Частные военные компании Запада: выполняя преступные приказы киевского режима
Режим Порошенко, захвативший власть в Киеве благодаря активной поддержке западных кураторов и «специалистов» частных военных компаний (ЧВК), является одним из крупнейших заказчиков боевиков ЧВК. Причем, в силу отсутствия юридической базы для оказания непосредственной военной помощи Украин
Режим Порошенко, захвативший власть в Киеве благодаря активной поддержке западных кураторов и «специалистов» частных военных компаний (ЧВК), является одним из крупнейших заказчиков боевиков ЧВК. Причем, в силу отсутствия юридической базы для оказания непосредственной военной помощи Украине со стороны США и стран Запада, в том числе поставок летального оружия, так называемые западные «партнеры» Киева все активнее прибегают к использованию такого негосударственного инструмента, коим являются частные военные компании. При их помощи оказывается самый широкий спектр услуг по совершенствованию ВСУ, Национальной гвардии и других вооруженных формирований «незалежной».
Еще 7 августа 2014 года представитель пресс-центра т.н.»АТО» Алексей Дмитрашковский официально признал, что в Донбассе воюют иностранные наемники. «Представители других стран, которые принимают участие в операции, есть. Об этом не раз сообщалось», — заявил он. Порошенко также был вынужден признать, что в рядах украинской армии воюют некие «иностранные военнослужащие», что, кстати, категорически запрещено украинским законодательством. В ходе пресс-конференции отвечая на вопрос журналистов, он поручил Генштабу украинской армии обнародовать данные по количеству иностранцев, воюющих в Донбассе на стороне Киева, но при этом дал понять, что, кроме официоза, никакой конкретики не будет. «Относительно тысяч иностранных граждан, которые воюют на стороне Украины, поскольку эта фраза, пускай со ссылкой на Генштаб, была озвучена в моем присутствии, я ее не могу подтвердить и попрошу Генштаб обнародовать официальную позицию по этому поводу», — уклонился от прямого ответа на поставленный вопрос Порошенко, спешно вспомнив принятый Верховной Радой закон о якобы предоставлении наемникам из дальних стран украинского гражданства.
На данный момент собрана крупнейшая база данных относительно участия ряда частных военных кампаний в вооруженной агрессии в Донбассе. В конце января прошлого года немецкий политический консультант Михаэль Людерс заявил, что на стороне Киева воюет около 500 сотрудников бывшей Blackwater, а ныне Academi. «Это те самые наемники, которые раньше воевали в Ираке», — сообщил Людерс в интервью каналу Phoenix. Эксперт считает, что Порошенко «принял данное решение не единолично», так как правительство «не располагает собственными финансовыми средствами, чтобы вести средне- или долгосрочную войну на востоке страны».
Academi (ранее носившие название Blackwater) — скандально известная организация американских наёмников, которая неоднократно обвинялась в неоправданной жестокости по отношению к мирному населению и в контрабанде оружия. Blackwater была основана в 1990-х годах как небольшая охранная фирма. Но уже с начала 2000-х годов компания стала получать заказы по охране объектов в Ираке и Афганистане. Боевики частной армии прославились жестокими методами и игнорированием моральных норм. Из-за постоянных скандалов Blackwater несколько раз пришлось менять название. На вооружении этой американской охранной фирмы стоят самые современные образцы оружия, в том числе авиационная техника и тяжёлые броневики.
По данным военных экспертов, бывшая Blackwater для заброски в Донбасс набирает боевиков в странах балканского региона. «Для отправки привлекаются преимущественно граждане Хорватии и Косово, имеющие опыт боевых действий, к примеру, бывшие члены Освободительной армии Косова. Эти наёмники в основном действуют в составе так называемых добровольческих батальонов. По некоторым данным, общее количество воюющих на стороне Киева представителей стран бывшей Югославии оценивается порядка 200 человек», — говорят эксперты.
Важно также отметить, что в середине апреля 2014 года, когда отряды ополчения устанавливали контроль над городами Донбасса, в Киев тайно приезжал глава ЦРУ Джон Бреннан. По имевшимся на тот момент данным, одной из причин его визита был вопрос о «пропаже 20 американских граждан» на подконтрольных ополчению территориях. Предполагалось, что пропавшие могли являться сотрудниками одной из частных военных компаний.
В период после заключения первых Минских договорённостей (сентябрь 2014-январь 2015 года), во время спада информационной активности, связанной с частными военными формированиями на Украине, в прессу просочилась информация о возможном контракте украинской стороны с одной из них — Green Group. С января 2015 года эта компания вела подготовку батальона ВСУ для ведения боевых действий в городских условиях. При этом указывалось место, где планировалось осуществлять подготовку: Яворовский учебный центр ВСУ (Львовская область).
Данная информация подтвердилась после публикации группой «КиберБеркут» документов, касающихся контактов Киева с Green Group. Основное внимание тогда уделили информации о попытках США добиться от своих европейских союзников согласия в вопросе о поставках летального вооружения на Украину. Но, опубликованные документы свидетельствовали также о том, что американская сторона добилась существенных успехов в части подготовки ВСУ и Национальной гвардии, используя опыт «специалистов» и других частных военных компаний. Так, в начале марта текущего года, стало известно, что компания Glacier Technology Solutions LLC объявила о наборе граждан, свободно владеющих украинским и русским языками, якобы для участия в проведении тренировок морской пехоты США. Видимо, это должно было упростить взаимодействие между американскими «специалистами» и обучаемыми с украинской стороны.
Анализ открытых источников позволяет утверждать, что начиная с 2014 года, на территории Украины по контрактам с киевским режимом, кроме США, действуют также частные военные компании из Польши и Великобритании. География их присутствия в основном совпадает с географией военной активности: Донецкая, Луганская области. Кроме того, отмечалось присутствие сотрудников частных военных компаний в Харьковской, Днепропетровской областях и Киеве.
Основные задачи, которые осуществляются «специалистами» этих компаний в указанных регионах: обучение и координация на местах сотрудников правоохранительных органов, а также специальных подразделений. Цели: ликвидация протестной активности; вывоз и сопровождение частных лиц и персонала с территорий, охваченных восстанием. Подобные задачи ранее уже выполнялись в Ираке, Афганистане, Боснии и Герцеговине, Косово и некоторых других регионах рядом зарубежных компаний: DynCorp (США), Academi (США), Greystone Limited (США), а также Erinys (Великобритания).
По некоторым данным, с 2014 года также активно участвует в ходе карательной операции в Донбассе боевики польской частной военной компании ASBS Othago и компании, принадлежащей польскому политику, бывшему депутату Сейма Ежи Дзевульски. Последняя, например, имела прямое отношение к подготовке операции по окружению и проведению полицейской миссии в районах Славянска. Этот факт подтверждает президент Академии геополитических проблем Константин Сивков: «То, что поляки чрезвычайно активно участвовали в дестабилизации Украины очень хорошо известно. Бойцы националистических группировок имели серьезную поддержку как со стороны иностранной, это не только Польша, это в том числе и Соединенные Штаты Америки, их представители, неофициальные органы, так и со стороны… официальных властей Украины».
По мнению экспертов, на территории Украины работают также специалисты британской компании Halo Trust. Официально эта неправительственная организация оказывает помощь по разминированию в странах, пострадавших от вооруженных конфликтов.
На самом деле, с 1997 года именно специалисты Halo Trust занимались сбором разведданных военно-политического характера на территории России и помогали кавказским боевикам, устроив вместо разминирования, курсы по подготовке специалистов минновзрывного дела. Британцы также поддерживали тесные контакты с полевыми командирами. Контрабандным путем в Россию поставлялась спецтехника, средства связи и имущество военного назначения для боевиков. По мнению военных экспертов, примерно тем же 35 специалистов Halo Trust занимаются сегодня на Украине.
Следует отметить, что помимо иностранных частных военных компаний, имеющих контракты с государственными или частными структурами, на Украине существуют официально зарегистрированные так называемые национальные частные военные формирования. Согласно международным документам, таковых четыре. В частности, достоверно известно об участии в вооружённом конфликте на Донбассе компании Omega Consulting, которой руководит Андрей Кебкало. Еще в 2014 году эта компания открывала вакансии «консультанта» и одним из предъявляемых к кандидатам требований являлось наличие Донецкой, Харьковской или Луганской прописки. Официально компания признала своё участие в операциях по «экстренному выводу персонала заказчика из Автономной Республики Крым и Донбасса». В настоящий момент «отдел» по связям с общественностью Omega Consulting признаёт наличие контрактов, связанных с выполнением ряда заданий в Донбассе, однако утверждается, что правительственных заказов не поступало — все договоры якобы заключены с частными лицами.
В последнее время на Украине участились призывы обеспечить законодательную базу для работы частных военных компаний. В апреле прошлого года с таким предложением выступил экс-глава Правого сектора (запрещен в РФ), народный депутат Ярош, что было воспринято, как попытка легализовать частные армии (например, в интересах Коломойского). Правда, с тех пор как дороги Яроша и Коломойского разошлись, о частных компаниях он больше не вспоминал. Впрочем, в Правом секторе (под эгидой которого официально существует незарегистрированное вооруженное формирование Украинская добровольческая армия — бывший Добровольческий украинский корпус) по-прежнему считают легализацию частных военных компаний нужным делом.
«Сейчас Правый сектор, безусловно, не стал бы ЧВК, потому что мы на войне, мы заняты тем, что отбиваем агрессию России. А в мирное время уже можно говорить. Есть большое количество людей, которые воевали, которые привыкли себя видеть в милитаризованных структурах. После войны об этом можно говорить», — сказал пресс-секретарь Правого сектора Артем Скоропадский.
Идейный вдохновитель батальона «Святая Мария» Дмитрий Корчинский сам имеет опыт участия в военных кампаниях: он на добровольных началах участвовал в военном конфликте в Приднестровье, а следственный комитет РФ возбудил в отношении Корчинского уголовное дело по подозрению в участии в боевых действиях на стороне чеченских сепаратистов в 1994-1995 годах.
«Наемничество — традиционное занятие для украинцев. С этого начиналось казачество. И потом все время за счет этого и жило. В Украине довольно много людей имеют военную профессию. ЧВК могли бы решать и чисто украинские проблемы. Много чего в зоне АТО следовало бы перекладывать на ЧВК: это было бы и дешевле, и эффективнее, чем использование ВСУ», — уверен Корчинский.
Проведённый анализ показывает, что в ходе вооружённого конфликта на Украине киевским режимом и частными лицами (главным образом, олигархами) заключаются контракты с частными военными компаниями, прежде всего из США, Польши и Великобритании. По мере развития вооружённого противостояния частные военные компании охотно привлекаются киевским режимом к выполнению ряда функций: охрана объектов и лиц, оперативное и стратегическое планирование, обучение персонала на всех уровнях, вывоз и сопровождение лиц и персонала. Активного участия сотрудников частных военных компаний непосредственно в боевых действиях в Донбассе пока не зафиксировано, что связано с рядом причин, главная из которых — наличие достаточного числа мотивированных добровольцев-националистов в рядах национальной гвардии и добровольческих батальонах, которые также требуют обучения «специалистов» ЧВК.
Учитывая опыт войн в бывшей Югославии, когда с помощью американских инструкторов ЧВК MPRI хорватской стороне удалось осуществить успешную наступательную операцию против сербов, факт выполнения задач самого высокого уровня зарубежными ЧВК по заказу киевского режима не следует сбрасывать со счета. Иностранные частные военные компании имеют достаточную материально-техническую базу на территории Украины, значительные связи и опыт работы. Поэтому, в силу отсутствия серьёзных намерений реализовывать мирный сценарий, в краткосрочной и среднесрочной перспективе использование частных военных компаний режимом Порошенко будет только возрастать. Серьёзные шансы выйти на украинский рынок в новом качестве (помимо указанных выше) есть у компаний, уже имеющих серьёзную материально-техническую базу и связи в этой стране (например, BritAm, Erinys или исчезнувшая после серьёзного скандала Muse Professional Group). В среднесрочной перспективе можно также ожидать развитие национального украинского рынка частных военных компаний.
Евдокия Полищук специально для ИА "Новороссия"
Комментарий:
Общественно-политический деятель и писатель Павел Раста (Шекспир), воевавший в рядах ополчения в Донбассе, считает, что факт присутствия американских частных военных компаний нисколько не удивителен. «Я считаю, что удивляться этому довольно наивно по простой причине — Америка уже очень давно мало с кем воюет силами собственной армии. Если где-то речь идет об американской агрессии — скорее всего, речь идет об использовании тех или иных частных военных компаний. Их довольно много. Хэло Траст, Блэк Вотер, Милитари Профешнл, Академия (бывшая Блэк Вотер)… Это только основной набор, основная обойма тех ЧВК, которые используют США. Такова тактика их действий в интересующих регионах.
К примеру, недавно в Мьянме, бывшей Бирме нашли нефть. Там потихоньку начинает «делаться» оранжевая революция. Я не удивлюсь, если кто-то из этих ребят «всплывет» в этой стране в ближайшие год-два. Не повезло стране, ее недра оказались богаты. Интересы в Донбассе у них несколько иные, тем не менее, это стратегические интересы. Естественно, они важнее, интересов в Бирме.
Кстати, хорватский сценарий, а именно операция «Буря» также была осуществлена силами частных военных компаний США, которые прибыли на Балканы. В частности, там активно отметилась Милитари Профешнл.
В Донбассе их «специалисты», с которыми лично встречались мои боевые товарищи, находятся с 2014 года, хотя и не афишируют свое присутствие. Из личного опыта хочу подчеркнуть, что рассказы об их боевых способностях несколько преувеличены. Несмотря на то, что их боевики хорошо обучены, никто из них не Арнольд Шварценеггер и даже не Жан-Клод Ван Дамм».