию. Будучи специалистом в выращивании кукурузы, написал книгу о методах повышения её урожайности и даже удостоился внимания Никиты Хрущёва, тоже интересовавшегося кукурузой, который пригласил его посетить СССР.

В 1896 году все земли наследники Алексея Рутченкова продали французскому горнопромышленному обществу, названному Рутченковским.

Не менее известен был в Донбассе и род дворян Мандрыкиных, которым принадлежала пустошь Текстильщик и станция Мандрыкино. Это современные: посёлок Авдотьино, посёлок Хорошево, микрорайон Широкий, южная часть микрорайона Южный. Основателем рода был запорожский казак, куренной атаман Андрей Мандрика. Его сыновья — Давид Мандрика с братом Кириллом — купили земли в верховьях реки Кальмиус и основали зимник Мандрыкино. Даниил Давидович Мандрыкин (Мандрыка) был активным участником военных действий против поляков, состоял генерал-адъютантом при полководце Александре Васильевиче Суворове. Его брат Василий Давидович Мандрыкин, также избрав военную карьеру, в составе Кинбурнского драгунского полка принимал участие в битвах под Измаилом и Рущуком. После выхода в отставку проживал в родовом селе Авдотьино (с 1959 года территория посёлка, часть города Донецка). Был известным благотворителем. В 1838 году, получив разрешение от Бахмутского духовного правления, начал строить первый каменный храм в честь Александра Невского с колокольней, который был закончен в 1842 году. Среди икон главной была чудотворная Иверская Богоматерь, которая хранится в храме по сей день. Своей благотворительностью была известна также дочь Мандрыкина Дарья Васильевна. Сохранились записи, что в 1858–1883 годах на нужды храма ею было пожертвовано 7110 рублей серебром. При ней в селе была открыта церковно-приходская школа для детей крестьян. Когда прокладывали железную дорогу на Мариуполь, часть трассы прошла по землям Мандрыкиных. Поэтому и железнодорожную станцию назвали Мандрыкино.

Дом дворян Нестеровых; wikimedia.org
Карабановы, Дегаи, Ивановы

Территория, ныне входящая в состав Марьинского района, была во владении бригадира Фёдора Леонтьевича Карабанова (1738–1813), бывшего одно время тверским вице-губернатором и губернским предводителем дворянства. Он принадлежал к дворянскому роду, восходившему корнями к началу XVI века. Его предок Иван Андреевич Булгак был воеводой в Великих Луках. Потом усадьбу унаследовал его сын Павел Фёдорович, прославившийся как великолепный знаток и коллекционер древностей, собиранию которых он посвятил всю жизнь. В его собрании было более 3000 портретов исторических деятелей, богатая библиотека древних книг и рукописей. Своё собрание Павел Карабанов завещал Российскому государству. Коллекция древностей была передана в Оружейную палату, портретная галерея — в Эрмитаж, большая часть рукописей и книг — в Императорскую публичную библиотеку.

Пустошь площадью 4554 десятины за рекой Кальмиус (ныне земли входят в состав Волновахского и Старобешевского районов) принадлежала секунд-майору Ивану Дегаю. Его сын Павел Иванович Дегай стал известным русским юристом, доктором права, сенатором, статс-секретарём. Отличался широтой взглядов на задачи изучения права вообще и русского в частности. Автор монографий по судопроизводству, в которых высказал идеи, опередившие своё время.

Территории, которые сегодня входят в состав Петровского района Донецка и примыкающего Марьинского района, пустоши площадью 12 780 десятин, принадлежали премьер-майору Фёдору Козмичу Иванову. Федор Козмич происходил из татарских мурз, принимал участие в многих военных баталиях, за что был награждён орденом Святого Георгия четвёртой степени. Род Ф. К. Иванова был определён во 2-ю часть Дворянской родословной книги Харьковской губернии.

Опора России

Составляя опору самодержавия, южнороссийское дворянство принимало самое активное участие в развитии и управлении краем. Ему принадлежали все ключевые государственные посты в губернии и уездах. Именно дворяне вели созванные в 1866 году земские учреждения, были попечителями учебных заведений, больниц, жертвовали значительные суммы на их развитие. Некоторые сами создавали училища для детей низших сословий, дарили средства на постройку гимназий, лечебниц, возглавляли их. Вне всяческих сомнений, отдельные дворяне много жертвовали на культуру, были меценатами, заботились о просвещении народа.

И хотя прошло уже более ста лет после печально известного 1917 года, несмотря на все старания предыдущей власти стереть след донбасских помещиков из исторической памяти, многие дворянские фамилии остались на Донбасской земле — в топонимике. И сегодня многие донбассовцы вспоминают дворян, когда говорят про Ларинку, Ивановку, Смолянку, Григорьевку, Рутченково, Мандрыкино и др.

Автор: Наталья Залевская

Подписывайтесь на нас в Телеграме и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Новости партнеров