Дмитрий Посредников: Усиливая раскол в Православном мире, Константинопольский патриархат ставит вопрос о собственной каноничности
Вселенский патриарх Варфоломей отказался собрать собор предстоятелей Православных Церквей для обсуждения автокефалии Православной Церкви Украины, предложенный для созыва Русской Православной Церковью. Об этом говорится в письме Варфоломея в адрес предстоятеля Антиохийской Православной Церкви, котор
Вселенский патриарх Варфоломей отказался собрать собор предстоятелей Православных Церквей для обсуждения автокефалии Православной Церкви Украины, предложенный для созыва Русской Православной Церковью. Об этом говорится в письме Варфоломея в адрес предстоятеля Антиохийской Православной Церкви, которое цитирует сайт Русского Православия. «Вселенский патриархат имеет серьезное основание воздержаться от таких сборов на общеправославном уровне, которые будут тщетными, поскольку приведут к согласию только в том, что участники будут не согласны друг с другом», – заявил Варфоломей.
Чем вызвано такое неприятие идеи Собора? Предложение РПЦ прокомментировал эксперт, кандидат исторических наук, доцент Дмитрий Посредников.
«1 марта пришла информация, что Вселенский патриарх Варфоломей отказал патриарху Антиохийскому Иоанну Х в просьбе о Всеправославном обсуждении предоставления автокефалии так называемой Православной Церкви Украины. С аналогичным вопросом в Константинополь обращались другие автокефальные церкви — польская и чешская. Как видим, Константинопольский патриарх не нашел ничего лучшего, как аргументировать свой отказ тем, что якобы Антиохийская Церковь, а также Русская, Болгарская, Кахетинская проигнорировали Всеправославный Собор на Крите в 2016, тем самым лишившись якобы «морального» права требовать Всеправославнных обсуждений, поэтому проводить собрание Православных Церквей по вопросу о так называемой ПЦУ бесполезно. Явно Варфоломеем было сказано «нет», и то, кто и что стоит за этим «нет» в православном мире всем известно. Таким образом, возникла тупиковая ситуация. Потому что какие могут быть обсуждения о законности образования так называемой ПЦУ, которую, не признает ряд мировых Православных Церквей, в том числе РПЦ, другие же (польская, чешская) сомневаются.
В церковном мире возникла совершенно новая беспрецедентная ситуация, спровоцированная конкретно Константинопольским патриархом Варфоломеем, псевдопатриархом Филаретом (Денисенко) и президентом Украины Порошенко.
Если вчитаться в текст Томаса, который был предоставлен ПЦУ, видно что, по сути, в этом документе прописано требование о признании Варфоломея в качестве главы всей поместной церкви. Причем, что интересно, в том же Томасе Господь Иисус Христос ни разу не назван Главой церкви, а именуется только ее основателем. Для православного богословия это совершенно странная ситуация, которой еще не было.
Понятие «Главы церкви» во Вселенском масштабе в тексте Томаса закреплено лишь за Константинопольским патриархом. Далее, закреплено право Константинопольского патриарха производить беззапеляционный суд над всеми клириками поместной церкви.
— Готовность переподчинить Константинополю всю православную диаспору.
— Необходимость согласования важных церковных вопросов с Константинопольским патриархатом как высшим авторитетом в области догматики и каноническим истин.
— Право на вмешательство Константинополя во внутренние дела своей поместной церкви и под видом уврачевания расколов в дела других церквей.
Константинопольский патриархат согласно тексту Томаса как бы заявляет, что является центром Православия Великой Христовой Церкви, несмотря на все беззакония которые он чинил с Украиной.
Можно было бы сказать — это просто бумага, текст, которой касается лишь Константинополя и Украины. Но нет, оказывается еще в 1924 году, когда Константинополь даровал автокефалию польской Православной церкви, уже был создан прецедент, когда небольшая оговорка в Томасе стала предлогом к которому вернулись только сейчас, в 2018-19 годах, при этом ссылаясь на этот текст столетней давности.
Возникла ситуация, которая объективно с одной стороны требует серьезнейшего обсуждения, которое сейчас не возможно. Ведь если Константинопольский патриархат, взявший под свою длань украинские церкви и приходы, находящиеся в расколе, нарушает внутренне 33 правило Никейского собора «не подобает молится с еретиком или раскрольником», то может возникнуть вопрос о принятии самого Константинопольского патриархата и тех церквей, которые примут или вынуждены принять ситуацию с признанием так называемой ПЦУ.
К слову, подобная ситуация произошла, когда начинался раскол в 1054 году между константинопольской церковью и римской церковью, во время которого церкви постепенно выходили из канонического общения, потом из евхаристического, т.е. перестали вместе совершать литургию. И теперь, как мы знаем, уже почти тысячу лет и Католическая церковь, и Православные церкви существуют, находясь, фактически, в расколе.
Сейчас также образуются две группы Православных церквей. Одни – поддерживающие Константинополь, и Церкви, которые поддерживают линию Москвы, активно заявляющие о своей позиции. Такое положение дел, как мы видим, действительно ведет к расколу в Православном мире.