Дмитрий Жвания: На нынешней Украине тон задаёт «нацшиза»
Ко «дню» защитника Украины во всех крупных областных центрах открылась выставка «Фактор свободы», организаторы которой предлагают по-новому взглянуть на личности Мазепы, Петлюры и Бандеры, «которые на протяжении последних 300 лет были символами свободы и борьбы за украинскую идею». О том, почему эт
Ко «дню» защитника Украины во всех крупных областных центрах открылась выставка «Фактор свободы», организаторы которой предлагают по-новому взглянуть на личности Мазепы, Петлюры и Бандеры, «которые на протяжении последних 300 лет были символами свободы и борьбы за украинскую идею». О том, почему это стало возможно на нынешней Украине и каковы последствия подобной культурно-просветительской «политики», рассказал ИА «Новороссия» историк, журналист, общественный и политический деятель Дмитрий Жвания.
Напомним, день защитника Украины, согласно указу бывшего президента Порошенко перенесенный с 23 февраля на 14 октября, торжественно отмечается с днем образования так называемой украинской повстанческой армии (ОУН-УПА)*
«В Киеве 1 января 2010 года я стал свидетелем факельного шествия в честь очередного дня рождения Степана Бандеры. Участники шествия кричали «Бандера, Шухевич – герои народа, они воевали за нашу свободу!». Выглядело всё это весьма маргинально – на шествие собралось от силы сотни две человек. Но это в Киеве. А во Львове летом 2010 года я посетил матч местной команды «Карпаты». Фанатский вираж размахивал флагом с изображением Романа Шухевича в форме батальона «Нахтигаль», и прыгая, кричал «Кто не скачет, тот москаль!». Можно это назвать фанатским глумом, но во Львове и Львовской области и в те годы организаторы ОУН-УПА и её командиры преподносились народными героями. Так, напротив львовского вокзала был размещён биллборд с фото Евгения Коновальца, везде продавались красно-чёрные флажки УПА, в сёлах я видел часовни (каплычки) в честь бойцов УПА.
С другой стороны, в Сумах и Путивле, где я был в феврале 2013 года, всё напоминало о Сидоре Ковпаке. И местные жители очень гордились своим героическим земляком. Не знаю, что сейчас с памятью о Ковпака в Сумах и Путивле, да и вообще – на Украине. Не стала ли его память жертвой «декоммунизации»? Вспоминают ли сейчас на Украине о такой героической женщине, как Евдокии Завалий, которая, командуя подразделениями морской пехоты, наводила ужас на гитлеровцев? Немцы её прозвали «фрау Чёрная смерть». Вспоминают ли лётчика Ивана Кожедуба, уроженца Черниговщины?
Украина породила огромное число героев Великой Отечественной войны и героев России вообще. Не будем забывать о героях обороны Севастополя в Крымской войне – матросе Петре Кошке и его товарище, матросе Игнатии Шевченко, который погиб смертью храбрых, спасая командира. Это наши общие герои.
А Мазепа, Петлюра и Шухевич – для нас антигерои. Мазепа – архетип предателя, Петлюра – погромщик, Шухевич – нацист, выброшенный своими немецкими хозяевами за ненадобностью. Печально, что современная украинская идентичность строится на противопоставлении русским представлениям о добре и зле. Выходит, что заработал принцип, выдвинутый создателем батальона «Азов» Андреем Билецким: «Всё, что для русского слава и героизм, для нас мерзость и гадость, и наоборот».
Но хочется верить, что принцип Белецкого не заработал, просто агрессивное меньшинство, в том числе те самые фрики, что 1 января шагали с факелами, отмечая день рождения Бандеры, и западенцы навязывают свои представления об истории всей Украине.
Так было в России в начале 90-х, когда либеральные фрики навязывали всей стране своё видение русской истории. У нас тогда пыталась доминировать «демшиза», а на Украине сейчас тон задаёт «нацшиза». Тем же сумчанам и путивлянам закрыли рты. Но им надо побыстрей их открыть, ибо на Украине скоро вырастут поколения, которые ничего не знают ни о Евдокии Завалий, ни о Сидоре Ковпаке, ни о Иване Кожедубе, да и о матросах Кошке и Шевченко тоже. Но, полагаю, чем наглее будет себя вести украинская «нацшиза», тем быстрей будет общий украинский ответ. У нас же «демшизе» пасть закрыли довольно скоро.
Но нельзя не отметить, что российские чиновники, которые курировали «украинское направление», показали себя полными бездарями. Нужно было добиться того, в том числе с помощью киноискусства, чтобы украинцы гордились тем, что их земля породила множество героев всей Российской империи и СССР. Но нет. Ни сериала о Ковпаке, ни фильма о Завалий или Кожедубе. Фильм «Тарас Бульба» – скорее исключение из правила. Зато за это время на Украине вышли фильмы «Непокорённые» (восхваление Шухевича), «Железная сотня» (идеализация УПА), «Дума о Мазепе» (реабилитация этого гетмана). И в итоге то, что ещё десять лет назад выглядело маргинальщиной, «шизой», вышло на первый план в виде «государственной» политики».