Елена Драпеко: "Если у нации есть душа, у неё есть будущее. Все остальное решим"
-
Фото Надежды Чичеровой
В прошлом году исполнилось 50 лет с момента выхода на экраны фильма «А зори здесь тихие». Полвека спустя, Елена Драпеко, заслуженная артистка РСФСР, общественный и политический деятель, депутат государственной Думы РФ от партии «Справедливая Россия – За правду», первый заместитель председателя Комитета ГД по культуре, остается для миллионов людей Лизой Бричкиной, одной из героинь фильма, символизирующих собой подвиг женщин в той, Великой войне.
И когда мне подвернулась удача взять интервью у Елены Григорьевны, при всем ограниченном времени, которое было мне выделено – Елена Драпеко часто приезжает на Донбасс, но всякий раз программа у нее очень насыщенная – я, конечно, не могла обойти в разговоре роль, когда-то прославившую ее на всю страну.
- Елена Григорьевна, как вы объясните успех той первой экранизации повести Бориса Васильева? Ведь прошло столько лет, а в фильме нет ни спецэффектов, ни масштабных батальных сцен…
- Думаю, всё дело в его искренности. Ведь фильм снимал Станислав Ростоцкий, который сам прошел войну. Фронтовиками были и оператор Вячеслав Шумский, и художник-постановщик Сергей Серебреников. Они снимали о том, что видели вживую, что пережили сами. Поэтому фильм очень правдив.
Но на самом деле, этот фильм не о войне. Он о выборе, который делает человек в трудную минуту: погибнет он или останется жить. И о том, какую цену заплатит за свой выбор.
- Фильм принес вам поистине всенародную любовь и популярность. Но скажите, не было у вас как у актрисы сожаления о том, что вы стали заложницей одной роли?
- Такое чувство у меня было, не скрою. И я стремилась вырваться из амплуа, любила костюмные роли. Среди них чеховская «Хористка». Мне также нравится играть ярких, характерных, комедийных героинь. Как, например, Ниночка-блондиночка из фильма «Одиноким предоставляется общежитие», жена Вартана, которого блестяще сыграл Фрунзик Мкртчяна. А не только простых сельских девушек. Хотя есть роли, на которые я соглашалась и которые мне дороги – роли настоящих русских женщин. Например, в фильме «Полынь – трава горька».
Но, вы знаете, вот сейчас я уже и профессор, и депутат, а для людей я всё равно по-прежнему остаюсь той молоденькой Лизой Бричкиной, геройски погибшей в Великую Отечественную войну. И я часто слышу за моей спиной перешептывания женщин старшего поколения: «Ой, так это ж та, что в болоте утопла»… И я сразу внутренне подбираюсь, выпрямляю спину, потому что должна соответствовать своей героине, образ которой всегда со мной.
- А как вы пришли в политику и почему?
- Раньше это называлось «общественная работа». Я участвовала в защите прав моих коллег, для этого мы создали «Гильдию актеров кино Советского Союза». Я была её вице-президентом и президентом петербургской организации. Потом, уже после Перестройки, мы создали организацию «Духовное наследие Родины», потому что мы опасались вестернизации российской культуры: всё заговорило по-английски, везде стали пропагандироваться так называемые «общечеловеческие ценности»… А ценности эти были явно заокеанского происхождения. Мы это почувствовали, объединились в организацию патриотической интеллигенции в которую вошли знаменитые композиторы поэты, актёры, преподаватели вузов… Это была очень мощная организация сопротивления. Мы проводили слёты городов-героев трёх стран: Россия, Белоруссия, Украина, собирали представителей интеллигенции этих городов, ветеранов войны, проводили патриотические мероприятия, концерты.
И затем, как руководитель этой организации я вошла в состав партийного списка компартии РФ на выборах 1999 года. Тогда ещё были разрешены блоки, которые позже запретили, и у нас был блок «Народно-патриотического союза России», куда входила и моя организация «Духовное наследие Родины». Так я стала депутатом парламента. И вот уже избираюсь шестой раз. Вначале я избиралась по партийным спискам, а последние созывы – по одномандатному избирательному округу от Санкт-Петербурга. Город этот очень строгий, в нём очень тяжело заработать авторитет: хотя в городе пять с лишним миллионов жителей, все, люди, которые чего-то стоят, мы все друг друга знаем на протяжении десятилетий.
Все шесть созывов парламента я являюсь заместителем председателя Комитета по культуре. Его председатель по пакетному партийному соглашению от «Единой России», а я его первый зам.
- Какая у нас сегодня ситуация в культуре? Что-то поменялось с началом СВО?
- Конечно. То о чем мы все время говорили, что нужно возвращаться к традиционным ценностям, семейным ценностям, исторической правде, к нашей памяти. Мы вот слёты годов-героев проводили – это были города-герои прославившиеся обороной в годы Второй мировой войны: Сталинград, Ленинград, Киев, Одесса… И вот сегодня правящая верхушка Российской Федерации и правящая партия тоже стали патриотами: надели смазанные сапоги, косоворотки, и все стали теперь ужасно традиционными. Перестали тыкать в нас пальцами и говорят: «Мы – первые патриоты России».
А мы в ответ: «Хорошо. Тогда мы теперь провозглашаем идеи справедливости. А справедливость состоит, прежде всего, в том, чтобы сократить социальный разрыв между богатыми и бедными». Ведь Россия – страна работающих бедных, когда заработная плата равна прожиточному минимуму, с чем мы не согласны. Это – безобразие! А ведь есть и те, кто работает на полставки. Поэтому мы требуем резкого повышения прожиточного минимума в РФ, уровеня минимальной оплаты труда и социальных выплат. Мы боремся за увеличение стипендий для студентов, за увеличение общественных фондов потребления: на образование, здравоохранение – мы очень караулим эти статьи бюджета.
Ну и, конечно, чтобы выровнять социальное положение, мы, например, считаем, что дети в школах должны питаться одинаково все. Независимо от материального положения, и бедные, и богатые. Мы уже добились этого для младших классов. И теперь боремся за то, чтобы и в средней школе были бесплатные обеды для детей с любым достатком. Потому что сегодня дети из малообеспеченных семей, которым выдают талоны на питание – в средней школе это 12-13 лет – не ходят обедать. Чтобы не выглядеть нищими на фоне класса. Мы считаем, что это – недопустимо!
Нужно, также, делать бесплатными все детские кружки, летние оздоровительные лагеря… У нашей партии резкое социальное направление. И, конечно, защита прав работающих по найму. Это могут быть и чиновники, мы всячески защищаем и мелкий, и средний бизнес. И, конечно, самое главное – защита рабочих коллективов. В настоящее время профсоюзы лишены очень многих прав, которые раньше они имели. Мы выступаем за возращение этих прав.
Программа у нас очень обширная, богатая. Но, как ни удивительно, в ней на первом месте стоит вопрос развития культуры. Культура – это душа народа. Наша цель – сохранение традиционной культуры, обогащенной всем лучшим, что есть в культуре человечества, но со своей самобытностью. Сохранение культурного кода – это сохранение нации. Мы за это боремся.
Я очень горжусь тем, что устроила скандал на съезде, после которого культуру с пятнадцатой последней строчки перенесли на первую. Сегодня этим гордится вся наша партия: мы единственная партия, которая поставила культуру, душу, эмоциональное состояние нации на первое место.
Если у нации есть душа, если она энергичная, активно развивающаяся, у нации есть будущее. Всё остальное мы решим. Мы построим новые заводы, новые здания, но свою историю, на протяжении тысячи лет мы должны знать – её заново построить невозможно. От неё отказалась Украина, от своей истории, и сегодня она гибнет. А мы сохраним историю тысячелетней России.