Донбасс или Приднестровье: где на постсоветском пространстве полыхнёт после Карабаха
-
Давид Худжец
После того как в Карабахе перестали раздаваться выстрелы и разрывы снарядов, только самые наивные поверили, что можно выдохнуть и жить, как раньше. Нет, как раньше не будет. Не для того в одночасье вокруг России вспыхнули разной степени обострённости локальные конфликты. Их заказчики настырны, могущ
После того как в Карабахе перестали раздаваться выстрелы и разрывы снарядов, только самые наивные поверили, что можно выдохнуть и жить, как раньше. Нет, как раньше не будет. Не для того в одночасье вокруг России вспыхнули разной степени обострённости локальные конфликты. Их заказчики настырны, могущественны и привыкли добиваться поставленных целей. А на что готовы мы, кроме очередного хитрого плана?
Надолго ль в Карабахе не ба-бах?
Французский Сенат призвал правительство страны признать Арцах. Правда, уже тогда, когда тот стал наполовину Карабахом, то есть азербайджанским. Не факт, что французское правительство прислушается к этой рекомендации (а решение Сената и носит рекомендательный характер), тем более что и сама Армения с этим до сих пор особо не спешит. Но Франции очень хочется сломать игру Турции, бредящей возрождением османизма, причём повел Париж такую политику много раньше войны в Закавказье, когда поддержал Грецию, отбивающуюся от турецких атак в Эгейском море.
А до этого президент Франции Эммануэль Макрон принимал в Париже представителей курдских «Сил народной самообороны», что тоже было болезненно воспринято Анкарой. Наконец, печально известный эпизод с отрезанием головы французского учителя Пати также показал, насколько глубокой оказалась пропасть между странами: в ответ на макроновское осуждение исламизма Эрдоган по-хамски заявил, что президент Франции «нуждается в лечении психических расстройств», после чего с лёгкой руки Турции в мусульманском мире была запущена антимакроновская кампания с отпечатком следов от ботинка на лице французского лидера.
Но для нас во всём происходящем показательно то, что руками Франции Запад попытается влезть в конфликт, дабы отобрать лавры миротворца у России. А там, куда влезает Запад, случается либо война, либо полуколониальное существование. Потому-то, несмотря на установившееся в Закавказье перемирие, сложившийся в последние дни статус-кво, даже при наличии российских миротворцев, довольно шаток. Почивать на лаврах России, безусловно, нельзя, потому как и повода особого вроде нет, да и бурлит не только в Карабахе.
Почему в Донбассе роют окопы
Когда на днях у пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова поинтересовались, даёт ли всё произошедшее в Карабахе повод думать о том, что в Донбассе Украина решит пойти по азербайджанскому сценарию, ответ был кратким: «Не даёт». Сказал как отрезал. Будто постоянно находится на прямой связи с Киевом, и оттуда ему постоянно докладывают. Хотя кто знает этих партнёров…
На днях командующий украинскими силами ООС в Донбассе Руслан Хомчак брякнул не подумавши о том, что «мы сможем захватить и удержать эти территории», то есть треть Донбасса, что контролируется республиками. Правда, оговорился: мол, поскольку на отданных Киеву Минскими соглашениями двух третях населению не успели основательно отформатировать мозг необандеровской пропагандой, «воинам света» могут стрелять в спину…
Возможно, Хомчак выступил, чтобы в очередной раз побряцать шпорами и забралом перед украинским обывателем, тихо и громко спивающимися от позиционного беспредела подчинёнными и уже который год рвущимися полноценно зачищать русских местными нациками. Но в русском Донбассе к этим словам отнеслись со всей серьёзностью.
«Проведал вчера одного знакомого окопного кота, а заодно осмотрелся, — сделал запись в своём телеграм-канале один из немногих оставшихся в живых командиров Русской весны Александр Ходаковский. — Что должен отметить? Готовят вторую линию обороны! Сколько я об этом говорю? Постоянно. И люди те же, и война та же, но должен был случиться Карабах, чтобы эти люди осознали, что они на войне. Есть очень много вопросов по форме реализации задачи, но начали — уже хлеб».
И не только линию обороны наконец-то начали укреплять в ЛДНР, но и устроили сборы резервистам, а также всерьёз задумались о переводе своих вооружённых сил, обозванных в угоду «Минску» народной милицией, на призывные рельсы. С другой стороны, Россия закрыла границу с Донбассом для всех граждан РФ, не имеющих регистрации в крае, то есть старым россиянам. Именно Россия, повторимся, а не республики. То есть, если что, трети Донбасса предлагается самой справиться с Украиной? Без российских добровольцев? Если послушать мудрейшего российского политика Владимира Вольфовича Жириновского, то выходит, что так.
«У нас есть же Донбасс, почему они молчат? — сказал политик в эфире «Соловьёв LIVE». — Пусть они начнут всю область освобождать, у них ведь только треть области. Всё население Донбасса 7,5 миллиона человек, это была самая населённая область Украины. А здесь живут всего 2 миллиона, а 5 миллионов живут при том режиме. Почему они не могут границы своей республики сделать в рамках всего Донбасса, то есть проводить наступательную политику?»
В сети ему, правда, уже заочно ответили.
Гражданин России, кстати, москвич, гуманитарщик Алексей Родригес Колесников: «Он наступать лично сам будет? Какими силами «наступать» и «забирать»? Двадцатитысячным корпусом, который тонкой линией растянут вдоль ЛБС? Против 200-тысячной, прекрасно вооружённой и обученной группировки противника? «Атака мертвецов», что ли? Вы хотя бы посмотрели, кто у нас в окопах сидит, чем они вооружены и оснащены. Чему они обучены. И во что одеты!»
Почему Украине плевать на переговоры
То есть дело ясное, что дело мутное. И информация о том, что Украина намерена закупить больше турецких беспилотников, зарекомендовавших себя в Карабахе, а потом «заполировать» их партией израильских барражирующих боеприпасов, не внушает оптимизма. Пишут, что уже прибыли в украинские боевые части добрые турецкие советники, чтобы обучать личный состав работе на этих славных смертоносных железках.
Параллельно этому украинская сторона откровенно издевается над российской на бесконечных минских переговорах и в упор не хочет замечать ЛДНР. Последние ещё в октябре разработали очередную «дорожную карту», а гоп-компания из Киева даже смотреть на неё не желает. Но в ответ предлагает свою, 80% которой не соответствует даже той порн…простите, документу, который носит название «Минские соглашения». Не хочет договариваться Киев.
При этом обстрелы становятся интенсивнее. Мало того, позиции ВСУ всё активнее приближаются к позициям народной милиции. Это фиксируют даже в ОБСЕ, а уж эти в симпатиях ко всему русскому никогда замечены не были. По их данным, расстояние между противоборствующими сторонами сократилось дл 370 метров.
«Наш БПЛА зафиксировал три продления окопов ВСУ под посёлком Пески, — сообщают евронаблюдатели. — Сеть своих траншей они продлили на сто девяносто, сто пятьдесят и двадцать метров. Первые два продления мы оценили как укрепление существующей позиции, а двадцатиметровое продление к линии соприкосновения нами расценено как продвижение вперёд».
В это время нармилы под обстрелами мужественно выполняют условия перемирия. Потому как другого выхода у них нет, иначе посадят «на родине в плену». И продолжают гибнуть. Сегодня контрактники, а завтра, видимо, уже срочники. Так, в первых числах ноября погиб командир стрелкового батальона 11-го полка, уроженец, похоже, уже навечно оккупированного необандеровской нечистью Мариуполя Андрей Марик Панькин. Погиб, вытаскивая бойца из-под обстрела.
«Комбата убил украинский снайпер, что категорически противоречит как логике действующего безусловного и бессрочного перемирия, так и международно признанным гуманитарным нормам», — заявила глава МИД ДНР Наталья Никонорова.
И здесь даже не удивляет, а просто-таки поражает одно: шесть лет от Киева, оказывается, ждут соответствия какой-то там логике. Или настолько альтернативно мыслящие эти ждущие, или так хорошо изображают то, что велят из Москвы. Потому как последние заявления, например, посольства РФ на Украине — того самого, что сняло российский триколор, чтобы не провоцировать братскую любовь, — звучат в том же ключе: «Российская сторона призывает руководство Украины отказаться от логики войны и действовать в интересах мира и гражданского согласия с целью достижения скорейшей имплементации «Комплекса мер» на основе прямого и предметного диалога между украинским правительством и властями Донецка и Луганска».
Ага, сейчас. Мы не пифии, предсказаний не делаем, тем более что с 2015 года их было сделано немало. Но можем констатировать: опыт Азербайджана вдохновил Украину. И в небе над Донбассом снова запахло войной.
Приднестровье на коготке Майи
Ну а на других направлениях тоже всё весело. Для тех, кто забыл: президентом Молдавии стала Майя Григорьевна Санду. Добрая женщина, покончившая с русским образованием в частично русскоязычной стране. Добрая женщина, восхищавшаяся тем, как Украина «решает» вопрос с Донбассом. Добрая женщина, которая, будучи премьер-министром и пообщавшись с комичным президентом Украины Владимиром Зеленским, не упустила случая поболтать в Киеве и сфоткаться на память с Мишико Саакашвили. Видимо, с целью обмена опытом по усмирению «сепаратистов».
Неудивительно, что, придя во власть, Санду практически первым делом заявила о том, что «мы найдём формат решения конфликта (с Приднестровьем. — Прим. ред.), он должен включать полный вывод российских войск с территории Молдавии».
И конечно, добавила, что это решение должно быть исключительно мирным. Ага. Насколько мирно, можно было наблюдать по поведению её соратников по прозападной партии «Действие и солидарность», которые, оскорбляя и нападая, препятствовали голосованию на недавних президентских выборах в Молдавии представителей даже того невеликого процента (который за десятилетия безысходности, надо признаться, существенно вырос) лоялистов из русского Приднестровья.
Да и с «российскими войсками» в ПМР тоже всё интересно, поскольку миротворческий контингент в непризнанной республике в основном укомплектован… местными жителями. Что очень просто объясняется: ротация миротворцев через недружественные Украину и Молдавию затруднена, граждан России среди приднестровцев хватает, беда лишь в том, что вооружение у них всё больше устаревшее, поскольку тягать новинки через всё те же границы тоже не получается. И всё это, безусловно, известно как в Кишинёве, так и международным покровителям госпожи Санду.
Но российская миротворческая миссия в ПМР сегодня — символ того, что Россия худо-бедно, но своих соплеменников на самом западном русском форпосте не бросает. И если что, может повторить, как генерал Лебедь в 1992 году. Хотя не было тогда за спиной у Лебедя откровенно враждебной украинской территории. И закрытого для российской военной и транспортной авиации неба. И всего ополчившегося против Москвы Запада. Это Майя Григорьевна, очевидно, понимает. Поэтому начнёт давить не сразу, а наверняка прибегнет к излюбленному трюку последних лет, к которому и «пророссийский» Игорь Додон прибегать не стеснялся: совместной украино-молдавской таможенной блокаде мятежной республики. И если последняя выстоит, то… Ну вот не зря же именно в этом году так активизировались двадцать лет тихо спивавшиеся ветераны местного АТО образца 1992 года.
Дед придёт и новый мировой порядок наведёт?
К этому надо добавить, что ничего не закончено и в Белоруссии, а западные спецслужбы не зря дрессировали мадам Тихановскую, чтобы многовекторный Батька в ближайшие лет сто правил себе в усы. Оппозиция вовсю составляет люстрационные и расстрельные списки и, несмотря на жёсткий отпор силовиков, успокаиваться не собирается. Так бывает, когда люди чувствуют за собой силу, и мы, не испытывая ни малейших симпатий к дерусификатору Лукашенко, к сожалению, прекрасно знаем, что это за сила.
Ну и Средняя Азия. Это она пока только замерла в тревожном ожидании, ограничившись очередной «революцией» в Киргизии, которая привела к власти не пойми кого. А так в целом там же полный набор геополитических угроз: авторитарные режимы, исламизм, нерегулируемые потоки гастарбайтеров, контрабанда и наркотрафик, явно симпатизирующий США Казахстан и местечковая русофобия, близость к Афганистану и турецкие амбиции по поводу «Великого Турана». Поднеси спичку только…
А поднести есть кому. Экипаж американского эсминца «Джон Маккейн» не даст соврать. И это только прощальное послание от уходящего Дональда Трампа, которого в принципе, кроме денег и своей страны, мало что интересовало. Теперь на его место приходит старина Джо Байден, которому, как и стоящему за ним кублу, интересен весь мир. И старые клинтоновские методы подчинения оного своим идеологическим и финансовым интересам. А стало быть, не будем по воде гадать и признаемся себе честно: война будет. Она и не прекращалась, но станет намного горячей. Вопрос только во времени, в форме и месте. А точнее, в том, где полыхнёт раньше. Ибо мест таких предостаточно…
Алексей Топоров
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.