Донбасс устал
-
Фото предоставлено автором
12 октября Донецкая фильтровальная станция, не раз подвергавшаяся обстрелам ВСУ, была остановлена на ремонт.
Сокращена подача воды в нескольких районах города, в квартире друзей, где я обитаю, воды не было совсем. На прошлой неделе в микрорайоне рубануло электричество — закрылся ближайший магазин, в квартире накрылся электрочайник, а работавшая стиралка "описалась". У других моих друзей, живущих в самом центре Донецка, до сих пор нет отопления — в верхней квартире после подачи воды прорвало батарею. В семье двое детей, мать семейства, молодой учёный, работает вечерами на кухне при горящих газовых конфорках.
Эти мелкие бытовые трудности, которые испытывают жители центральных районов, несравнимы с теми проблемами и рисками, что составляют жизнь людей из районов прифронтовых. Там не ходит общественный транспорт, в иные районы даже не доезжает скорая — больных и раненых жителей эвакуируют соседи или же республиканские военные. Работают редкие магазины — или же их нет вообще, отсутствует социальная инфраструктура, как в посёлке Трудовские, где закрыта ближайшая к "красной" зоне школа, часты перебои с электричеством. Например, лишь в это воскресенье, 10 октября, в посёлке Коминтерново Новоазовского района вновь загорелся свет, которого не было больше месяца — украинские войска не давали "режим тишины", обстреливая посёлок, и трансформатор, расположенный на "нейтралке", невозможно было починить. После привлечения к проблеме внимания ОБСЕ и даже ООН подача электричества в Коминтерново была восстановлена в течение пары часов.
Но помимо проблем, вызванных непосредственно войной, существует ещё один мощный негативный фактор. Все эти коммунальные сбои показывают простую вещь: город устал. Износ коммуникаций при хронической недостаче денег на их ремонт, не говоря уже о замене. Низкие заработные платы "героических донецких коммунальщиков" — так, например, во время жизни в Донецке у меня был знакомый сантехник из ЖЭКа, которому я иной раз звонила напрямую, чтобы не ждать оформления заявки. Он приходил починить что-то в очередной раз сломавшееся уже после основной работы и каждый раз оценивал какой-нибудь мелкий ремонт в «полтинничек». Разумеется, я платила ему побольше этого «полтинничка», но вдумайтесь: есть ли где-то в большой России место, где квалифицированный мастер шевельнёт пальцем за 50 рублей? При этом цены на продукты питания в магазинах Донецка вполне сравнимы с московскими и петербургскими, иной раз и выше — так, этой осенью взвилась цена на картошку, самая дешёвая, что я видела, стоила 48 рублей за килограмм.
Эти моменты плюс психологическая усталость от войны и неопределённого статуса территории непризнанных республик и живущих здесь людей дают стабильное напряжение материала, в том числе и материала человеческого. После семи лет тлеющего конфликта всё и все находятся на пределе.
Недавно в газете "Коммерсантъ" вышли тезисы за авторством заместителя председателя Совбеза РФ Дмитрия Медведева о перспективах "украинского вопроса" и договороспособности лидеров этого государства. Адекватно оценив украинских политиков как "абсолютно несамостоятельных", "слабых", "необязательных" и "невежественных", Дмитрий Анатольевич сделал вывод о необходимости "дождаться появления на Украине вменяемого руководства", а также заявил, что "Россия умеет ждать".
Между тем сегодня исполнился год обещанию президента Украины Владимира Зеленского уйти в отставку, если у него не получится добиться прекращения войны в Донбассе. Надо думать, отставки Зеленского ожидать не приходится, равно как и скорого прекращения войны, ведь недавно украинским силовикам даже дали разрешение обстреливать территорию республик без санкции руководства.
"Коммунальная агония и удушье от ковида на фоне обстрелов окраин", — так прокомментировала моё сообщение в соцсетях о проблемах с водой и электричеством жительница Донецка. К слову, проблема ковида, ситуация с которым становится в ДНР тяжелее день ото дня, также имеет отчасти социальную природу — можно предположить, что измученные многолетним стрессом люди более подвержены тяжёлому течению заболевания, а медицина в режиме недостаточного финансирования, недостатка оборудования и лекарств и оттока опытных кадров хуже справляется с наплывом пациентов.
Возвращаясь к тезису Дмитрия Анатольевича о том, что "Россия умеет ждать", нельзя не задаться вопросом: чего в таком случае должен ждать Донбасс, зажатый между агрессивно-марионеточной Украиной и Россией с её бесконечным терпением?
Собкор "Ридуса" в Донбассе Наталия Курчатова для ИА "Новороссия"
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Уголь Донбасса спас Украину в 2014–2015 годах — МедведчукЗеленский обвинил Россию в отсутствии мира в Донбассе
Юрченко анонсировал постепенное повышение зарплат в Донбассе