Хранители Православия, престола и народа. Казацкий Донбасс в зеркале истории рода Мандрыкиных

  • Хранители Православия, престола и народа. Казацкий Донбасс в зеркале истории рода Мандрыкиных
    Воины-казаки перед боевой операцией в Донбассе. Фото из архива казака Максима Быкова
Автор: Наталья Залевская

Донецкие степи всегда были вотчиной казаков, казачьим краем. Украинский миф о "Диком поле" лжив: казаки здесь жили всегда, основывали поселения и ставили храмы. Сейчас в Донбассе живут их потомки, на долю которых выпало продолжать дедовское дело – защищать родную землю.

Держатели рубежей России

Однажды один из новых жителей региона сказал в публичной беседе, что утверждение "Донбасс – казачий край", является шуткой. К сожалению, многие славные страницы истории донецкого края умалчивались в идеологических целях. Так получилось с казачеством, в существовании которого большевики видели своих идейных врагов и искореняли всеми возможными способами.

Так считает потомок казацкого рода Мандрыкиных, один из организаторов общества служивого дворянства, Юрий.

История Донбасса богата на события и громкие имена местной казачьей элиты, но из-за идеологических предрассудков все это длительное время предавалось забвению. Юрий по крупицам собирал сведения о донбасских казацких родах.

"Впервые в российской империи, где земли получали только дворяне, в Донбассе землевладельцами становились казаки. Это были запорожские, слободские и левобережные старшины. А произошло это благодаря указу матушки-императрицы (Екатерина П), после окончания Русско-турецкой войны (1768 – 1774 гг.), и последующей ликвидации Запорожской Сечи (1775 г.).

План заселения казаками донецких степей был разработан в 1777 самим Потемкиным, юридически это было закреплено "Жалованной грамотой" Екатерины ІІ от 21 апреля 1785 г. Процесс заселения был длительным и завершился только в первой четверти ХІХ века. Поэтому казаки, можно сказать, стали костяком, на котором сформировалось будущее южно-российское дворянство с православно-самодержавным  менталитетом", рассказал потомок Мандрыкиных. 

В свое время род Мандрыкиных, как многие казацкие роды в Донбассе, владел обширными земельными угодьями.  Казакам Мандрыкиным принадлежала пустошь Текстильщик и станция с одноименными названием Мандрыкино. А также территории, где расположены современные поселок Авдотьино, поселок Хорошево, микрорайон Широкий и южная часть микрорайона Южный.

"Основателем нашего рода был запорожский казак, куренной атаман Андрей Мандрика, сыновья которого, Давид с братом Кириллом, купили земли в верховьях реки Кальмиус и основали зимник Мандрыкино. Сын Давида Мандрики, мой прапрапрадед, Даниил Давидович был активным участником военных действий против поляков, состоял генеральс-адьютантом при полководце А.В. Суворове.

Его брат, Василий Давидович Мандрыкин в составе Кинбурнского драгунского полка принимал участие в битвах под Измаилом и Рущуком. А после выхода в отставку, проживал в родовом селе Авдотьино (с 1959 года территория посёлка часть города Донецка). Но более всего он известен, как  благотворитель, который  в 1838 году, получив разрешение от Бахмутского духовного правления, заложил первый в Донбассе каменный храм Александра Невского с колокольней. Среди икон храма была чудотворная Иверская Богоматерь, которая храниться в храме по сей день".

Фото: портрет гусара Николая Яковлевича Мандрыки, участника войны 1812 года

Фото: портрет гусара Николая Яковлевича Мандрыки, участника войны 1812 года

Железнодорожная станция Мандрыкино была построена в ходе прокладывания железной дороги на Мариуполь – часть трассы прошла по землям казаков Мандрыкиных. В настоящее время в донецком краеведческом музее имеется стенд, посвященный этому старинному роду, представители которого внесли значительный вклад в развитие края.

Многие города в Донбассе были основаны казаками. Одним из самых известных считается город Ровеньки (ЛНР). Историк Вадим Долгопрудный, в роду которого было немало казаков и даже храниться фамильная шашка, рассказал Новороссии, что Ровеньки – бывший казацкий форпост. 

"Основан (город) еще в 1612 году. В то время донской атаман Феофелакт Можаев шел со своими казаками освобождать Москву от поляков и основал на этом месте сторожу, которая переросла в поселение Нагольнолуковки, где стали селиться казаки. В центре поселения стоял старинный скит, разрушенный при большевиках и восстановленный казаками в 2010 году".

По мнению Вадима, Донбасс – исторически казачий край, население которого, казаки, "испокон веков держали рубежи России".

Воин, ставший казаком, – особенный

Местный священник отец Михаил, которому выпала доля окормлять казачество, говорит, что казак – прежде всего, воин Христов.

"Потому что в присяге, которую произносят казаки, есть такие слова, "служу Православной вере, Дону и своему Отечеству".

Именно такую присягу давал ветеран донецкой войны, участник боев за Славянск и Краматорск, ныне замполит первой гвардейской воздушной бригады Всевеликого войска Донского Максим Быков.

"Это было в 2017 году, я дал присягу казака в храме, который находится в городе Красный Луч (ЛНР). Без присяги нельзя было, потому что воин считается казаком только тогда, когда примет присягу в Божьем храме перед Евангелием". 

Максим с 2014 года, как многие донбассовцы, воевал в ополчении, участвовал в боевых действиях за Славянск и Краматорск. По его словам, еще до событий 2014 года, его всегда интересовала история своего рода.

"Видимо так работает родовая память. Я помню  рассказы моей бабушки. Она собирала нас, детей, и рассказывала истории о казацком прошлом семьи, о том, как казаки нашего рода верой и правдой служили царю и Отечеству. Поэтому меня всегда привлекала история казачества. Донбасс это, по сути – большой казацкий форпост, здесь сохранился дух этих вольнолюбивых людей. Во многих семьях старожилов-донбассовцев можно найти казацкие реликвии. Есть казацкая шашка и в семье первого главы ДНР, Александра Захарченко. Эту шашку вручил предку Захарченко сам казацкий атаман Матвей Платов за участие в боях против французов в 1812 году".

Быков уверен, что казачество следует возрождать в Донбассе.

"Ведь это традиции нашего народа, его свободолюбивый дух. Когда начались обстрелы городов в 2014 году, стали гибнуть люди, в том числе дети, казаки первыми вынуждены были встать на защиту народа Донбасса и пойти в ополчение. Это потом уже стали формироваться воинские части.  Нам здорово помогли в этом наши братья, казаки Всевеликого войска Донского, которые жили по ту сторону границы, в России. Впрочем, это была чисто условная граница, поскольку большая часть земель Донбасса всегда относилась к Всевеликому войску Донскому".

Фото: Полковник Аким Андреевич Мандрыки (1883 год)

Фото: Полковник Аким Андреевич Мандрыкин (1883 год)

По мнению Быкова, казак – не обычный воин, это защитник православных традиций державы, а также слабых и обездоленных. 

"Казаки, по моему мнению, являются элитой воинства, охранителями Православия, престола и народа".

Следуя казацким традициям

В настоящее время Быков со своей инициативной группой, куда входят ветераны-казаки, а также ветераны-инвалиды ополчения, следуя казацким традициям, помогает обездоленным – оказывает гуманитарную помощь малоимущим, а том числе детскому дому малютки, помогает инвалидам-казакам в их реабилитации и адаптации в обществе. 

"Помогаем медикаментами и оплачиваем лечение. А нам помогают те, кто неравнодушен к казачеству, обеспокоен судьбой Донбасса и понимает, какую роль играет регион, сдерживая натиск украинских национал-шовинистов".

А еще казаки-ветераны всегда откликаются, когда их приглашают в школы для того, чтобы рассказать учащимся о казачестве, его истории в Донбассе. 

"Многие из молодых людей, к сожалению, не знают, на какой героической земле живут. Долго время вытравливалась память о казаках, которые жили здесь. Поэтому,  по моему мнению, надо более активно знакомить ребят с историей казачества и их ратными подвигами".

Необходимы во время войн и в мирное время

Донбасские казаки не раз доказывали свое бесстрашие, отвагу, умение находить нестандартные решения в ходе боя. Возможно, этому способствовала пробудившаяся в лихую годину кровь их предков. Один донецкий казак-ветеран, воевавший со знаменитым казаком "Страхом", приехавшим на помощь донбассовцам из Севастополя, рассказал, как только что сформированный под Ровеньками отряд казаков из 50-ти человек противостоял в течение недели нацистам из Правого сектора* (организация запрещена в России), которых было в разы больше.

"В 2014 году после штурма СБУ, нам пришло известие, что со стороны Дьякова в нашу сторону выдвинулись несколько сот нацистов Правого сектора*, чтобы отрезать нас от границы. А нас всего 50 человек было, это уже потом возле нашего ядра сгруппировались еще человек сто. Но надо было организовывать сопротивление. Страх учил нас, как делать самодельные мины, чтобы враг не прошел".

Мины делали на основе шахтной взрывчатки, потому что ничего другого у казаков под рукой не было. 

"Мы ставили самодельные устройства, и так отгораживались минными полями. В течение недели укронацисты предпринимали попытки выйти к городу, пока не осознали, что в Ровеньки хода нет".

В ходе нескольких военных операций в 2015-16 годах казаки всегда первыми входили в города, оккупированные украинскими войсками.

"В Дебальцево первыми вошли… Многие героически погибли при этом, и удостоены звания героев", - отметил казак. В честь этих казаков установлен Памятный знак рядом с братской могилой воинов Великой Отечественной войны в городе Миусинске (ЛНР). 

"Погибли, выполнив свой ратный долг до конца. Быть казаком ко многому обязывает. Эти люди можно сказать "цемент" ценностей, исконно русских, которые сейчас пытаются расшатать".

Казачий потенциал можно и нужно использовать не только во время войн, но и в мирный период, считает Мандрыкин.

"Охранители веры, престола и народа – так говорили о казаках прежде, а в современных условиях, это значит - защита границ, охрана порядка, отстаивание государственных интересов… И без таких защитников государству нашему никак нельзя", - заключил донецкий казак.

 

Подписывайтесь на канал "Новороссия" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Новости партнеров